Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:39, научная работа
Существующие проблемы экономической оценки эффективности внешней торговли промышленными товарами в условиях развития внешнеэкономических связей предприятий и фирм обусловили выбор данной темы выпускной квалификационной работы. Целью работы является изучение теоретических основ, методических положений и разработка практических рекомендаций по повышению экономической эффективности импорта промышленных товаров, а именно химических материалов, в условиях развития внешнеэкономических связей Российской Федерации на примере ЗАО «Таркетт» на современном этапе.
Введение………………………………………………………………… 3
1 Теоретические и методические основы оценки эффективности импорта химических материалов….………………………..
7
1.1 Динамика, место и значение импорта химических материалов для экономики РФ…...…………………………………………...
7
1.2 Методические подходы к анализу эффективности импортных операций…………………………………………………………..
27
2 Технико-экономическая и финансовая характеристика деятельности ЗАО «Таркетт»………………………………………………….
38
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ЗАО «Таркетт»……………………………………………………………………….
38
2.2 Оценка финансового состояния ЗАО «Таркетт»…..……. 55
3 Оценка экономической эффективности импорта «ЗАО Таркетт»………………………………………………………………………...
66
3.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности ЗАО «Таркетт»……………………………………………………………………….
66
3.2 Анализ экономической эффективности импорта ЗАО «Таркетт»……………………………………………………………………….
73
3.3 Пути повышения экономической эффективности импорта химических материалов ЗАО «Таркетт» в современных условиях………...
84
Заключение…………………..………………………………………….. 92
Список использованных источников…………………..……………… 96
Весь ассортимент виниловых напольных покрытий, производимых ЗАО «Таркетт» подразделяется на: коммерческий линолеум, полукоммерческий линолеум и бытовой линолеум.
Коммерческий линолеум ЗАО «Таркетт»
предназначен как правило для
помещений с большой
Полукоммерческий линолеум сочетает в себе уникальные свойства коммерческого линолеума и легкость в укладке и эксплуатации, характерную для бытовых напольных покрытий.
Бытовой линолеум, производимый на ЗАО «Таркетт», предназначен для помещений с более низкой проходимостью и используется преимущественно для жилых помещений, особенностью данного класса также является простота в укладке и эксплуатации.
По технологии производства линолеум, производимый на ЗАО «Таркетт», классифицируется на:
Гетерогенный линолеум состоит не из одного слоя, а из нескольких слоев (стеклохолст, ПВХ масса, пигменты, рисунок, защитная прозрачная пленка), гомогенный является однородным по составу покрытием, основой которого является ПВХ.
ЗАО «Таркетт» обладает самым широким в России ассортиментом линолеума:
Таблица 3 – Распределение выручки между продуктовыми линиями ЗАО «Таркетт», 2006-2008гг.
