Рынок химической промышленности на основе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:39, научная работа

Описание работы

Существующие проблемы экономической оценки эффективности внешней торговли промышленными товарами в условиях развития внешнеэкономических связей предприятий и фирм обусловили выбор данной темы выпускной квалификационной работы. Целью работы является изучение теоретических основ, методических положений и разработка практических рекомендаций по повышению экономической эффективности импорта промышленных товаров, а именно химических материалов, в условиях развития внешнеэкономических связей Российской Федерации на примере ЗАО «Таркетт» на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1 Теоретические и методические основы оценки эффективности импорта химических материалов….………………………..
7
1.1 Динамика, место и значение импорта химических материалов для экономики РФ…...…………………………………………...
7
1.2 Методические подходы к анализу эффективности импортных операций…………………………………………………………..
27
2 Технико-экономическая и финансовая характеристика деятельности ЗАО «Таркетт»………………………………………………….
38
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ЗАО «Таркетт»……………………………………………………………………….
38
2.2 Оценка финансового состояния ЗАО «Таркетт»…..……. 55
3 Оценка экономической эффективности импорта «ЗАО Таркетт»………………………………………………………………………...
66
3.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности ЗАО «Таркетт»……………………………………………………………………….
66
3.2 Анализ экономической эффективности импорта ЗАО «Таркетт»……………………………………………………………………….
73
3.3 Пути повышения экономической эффективности импорта химических материалов ЗАО «Таркетт» в современных условиях………...
84
Заключение…………………..………………………………………….. 92
Список использованных источников…………………..……………… 96

Файлы: 1 файл

Рынок химической промышленности.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

После того, как были суммированы  все расходы, цена потребления импортного товара (ЦПимп) по анализируемой сделке составила:

ЦПимп = 1 856 907 руб. + 26 628 руб. = 1 883 535 руб.

Минимальная стоимость  аналогичной партии стеклохолста объемом 200000 м2 на внутреннем рынке в мае 2007 года составляла 2 207 305 руб. Соответственно, полные затраты на приобретение и пользование продукцией, альтернативной импортной (Зи), равнялись:

Зи = 2 207 305 руб. + 26 628 руб. = 2 233 933 руб.

Экономическая эффективность  проанализированной сделки составила:

Эимп = 2 233 933 руб. / 1 883 535 руб. = 1,18

Эффект от проведения данной импортной сделки в отличие  от покупки аналогичного товара на внутреннем рынке равняется:

ЭЭимп. = 2 233 933 руб. – 1 883 535 руб. = 350 398 руб.

Данную сделку также  можно признать эффективной, причем ее эффективность превосходит данный показатель в сделке 2008г. Так, можно  говорить о том, что экономическая  эффективность импорта стеклохолста на ЗАО «Таркетт» понизилась с 1,18 в 2007г. до 1,06 в 2008г. Сокращение экономического эффекта при этом составило:

Δ ЭЭимп. = 117 243 руб. – 350 398 руб. = – 233 155 руб.

Данное отрицательное  изменение можно охарактеризовать как довольно существенное. При этом, учитывая, что условиями поставки в обоих контрактах были DDU, а таможенный тариф на ввоз продукции оставался неизменным, можно выделить факторы, повлиявшие на снижение экономического эффекта от импорта стеклохолста в 2008г. по сравнению с 2007г. Так, изменение контрактной цены приобретаемых по импорту товаров повлияло на изменение экономического эффекта следующим образом:

Δ ЭЭимпконтр.цена = (42552 евро – 42357 евро ) х 35 руб./евро = 6 825 руб.

Влияние изменения курса  рубля по отношению к евро составило:

Δ ЭЭимпкурс = (35 руб./евро – 36,98 руб./евро) х 42357 евро = – 83 866 руб.

Изменение внутренней цены единицы аналогичного товара (м2) повлияло на понижение экономического эффекта от импорта так:

Δ ЭЭимп внутр. цена = ((2071297руб. / 200000м2)–(2207305руб. / 200000м2))x x 200000м2 = – 136008руб.

Таким образом, можно  говорить о том, что наиболее существенное влияние на понижение эффективности импорта стеклохолста на ЗАО «Таркетт» оказали такие факторы, как изменение внутренней цены аналогичных товаров и понижение курса рубля. Снижение контрактной цены на стеклохолст в 2008г. оказало положительный эффект на эффективность импорта, однако отрицательные факторы оказались гораздо более существенными.

