Рынок химической промышленности на основе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:39, научная работа

Описание работы

Существующие проблемы экономической оценки эффективности внешней торговли промышленными товарами в условиях развития внешнеэкономических связей предприятий и фирм обусловили выбор данной темы выпускной квалификационной работы. Целью работы является изучение теоретических основ, методических положений и разработка практических рекомендаций по повышению экономической эффективности импорта промышленных товаров, а именно химических материалов, в условиях развития внешнеэкономических связей Российской Федерации на примере ЗАО «Таркетт» на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1 Теоретические и методические основы оценки эффективности импорта химических материалов….………………………..
7
1.1 Динамика, место и значение импорта химических материалов для экономики РФ…...…………………………………………...
7
1.2 Методические подходы к анализу эффективности импортных операций…………………………………………………………..
27
2 Технико-экономическая и финансовая характеристика деятельности ЗАО «Таркетт»………………………………………………….
38
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ЗАО «Таркетт»……………………………………………………………………….
38
2.2 Оценка финансового состояния ЗАО «Таркетт»…..……. 55
3 Оценка экономической эффективности импорта «ЗАО Таркетт»………………………………………………………………………...
66
3.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности ЗАО «Таркетт»……………………………………………………………………….
66
3.2 Анализ экономической эффективности импорта ЗАО «Таркетт»……………………………………………………………………….
73
3.3 Пути повышения экономической эффективности импорта химических материалов ЗАО «Таркетт» в современных условиях………...
84
Заключение…………………..………………………………………….. 92
Список использованных источников…………………..……………… 96

Файлы: 1 файл

Рынок химической промышленности.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

 

ЗАО «Таркетт» входит в состав Транснациональной Компании Tarkett и является крупнейшим производственным центром этой компании в Восточной Европе. Месторасположение завода выбрано таким образом, чтобы у компании Таркетт была возможность осваивать рынки как Восточной Европы (Украина, Сербия, Молдавия, Беларусь), так и стран среднеазиатского региона (Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и т.д.), при этом находясь по сути в центре Российской Федерации. Внешнеэкономическая деятельность ЗАО «Таркетт» характеризуется экспортно-импортными операциями. При этом основным видом деятельности является импорт.

В таблице 7 представлены основные виды импортируемой продукции и ее поставщики.

 

Таблица 7 – Основные иностранные поставщики ЗАО «Таркетт»

Вид продукции

Поставщик

1. Стеклохолст

OWENS CORNING (Германия)

2. Наполнители

KOLTEX (Чехия)

3. Э-ПВХ

VESTOLIT (Германия)

4. Э-ПВХ

SOLVIN SA (Бельгия)

5. Пластификаторы

OXOPLAST (Польша)

6. Э-ПВХ

VINNOLIT (Германия)

7. Аддитивы

BYK (Германия)

8. Э-ПВХ

INEOS (Швеция)

9. Стабилизаторы

AKCROS CHEMICALS (Великобританя)

9. Стеклохолст

AHLSTROM (Финляндия)  


Как видно из таблицы, основными видами продукции, импортируемой ЗАО «Таркетт» являются химические материалы, используемые при изготовлении линолеума. Таким образом, можно сделать, вывод, что весь импорт предприятия характеризуется производственным назначением, то есть ЗАО «Таркетт» не импортирует продукцию для перепродажи в РФ. Самую большую долю в импорте занимают материалы стеклохолст и эмульсионный ПВХ (Э-ПВХ), так как именно они используются в наибольших объемах при изготовлении линолеума и служат его основанием. Также предприятие импортирует такие материалы, как аддитивы и пластификаторы, которые являются компонентами, меняющими свойства Э-ПВХ и делающими его эластичным и прочным.

В таблице 8 представлен совокупный импорт предприятия и его изменение за четыре года.

 

Таблица 8 – Объемы импорта ЗАО  «Таркетт» в 2006-2009гг.

Показатель

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Импорт (тыс. руб)

2923163

3531746

4685405

3391654

Абсолютное отклонение (тыс. руб)

-

608583

1153659

-1293751

Темп роста (%)

-

120,81

132,66

72,39


Стоит отметить, что ЗАО «Таркетт» является одним из самых крупных импортеров в Самарской области и входит в 30 крупнейших импортеров Приволжского федерального округа37. Действительно, исходя из данных таблицы видно, что объемы импорта предприятия составляют довольно крупные суммы (4685405 тыс. руб. в 2008 г.) Если рассматривать рост импорта ЗАО «Таркетт», то можно увидеть что в 2007 и 2008 годах закупки росли довольно высокими темпами (20,81 и 32,66% соответственно). Это происходило в первую очередь в связи с большим увеличением производства продукции, так как в 2007 и 2008 годах на ЗАО «Таркетт» были введены в производство новые линии и было обновлено оборудование. Однако в 2009 году импорт сократился на 27,61%, что является довольно существенным падением. Обусловлено это, в первую очередь, с сокращением объема производства на предприятии в связи с понижением спроса на внутреннем рынке, а также с тем, что в 2009 году увеличилась доля закупок материалов (в частности стеклохолста) на внутреннем рынке.