Категория линолеума |
Класс |
Наименование коллекций |
Доля выручки в общем объеме, % | ||
2006г. |
2007г. |
2008г. | |||
Бытовой гетерогенный |
высшего класса |
Алмаз, Арсенал,Европа, Discovery, Магия, Imperial Elite, Радуга, Optima |
35,3 |
35,55 |
33,8 |
среднего класса |
Eruption, Super S, Люкс, Evropa |
47,2 |
44,03 |
42,73 | |
Полу коммерческий гетерогенный |
стандартный |
Force, Moda, Идиллия, Марафон, Спринт, Record |
11,94 |
13,65 |
13,3 |
бюджетного класса |
Весна, Баланс, Мастер, Гарант |
2,1 |
2,4 |
3,8 | |
Коммерческий гетерогенный |
стандартный |
Acczent Mineral, Acczent Mistral, Acczent Terra, Acczent Timber, Acczent Wood |
1,31 |
1,38 |
1,4 |
Коммерческий гомогенный |
Standart |
Horizon |
0,37 |
0,64 |
1,15 |
Plus |
Primo |
1,13 |
1,52 |
2,4 | |
IQ |
Aria, Melodia, Eminent, Optima, Granit, Monolit, Megalit |
0,65 |
0,83 |
1,42 | |
Итого, %: |
100 |
100 |
100 |
Анализируя таблицу 3 можно сделать вывод, что наибольшим спросом у покупателей ЗАО «Таркетт» пользуется бытовой гетерогенный линолеум (44,03% бытовой линолеум среднего класса и 35,55% высшего класса в 2007 году соответственно). Это, в первую очередь, связано со структурой российского рынка напольных покрытий, так как большая часть линолеума используется при укладке в жилых помещениях, как при строительстве нового жилья, так и при капитальном ремонте вторичного жилья. Однако, как видно из таблицы, доля бытового линолеума в выручке ЗАО «Таркетт» постепенно снижается. Связано это, в первую очередь, с тем, что в 2006 году на предприятии была запущена линия по производству гомогенного линолеума, растущее производство которого перетягивает на себя часть выручки (с 2,15% на весь гомогенный линолеум в 2006 году до 4,97% в 2008). Тем не менее, можно говорить о том, что доля бытового линолеума высшего класса сокращается медленнее, чем доля линолеума среднего класса. Так, доля бытового линолеума высшего класса в выручке ЗАО «Таркетт» сократилась с 35,3% в 2006 году до 33,8 в 2008, в то время как доля линолеума среднего класса сократилась с 47,2% до 42,73% за тот же период. Это объясняется растущей покупательской способностью конечных потребителей, которые начинают предпочитать бытовой линолеум среднего класса высшему классу. Эту же тенденцию подтверждает и ситуация с долей коммерческого и полукоммерческого линолеума, где наблюдается рост по сравнению с 2006г. Однако, стоит отметить, что в ближайшие годы, в связи с экономическим кризисом, доля более дешевого, если сравнивать с коммерческим и полукоммерческим, бытового линолеума в производстве ЗАО «Таркетт» вряд ли будет стремительно сокращаться, так как наиболее дешевые варианты напольных покрытий приобретают наибольший спрос в следствие сокращения средств у населения.
ЗАО «Таркетт» является безусловным лидером по производству линолеума в России. Так, в 2008г. предприятие произвело более 91 млн. м2 линолеума, что составило более 62% всего российского производства данного вида напольных покрытий. Что касается основных конкурентов ЗАО «Таркетт», то их объемы производства гораздо ниже. Так, на долю второго по объемам производства линолеума в России предприятия, ООО «Комитекс Полилан» (респ. Коми), в 2008г. пришлось лишь 8,9%, на долю ООО «Стройпластмасс-СП» (Ульяновская обл) – 8,1%. Доля ОАО «Комбинат «Полимерстройматериалы» составила 6,2%32. При этом стоит отметить, что для всех отечественных производителей линолеума, кроме ЗАО «Таркетт», характерны такие проблемы, как низкая диверсификация товарной номенклатуры и неудовлетворяющее европейским стандартам качество продукции. Так, ни одно из перечисленных отечественных предприятий не занимается производством линолеума шириной 3 м. и 4 м. Такую продукцию изготавливает только ЗАО «Таркетт», что также объясняет лидерские позиции данного предприятия на отечественном рынке.
Крайне важным этапом при изучении и оценке деятельности предприятия является анализ финансово-экономических показателей. Эти показатели представлены в таблице 4 и почерпнуты из финансово-хозяйственной документации ЗАО «Таркетт», данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Из таблицы видно, что период с 2005г. по 2008г. организация испытывала повышение объемов выручки от реализации товаров. Показатель вырос с 5468616 тыс. руб. в 2005 году до 8802639 тыс. руб. в 2008 году. Основной прирост наблюдался в 2007 году, когда выручка выросла на 33,95% и составила 8606517 тыс. руб. Такой рост, в первую очередь, связан с вводом новой линии по производству гомогенного линолеума в 2006 году, с модернизацией 1-ой и 2-ой технологических линий по производству гетерогенного линолеума в 2007 году, а также с вводом 4-го упаковочного цеха. Благодаря обновлению основных средств в части оборудования производственная мощность трех линий на заводе увеличилась с 62 тыс.кв.м. линолеума в год до 87 тыс.кв.м, что привело к логичному повышению объема реализации ЗАО «Таркетт».