Падение курса рубля  по отношению к евро связано, в  первую очередь, с макроэкономическими процессами и тем, что в 2008 году мировой финансовый кризис уже начал оказывать влияние не только на США, но и на Европу. В глобальном смысле предприятия не могут повлиять на понижение или повышение курса национальной валюты, и это показывает высокую зависимость импортеров от мировых финансово-экономических процессов, а также выявляет серьезные риски, которым предприятия импортеры могут подвергнуться в любой момент, в случае резких изменений курсов валют.

Внутренняя цена на стеклохолст  в 2008г. по сравнению с 2007г. ощутимо снизилась. Объясняется это, прежде всего, тем, что на рынке производства стеклохолста в России появляются новые игроки. Ранее, до 2008г. включительно, производством стеклохолста в России занималось лишь три предприятия: ООО «Завод стекловолокна» (г. Воскресенск), ОАО «Мостермостекло» (г. Железнодорожный, Московская обл.) и ОАО «Ивотстекло». В 2007г. было ими было изготовлено 207 млн. м2 стеклохолста. Причем практически вся масса (90%) произведенного стеклохолста предназначалась для удовлетворения потребностей производителей кровельных покрытий и гидроизоляции41. Дело в том, что для данных видов продукции, в отличие от линолеума, не требуется стеклохолст высокого качества. Производство гидроизоляции и кровельных покрытий позволяет использовать стеклохолст с более высокой толщиной стеклонити и с более неравномерным ее распределением по поверхности. Для производства линолеума же требуется стеклохолст с более тонкой нитью, чтобы при одинаковом развесе ее было больше на поверхности, а пустот, соответственно, меньше. Изготовление качественного стеклохолста для линолеума требует больших производственных затрат, а так как на отечественных предприятиях установлено устаревшее оборудование, то цена на качественный отечественный стеклохолст логично оказывается очень высокой. Данное производство, при растущем спросе на стеклохолст для кровельных и гидроизоляционных покрытий, по сути, является убыточным, поэтому в России стеклохолст для линолеума изготавливает только ООО «Завод стекловолокна», при этом доля такого стеклохолста в общем объеме производства предприятия составляет менее 6%42. Также стоит отметить, что по некоторым качественным характеристикам данный стеклохолст для производства линолеума проигрывает зарубежным аналогам, и это снижает возможности его использования для ЗАО «Таркетт», так как линолеум, произведенный на этом предприятии, должен быть изготовлен по специальным  рецептурам и соответствовать европейскому качеству. Таким образом, единственным производителем линолеума, который использует стеклохолст отечественного производства, является ООО "Билин" (Алтайский край, г. Бийск), так как продукция этого предприятия предназначена только для бюджетного сегмента российского рынка.

Однако в 2008 году ситуация на отечественном рынке стеклохолста изменилась. Связано это с тем, что в Тверской области в пос. Редкино был открыт завод по производству стеклохолста ООО «Альстром Тверь». Этот завод был открыт финской компанией «Ahlstrom», всемирно известным производителем продукции из стекловолокна. Ранее ЗАО «Таркетт» импортировало стеклохолст «Ahlstrom» из Финляндии на ряду с продукцией «Owens Corning». Основный видом стеклохолста, производимым на завод в Твери, является стеклохолст для производства линолеума. Так как ЗАО «Таркетт» является крупнейшим в России потребителем такого стеклохолста (91%), то ООО «Альстром Тверь» со временем планирует полностью обеспечивать потребности ЗАО «Таркетт» (110 млн. м2 стеклохолста в год). При этом стоит отметить, что производство на заводе «Альстром Тверь» организовано с помощью самого современного оборудования, которое позволяет существенно сократить расход ресурсов и, соответственно, себестоимость изготовления продукции на заводе. Этот факт говорит о том, что ООО «Альстром Тверь» может реализовывать стеклохолст на российском рынке по ценам ниже тех, что предлагаются отечественными производителями. При этом реализационные цены тверского производителя в перспективе будут только снижаться, когда завод выйдет на самоокупаемость и полную рассчитанную мощность. Так как основным потребителем ООО «Альстром Тверь» является ЗАО «Таркетт», подразумевается, что к 2014 году ЗАО «Таркетт» полностью перейдет на закупки стеклохолста в Твери, отказавшись от импорта данной продукции у немецкой «Owens Corning» (импорт стеклохолста из Финляндии у «Ahlstrom» на предприятие в г. Отрадном уже значительно сокращен).