Структура импорта ЗАО «Таркетт» представлена в таблице 9.

 

Таблица 9 – Структура импорта  ЗАО «Таркетт» в 2006-2009 гг.

Вид продукции

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Объем (тыс. руб.)

Доля (%)

Объем (тыс. руб.)

Доля (%)

Объем (тыс. руб.)

Доля (%)

Объем (тыс. руб.)

Доля (%)

ПВХ

952951

32,6

1239643

35,1

1864791

39,8

1373620

40,5

Стеклохолст

912027

31,2

1045397

29,6

1087014

23,2

671547

19,8

Пластификаторы

491091

16,8

621587

17,6

908969

19,4

654589

19,3

Аддитивы

304009

10,4

384960

10,9

538821

11,5

481615

14,2

Стабилизаторы

149081

5,1

165992

4,7

224899

4,8

172975

5,1

Прочее

114004

3,9

74167

2,1

60911

1,3

37308

1,1

Импорт, всего

2923163

100

3531746

100

4685405

100

3391654

100


Из таблицы 9 видно, что  основную долю в импорте химических материалов на ЗАО «Таркетт» занимает Э-ПВХ. В 2006 году этого материала было закуплено на 952951 тыс. руб., что составило 32,6% от общего объема импорта предприятия. К 2008 году доля Э-ПВХ выросла до 39,8% и равнялась 1864791 тыс. руб. Такой рост объясняется тем, что во второй половине 2006 года на предприятии была запущена первая линия по производству гомогенного линолеума, а этот вид напольных покрытий требует наибольших расходов материала Э-ПВХ, так как гомогенный линолеум состоит не из слоев различных материалов, а из одного целикового слоя Э-ПВХ. Запуском производства гомогенного линолеума можно также объяснить рост долей пластификаторов и аддитивов, так как они используются для улучшения свойств Э-ПВХ. При этом больше всего в импорте ЗАО «Таркетт» увеличилась доля пластификаторов (с 16,8% в 2006 году до 19,4% в 2008 году, когда закупки составили 908969 тыс. руб.), что связано с тем, что именно этот материал используется в большей мере для придания эластичности Э-ПВХ. Особого внимания заслуживает тот факт, что с 2006 по 2009 год в импорте предприятия существенно сократилась доля такого материала, как стеклохолст. Так, в 2006 году эта доля составляла 31,2% от всего импорта, а в 2009 уже 19,8%. Первой причиной такого снижения также является запуск производства гомогенного линолеума, так как при изготовлении этого вида напольных покрытий стеклохолст вообще не используется. Второй причиной снижения доли закупок стеклохолста в импорте ЗАО «Таркетт» можно назвать тот факт, что с 2008 году начали расти объемы закупок данного материала на внутреннем рынке.

Далее проанализируем долю импорта в общих закупках сырья на предприятии, чтобы определить, насколько значимым является импорт для производства продукции, и это позволит сделать выводы о том, почему ЗАО «Таркетт» является одним из крупнейших импортеров в Приволжском ФО.

 

Таблица 10 – Доля импорта в общем объеме затрат на сырье и материалы для производства линолеума на ЗАО «Таркетт» в 2006-2009 гг.

Показатель

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Объем (тыс. руб.)

Доля (%)

Объем (тыс. руб.)

Доля (%)

Объем (тыс. руб.)

Доля (%)

Объем (тыс. руб.)

Доля (%)

Импорт

2923163

75,21

3531746

74,91

4685405

70,22

3391654

68,91

Материальные затраты ЗАО «Таркетт», всего

3886536

100

4714108

100

6671927

100

4921860

100


Как видно из таблицы, импорт химических материалов ЗАО «Таркетт» занимает очень высокую долю в общих закупках материалов. Эта доля стабильно составляет около 70%. Обусловлена такая ситуация двумя факторами. Во-первых, ЗАО «Таркетт» является частью всемирно известной компании Tarkett, и поэтому предприятию необходимо соответствовать стандартам продукции мирового уровня, так как у компании Tarkett существуют особые рецептуры по изготовлению напольных покрытий, которые подразумевают использование материалов самого высокого качества. При этом, к сожалению, приходится констатировать, что качество химических материалов для изготовления линолеума, производимых в России, оставляет желать лучшего. Более того, при низком качестве стоимость отечественных материалов зачастую приближается или равна стоимости импорта аналогичных материалов из-за границы, даже учитывая транспортные и таможенные расходы. Во-вторых, можно говорить о том, что российское производство ПВХ на сегодняшний день не покрывает потребностей рынка, что связано с низкими производственными мощностями в этой отрасли. Этот фактор также способствует тому, что ЗАО «Таркетт» импортирует продукцию, не имея физической возможности приобрести ее на внутреннем рынке. Таким образом, можно говорить о том, что импорт химических материалов играет очень большую роль в производстве линолеума на ЗАО «Таркетт». Фактически, без импортных материалов производство на предприятии просто невозможно. Соответственно импорт в высокой степени влияет как на объемы продаж линолеума на внутреннем рынке, так и на экспортную деятельность ЗАО «Таркетт».