Чтобы было возможно отразить прибыль от реализации товаров, из общей выручки организации необходимо, помимо себестоимости, вычесть управленческие и коммерческие расходы33. С 2005 по 2008 гг. самыми высокими темпами росли коммерческие расходы. В 2006 году они выросли на 21,76% и составили 105363 тыс. руб., а в 2007 прирост был очень высоким – 66,39% (175318 тыс. руб.). Такая тенденция объясняется повышением расходов на осуществление продажи товаров при росте объемов реализации, повышением затрат на транспортировку, тару, а также тем, что в 2007 году крупные средства были вложены в рекламную компанию. Управленческие расходы не показывали такого существенного роста, и, в отличие от коммерческих расходов, в 2006 году даже наблюдалось падение управленческих расходов на 9,74%. Тем не менее, в 2007 году управленческие расходы возросли на 14,64% и составили 135329 тыс. руб. Это было связано с увеличением административных расходов, а также расходов на информационные и консультационные услуги, которые требовались ЗАО «Таркетт» в рамках мероприятий по расширению производства. Однако, в 2008 году наблюдалось снижение темпов роста и коммерческих, и управленческих расходов (первые снизились на 12,24%, вторые на 15,55%), а в 2009 году расходы снизились еще более существенно (коммерческие на 44,7%, управленческие на 45,59%). Такое ощутимое сокращение объясняется, во-первых, отсутствием необходимости в определенных видах этих расходов в связи с завершением деятельности по организации расширения производства и, во-вторых, работой руководства предприятия по рационализации представительских и других расходов.
Прибыль от продаж товарной продукции ЗАО «Таркетт» росла довольно высокими темпами в 2005-2008гг., что говорит о правильной производственной и ценовой политике предприятия. Из таблицы можно увидеть, что в 2006 году прибыль выросла на 20,96% и составила 1659939 тыс. руб., а в 2007 году прибыль выросла на рекордные 31,5% (2182891 тыс. руб.). Более того, в 2008 году темп прироста прибыли от продаж товарной продукции ЗАО «Таркетт» был выше темпа прироста выручки предприятия (выручка выросла на 2,27%, а прибыль на 8,08%), что связано с некоторым уменьшением коммерческих и управленческих расходов. В 2009 году произошло снижение прибыли от продаж товарной продукции на 10,43% до 2113387 тыс. руб., однако темп снижения оказался существенно ниже темпа снижения выручки, что объясняется как раз существенным сокращением коммерческих и управленческих расходов, которое имело место в 2009 году.
Чистая прибыль ЗАО «Таркетт» в исследуемом периоде также показывала стабильную положительную динамику. В 2006 году показатель составлял 1211167 тыс. руб. (прирост в 22,62% по сравнению с предыдущим годом), в 2007 году – 1625437 тыс. руб. (прирост 34,2%). Также стоит отметить, что темпы прироста чистой прибыли ЗАО «Таркетт» опережают темпы прироста прибыли от продаж товарной продукции в среднем на 2,5%. Связано это с тем, что в 2006-2008 годах уверенно росли проценты к получению, куда входят доходы, которые ЗАО «Таркетт» получает от выданных займов, а также проценты и дисконт, причитающиеся к получению по ценным бумагам и проценты, выплачиваемые банком за пользование денежными средствами, находящимися на расчетном счете ЗАО «Таркетт». Что важно, в 2009 году чистая прибыль, с учетом падения выручки, осталась на уровне 2008 года и составила 1823645 тыс. руб. Такая ситуация обусловлена тем, что в 2009г. предприятию удалось значительно снизить различные прочие операционные и внереализационные расходы, такие как расходы от списания дебиторской задолженности, расходы от выбытия нематериальных активов и др. Это, по сути, позволило ЗАО «Таркетт» остаться на том же уровне прибыли, что и в 2008 году, несмотря на сокращение продаж.