Таким образом, можно  говорить о том, что ситуация на внутреннем рынке существенно влияет на эффективность  импорта ЗАО «Таркетт», и мониторингу  отечественных цен и рынка в целом должно уделяться большое внимание со стороны руководства предприятия.

Что касается иных факторов, влияющих на эффективность импорта, таких как транспортные затраты  и затраты на страховку, то с учетом того, что ЗАО «Таркетт» работает по условиям доставки DDU, предприятие в такой ситуации не может напрямую повлиять на снижение подобных затрат, чему стоит уделить особое внимание.

В целом, по результатам  анализа эффективности импорта  химической продукции на ЗАО «Таркетт», можно сделать вывод, что импорт предприятия является эффективным и экономически выгодным, однако стоит отметить, что эффективность импорта такого важного в производстве материала, как стеклохолст, снижается. На основании этого представляется необходимым составить рекомендации по улучшению экономической эффективности импорта ЗАО «Таркетт».

 

 

3.3 Пути повышения экономической эффективности импорта химических материалов ЗАО «Таркетт» в современных условиях   

                                                       

При реализации любой  импортной сделки существует два типа расходов:

  • расходы, которые не зависят от импортера (таможенные пошлины, платежи);
  • расходы, которые импортер может оптимизировать, подобрав наиболее дешевого поставщика услуг по сопровождению данной сделки (услуги таможенного брокера, транспортные, страховые, банковские услуги и т.д.)

Снижение таких расходов напрямую повлияет на экономическую  эффективность импортных операций предприятия. Стоит отметить, что  повышение эффективности импорта  является одной из важных составляющих успешной деятельности предприятия. Этот вопрос становится особенно актуальным в период экономического и финансового кризиса, который испытывает российская и мировая экономика. Для повышения эффективности импорта ЗАО «Таркетт» могут быть предложены следующие пути:

1. Изменение условий  поставки, по которым работает  предприятие. В данный момент  ЗАО «Таркетт» при заключении  импортных контрактов использует  условия поставки DDU. Таким образом, затраты на транспортировку и страховку закупаемой продукции уже включены в контракт, а иностранные поставщики ЗАО «Таркетт» имеют возможность самостоятельно выбирать перевозчиков и страховые компании. В такой ситуации ЗАО «Таркетт» не имеет действенных рычагов влияния на транспортные и страховые затраты, что как раз является теми затратами, которые предприятие может снизить для повышения эффективности импорта. Чтобы эти рычаги появились, предприятию рекомендуется  использовать другие условия поставки при импорте, к примеру, условия FCA. При применении таких условий поставщики будут лишь производить экспортную очистку груза и доставлять его до перевозчика покупателя, в данном случае до того перевозчика, которого выберет ЗАО «Таркетт». Также возможно использование условий EXW, когда товар будет забираться покупателем со склада продавца. Такие условия дадут возможность ЗАО «Таркетт» полностью контролировать все затраты по доставке и страховке импортной продукции и, соответственно, возможности для их снижения.

2. Выбор наиболее выгодных  условий транспортировки и страховки.  На ЗАО «Таркетт» нет собственного отдела логистики. Одним из возможных вариантов, которые позволят заниматься анализом и выявлением выгодных предложений на рынке перевозок, может являться создание такого отдела на предприятии. Однако стоит отметить, что в данный момент выбором экспедиционных компаний при сбыте продукции ЗАО «Таркетт» занимается служба логистики компании ЗАО «Таркетт РУС». ЗАО «Таркетт РУС» – это основное сбытовое подразделение «Tarkett Eastern Europe», которое занимется организацией поставок линолеума в России и странах СНГ. У этого подразделения, которое находится в Москве, имеется огромный опыт по выбору экспедиционных и страховых компаний в России. В то же время, Транснациональная компания TARKETT имеет большое количество подразделений по всей Европе. Таким образом, можно консолидировать работу по организации импортных поставок – европейские подразделения будут в качестве посредников находить наилучшие варианты для выгодной перевозки и страховки груза по Европе от поставщика до Российской границы, в то время как ЗАО «Таркетт» в лице ЗАО «Таркетт РУС» будет заниматься поиском наиболее выгодных перевозчиков на территории России. TARKETT является крупной Транснациональной компанией, и необходимо пользоваться преимуществами, которые возникают в области организации перевозки импортной продукции, при наличии такого большого количества аффилированных компаний.