Тем не менее, из таблицы  видно, что в 2008г. доля импорта в  общих закупках сырья ЗАО «Таркетт» сократилась с 74,91% до 70,22%, а в 2009г. до 68,91%. Обусловлено это тем фактом, что в 2008 году в Твери финской компанией Ahlstrom было запущено предприятие по изготовлению стеклохолста. Так как качество изготовляемой данной компанией продукции не вызывает сомнения, то ЗАО «Таркетт» начал сотрудничество с данным предприятием. При этом стоит отметить, что раньше стеклохолст импортировался из Финляндии у того же Ahlstrom. Этот факт дает основания полагать, что произойдет дальнейшее снижение доли импорта в общих закупках сырья, так как закупки стеклохолста со временем будут полностью осуществляться на заводе в Твери.

Далее проанализируем объемы экспорта предприятия, которые представлены в таблице 11. Наибольший рост объемов экспорта пришелся на 2006-2007 годы, когда экспорт ЗАО «Таркетт» вырос с 856728 тыс. руб. до 1158437 тыс. руб. Однако в 2008г. рост замедлился, что связано с тем, что в 2006 и 2007 годах в связи с введением в работу новых производственных линий объем производства существенно расширился, а к 2008г. предприятие уже вышло на полную мощность, и рост производства сократился.

 

Таблица 11 – Объемы экспорта ЗАО  «Такркетт» в 2005-2009гг.

Показатель

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Экспорт (тыс. руб)

601547

856728

1158437

1263836

1364687

Абсолютное изменение (тыс. руб)

-

255181

301709

105399

100851

Рост (%)

-

142,42

135,21

109,09

107,98


Также стоит отметить, что экспорт ЗАО «Таркетт» стабильно составляет около 12-15% от общего объема реализации предприятия. Экспорт напольных покрытий осуществляется в такие страны, как Украина, Беларусь, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Азербайджан, Сербия и Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Хорватия, Словения, Румыния, Болгария и Албания. При этом лидерами по закупкам на протяжении нескольких лет являются Украина (около 20%), Казахстан (около 30%), Беларусь (25%). Наибольший рост объемов экспорта пришелся на 2006-2007 годы, а в 2008г. рост замедлился, связано это с тем, что в 2006 и 2007 годах в связи с введением в работу новых производственных линий объем производства существенно расширился, а к 2008г. предприятие уже вышло на полную мощность, и рост производства сократился. Тем не менее, несмотря на финансово-экономический кризис и падение продаж в 2009 году, экспорт ЗАО «Таркетт» сохранил рост и составил 1364687 тыс. руб.

Говоря об экспорте, стоит  отметить, что ЗАО «Таркетт» использует схему поставок, представляющую особый интерес. Так, в странах-импортерах продукции ЗАО «Таркетт», объемы закупок которых высоки, компания имеет свои официальные торговые подразделения. И поставки организованы таким образом, что сначала ЗАО «Таркетт» экспортирует продукцию торговым подразделениям, а те уже, в свою очередь, реализуют ее на внутренних рынках тех зарубежных стран, где эти подразделения располагаются, по национальной валюте этих стран. Такая схема позволяет существенно снизить риски по экспортным сделкам, а также по транспортным издержкам и расчетам. Так как по сути ЗАО «Таркетт» осуществляет внутрикорпоративную торговлю. Также данная схема позволяет ЗАО «Таркетт» исключить трудности с поиском потребителей в странах экспорта, так как находящимся там представительствам гораздо удобнее заниматься мониторингом рынка и поиском потребителей, а также реализацией продукции и иными пост-продажными услугами, так как все операции осуществляется, как уже было отмечено, на основе национальных валют. К примеру, на Украине таким торговым подразделением является компания «Tarkett UA», в Казахстане – «Tarkett Kazakhstan», в Белоруссии – «Tarkett Belorussia» и т.д. Подобные подразделения, кроме ранее названных стран, есть в Азербайджане, Грузии, Молдове. А подразделение под названием «Tarkett Trade» отвечает за продажу напольных покрытий в Сербии и Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Словении, Румынии, Болгарии и Албании. Головной офис компании находится в Сербии, но она имеет представительства во всех странах, где осуществляет свою деятельность. Подобная организация экспорта позволяет значительно повысить эффективность сделок.

Информация о работе Рынок химической промышленности на основе