ЗАО «Таркетт» является крупнейшим в мире производственным предприятием по изготовлению линолеума, и, соответственно, численность работников на предприятии, также, довольно высока. В 2005 году на предприятии работало 876 человек, в последующие годы среднесписочная численность увеличилась до 905 человек в 2006 и 1018 в 2007 году, а в 2008 составила 1039 человек. Самый большой прирост имел место в 2007 году (12,48%), когда на предприятии была запущена новая производственная линия и расширено производство, что потребовало увеличения рабочей силы. Однако в 2009 году, в связи со снижением объемов произведенной продукции и реорганизацией производства произошло сокращение численности работников с 1039 до 1015 человек.
Фонд оплаты труда на ЗАО «Таркетт» также можно охарактеризовать положительной динамикой и довольно высокими объемами. Из таблицы видно, что в 2005 году на оплату труда на предприятии было выделено 382789 тыс. руб. В следующие два года фонд оплаты труда вырос на 5,92% в 2006 и на 15,05% в 2007 году, составив 466470 тыс. руб. В 2008 темпы прироста снизились до 4,97%. Такая динамика фонда оплаты труда, в первую очередь, связана с динамикой изменения среднесписочной численности работников. Это хорошо видно на примере 2007 года. Этим же фактором объясняется и сокращение фонда оплаты труда в 2009 году на 4,19% до 469129 тыс. руб., когда на предприятии произошло сокращение численности работников.
Говоря о фонде оплаты труда, стоит рассмотреть среднюю заработную плату на ЗАО «Таркетт». Как видно из таблицы, размер средней оплаты труда на предприятии можно охарактеризовать как высокий, особенно если учитывать, что наибольшую долю среди всех работников ЗАО «Таркетт» занимают производственные рабочие. Так, в 2005 году средняя заработная плата составляла 36414 руб., в 2006 году – 37335 руб., в 2008 – 39271. Если говорить о динамике данного показателя, то прирост от года к году примерно одинаков (2,53% в 2006 году, 2,84% в 2008). Такую ситуацию можно объяснить тем, что, во-первых, в таблице показана заработная плата в сопоставимых ценах, то есть уже с учетом индексации в связи с инфляцией, а примерное равенство прироста по годам свидетельствует о том, что руководство ЗАО «Таркетт» заботится о повышении жизненного уровня своих работников и каждый год закладывает в фонд заработной платы рост средней оплаты труда. Тем не менее, в 2009 году прирост средней заработной платы замедлился до 1,1%, что обусловлено тем, что предприятие проводило политику снижения различных расходов в связи с финансово-экономическим кризисом.
Затраты на рубль товарной продукции являются одним из показателей эффективности производства и представляют собой отношение полной себестоимости товарной продукции предприятия к выручке от реализации этой продукции34. Таким образом, рассматривая таблицу, можно увидеть, что с 2005 по 2007 годы на один рубль реализованной продукции приходилась 71 копейка затрат на ее производство и, соответственно, 29 копеек прибыли. Для того, чтобы показатель затрат на рубль товарной продукции понижался, руководству предприятия стоит обратить внимание на повышение производительности труда, улучшение использования производственных средств и ресурсов, изменение объема и структуры производства. И видно, что руководство ЗАО «Таркетт» принимает определенные меры в этом направлении, так как в 2008 году затраты на рубль товарной продукции сократились до 70 копеек, а в 2009 году этот показатель сократился до 68 копеек, что связано с мероприятиями по снижению себестоимости продукции, проводимыми ЗАО «Таркетт» в этом году.
Информация о работе Рынок химической промышленности на основе