3. Увеличение объемов поставок через закупочную организацию, находящуюся в Европе. В данный момент компанией TARKETT создано закупочное подразделение «Tarkett KFT», штаб-квартира которого находится в Будапеште. Функциями этого подразделения являются мониторинг европейского рынка материалов, используемых при изготовлении напольных покрытий, и выбор наиболее качественной и выгодой в цене продукции. Таким образом, «Tarkett KFT» может закупать в Европе все сырье и материалы для производства линолеума, затем поставляя его в Россию на ЗАО «Таркетт». Преимущества такой схемы очевидны. Во-первых, «Tarkett KFT» находится в Европе и имеет гораздо больше возможностей для анализа европейского рынка химической продукции, а именно из Европы осуществляются все импортные закупки ЗАО «Таркетт». Такое выгодное положение «Tarkett KFT» позволит перенести на эту компанию все затраты по маркетинговым исследованиям рынка химической продукции и, соответственно, сократить затраты ЗАО «Таркетт» на осуществление подобной деятельности. Во-вторых, «Tarkett KFT» имеет возможность закупать материалы по внутренним европейским ценам, что также скажется на эффективности импорта ЗАО «Таркетт», учитывая тот факт, что «Tarkett KFT» и ЗАО «Таркетт» будут вести, по сути, внутрифирменную торговлю, что исключает использование каких-либо наценок и увеличений цены. В-третьих, использование «Tarkett KFT» в качестве поставщика по импорту позволит выбирать наиболее благоприятные условия по доставке и страховке грузов, то есть позволит применять ту схему транспортировки, которая была предложена во втором пункте, таким образом, за транспортировку по территории Европы будет отвечать компания «Tarkett KFT», а за перевозку по России ЗАО «Таркетт РУС». В данный момент часть импортной продукции ЗАО «Таркетт» уже закупается через  «Tarkett KFT», однако у ЗАО «Таркетт» имеется большое количество поставщиков, с которыми предприятие работает напрямую уже много лет, начиная с 1995г., когда предприятие еще называлось «Синтерос». Однако, несмотря на то, что с этими поставщиками ЗАО «Таркетт» имеет устоявшиеся деловые связи, стоит отметить, что ситуация с предложением на европейском рынке химических материалов довольно часто меняется, особенно учитывая кризисные процессы. Следовательно, устоявшиеся поставщики ЗАО «Таркетт» не всегда могут предлагать наиболее выгодные условия закупок. В том же случае, если закупки будут производиться через  «Tarkett KFT», руководство ЗАО «Таркетт» может быть уверено в том, что получает наиболее экономически выгодные и качественные химические материалы для изготовления линолеума.

4. Снижение расходов  по курсовым разницам. ЗАО «Таркетт»  производит закупку химических  материалов из Европы в евро. При этом стоит говорить о том, что в период финансового кризиса колебания курса валют могут быть значительными даже в короткие промежутки времени. Также необходимо учитывать, что разница во времени между заключением контрактов и их оплатой зачастую составляет от месяца и более. За такой срок курс рубля по отношению к евро может как повыситься, так и понизиться. В случае понижения курса евро затраты ЗАО «Таркетт» по оплате контракта понизятся, однако в обратном случае произойдет повышение этих затрат, а учитывая, что расходы предприятия на покупку импортного товара являются одной из самых затратных статей всей импортной сделки, такие курсовые потери могут серьезно повлиять на понижение эффективности импорта, что было видно при анализе импортных сделок в пункте 3.2. Чтобы застраховать себя от подобных потерь, ЗАО «Таркетт» может, во-первых, закупать валюту в период снижения курса евро по отношению к рублю и держать полученные средства на валютных счетах банка. Таким образом, при расчете за товар по новой импортной сделке фирма будет иметь возможность использовать средства в валюте, заранее приобретенные по более низкому курсу. Во-вторых, ЗАО «Таркетт» может использовать классическое хеджирование покупателя на фьючерсном рынке. Так, заключая контракт в момент, когда курс евро низкий, ЗАО «Таркетт» может одновременно приобрести фьючерсы на евро по реальному курсу. В случае, если на момент осуществления платежа по контракту курс евро повысится, предприятие сможет продать фьючерсы и возместить курсовой убыток от оплаты контракта доходом, полученным от фьючерсов. Стоит отметить, что для реализации обоих предложенных способов снижения курсовых расходов требуется большое количество свободных денежных средств. По результатам технико-экономической и финансовой характеристик, представленных в главе 2, можно сделать вывод, что ЗАО «Таркетт» обладает достаточным количеством свободных средств.

Информация о работе Рынок химической промышленности на основе