Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Рынок труда, как и рынок товаров, услуг, жилья, ценных бумаг, финансов и др. является составной частью рыночной экономики. Более того, он занимает одно из самых важных мест в экономике, поскольку спрос и предложение на рынке труда определяют перелив рабочей силы между сферами занятости, а также численность занятых работников.

Содержание работы

Введение 2
1. Рынок труда: понятие, структура и сущность рынка труда 3
1.1Понятия рынка труда и рабочей силы 3
1.2 Спрос и предложение на рынке труда 10
1.3 Равновесие на рынке труда 14
2. Модели рынка труда 17
2.1 Характеристика основных теорий рынка труда 17
2.2 Кейнсианская модель рынка труда 20
2.3 Классическая модель рынка труда 23
3. Государственное регулирование рынка труда 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА Рынок труда.docx

— 113.38 Кб (Скачать файл)

 Кейнсианский подход. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального равновесия. Кейнсианская модель (Дж.М.Кейнс, Р.Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы жестко фиксирована и практически не меняется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку цена по данной концепции не является регулятором рынка, такой регулятор должен быть принесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может данное неравновесие ликвидировать. Таким образом, спрос на рабочую силу, по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе объемом производства.

Монетаристская модель. Как  и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (М.Фридмен) исходят из жесткой структуры  цен на рабочую силу, более того - из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами  вводится понятие некоего "естественного" уровня безработицы, отражающего структурные  характеристики рынка труда, делающего  цены на нем негибкими, препятствующими  нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу. По мнению представителей данной школы, для американского рынка труда такими негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, является установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики. Речь, в частности, идет о необходимости использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка.

Школа институционалистов (например, Дж.Данлоп, Л.Ульман). Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различай в структуре  рабочей силы и соответствующих  уровней заработной платы. Здесь  прослеживается отход от макроэкономического  анализа и попытка объяснить  характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп.

Марксизм об особенностях рынка труда. В марксистской экономической  теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его  отличает от других рынков разница  товара "рабочая сила" и физического  капитала. Если рабсила в процессе труда создает стоимость, то все  прочие виды ресурсов лишь переносятся  на новую стоимость самим трудом. В силу этого марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и  подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку  сама рабочая сила как объективный  фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно  влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену. Ни один из перечисленных  выше подходов не дает полной и адекватной картины механизма функционирования рынка рабочей силы, хотя они и  отражают отдельные его элементы. Представляется, что большинство  рассматриваемых концепций построены  на неверной посылке о сопоставимости рынка рабочей силы со всеми другими  рынками ресурсов, например, о заданности и неизменности ряда параметров рабочей силы, приходящей на рынок труда. Полагают, с частности, что квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, т.е. после приема на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно. Другой постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Ясно, что и это не так, поскольку существуют множество методов мотивации, способных поднять производительность. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности своим положением в производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный рыночно-ценовой подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе труда основной вклад в производство достигается в большинстве случаев путем не индивидуальных, а коллективных усилий.

Ни один из перечисленных  выше подходов не дает полной и адекватной картины механизма функционирования рынка рабочей силы, хотя они и  отражают отдельные его элементы.

Как видно, каждая из названных  теорий имеет свои достоинства и  недостатки. В современной практике того или иного государства можно  проследить тяготение или к кейнсианству, или к монетаризму. Так, российское правительство проводит свою экономическую  политику, опираясь преимущественно  на монетаристскую теорию.

Для более подробного анализа  моделей рынка труда рассмотрим кейнсианскую и классическую модели рынка труда.

2.2 Кейнсианская модель рынка труда

Кейнсианское направление  рассматривает рынок труда как  инертную систему, где цена рабочей  силы достаточно жестко фиксирована. Основные параметры занятости - уровень занятости  и безработицы, спрос на труд, уровень реальной заработной платы - устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда. Однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы.

В рамках кейнсианской концепции  на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распределяется увеличение общего спроса между разными  отраслями, т. е. структура совокупного  спроса. Эффективное средство обеспечения  достаточного уровня занятости - это  расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных  размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственном  вмешательстве в управление макроэкономическими  процессами, а механизм ее реализации базируется на закономерностях и  явлениях психологического характера (склонность к потреблению, склонность к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной  связи между главными экономическими показателями.

Поскольку в кейнсианской концепции на всех рынках несовершенная  конкуренция, то цены негибкие, они  жесткие или, по терминологии Кейнса, липкие, т.е. залипающие на определенном уровне и не изменяющиеся в течение  определенного периода времени. Например, на рынке труда жесткость (липкость) цены труда (номинальной ставки заработной платы) обусловлена тем, что:

а) действует контрактная  система: контракт подписывается на срок от одного года до трех, и в течение  этого периода номинальная ставка заработной платы, оговоренная в  контракте, меняться не может;

б) действуют профсоюзы, которые  подписывают коллективные договоры с предпринимателями, оговаривая определенную величину номинальной ставки заработной платы, ниже которой предприниматели  не имеют право нанимать рабочих (поэтому ставка заработной платы  не может быть изменена до тех пор, пока условия коллективного договора не будут пересмотрены);

в) государство устанавливает  минимум заработной платы, и предприниматели  не имеют право нанимать рабочих  по ставке, ниже минимальной.

В кейнсианской модели рынок  труда занимает подчиненное положение. Согласно кейнсианской концепции предприниматели  предъявляют спрос на такое количество труда, которое позволит им осуществить  предложение благ в размере, необходимом  для удовлетворения эффективного спроса, который Кейнс определил как  фактически реализуемое при данном уровне цен значение совокупного  спроса. То есть спрос на труд есть функция  от эффективного спроса на блага.

Предложение труда в кейнсианской концепции находится в прямой зависимости от ставки номинальной  зарплаты.

Зависимость предложения  труда от номинальной, а не реальной ставки заработной платы в кейнсианской концепции объясняется жесткостью номинальной зарплаты и денежными  иллюзиями, которым подвергнуты  экономические субъекты.

Следует также упомянуть, что по мнению кейнсианцев снижение реальной зарплаты вследствие роста  цен не вызывает снижения предложения труда, так как в силу тех же денежных иллюзий субъекты ориентируются на номинальную ставку зарплаты.

В силу специфики кейнсианской функции спроса на труд равновесие на рынке труда устанавливается, как правило, при наличии безработицы. Однако условием равновесия на рынке  труда является не соответствие функций  спроса и предложения труда, а  возможность нанять количество труда, необходимое для производства благ в размере, соответствующем эффективному спросу.

Если цена предложения  труда не превышает цену спроса на труд, то на рынке труда устанавливается  равновесие.

Таким образом, кейнсианская трактовка функционирования рынка  труда подчеркивает его подчиненное  положение в системе национальных рынков и отражает его внутреннюю нестабильность.

2.3 Классическая модель рынка труда

Классическая модель рынка  труда - это экономическая теория, утверждающая, что полная занятость  является нормой рыночной экономики, а  наилучшей экономической политикой - политика невмешательства государства. Классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка  труда. Представителями этой модели являются Д. Риккардо, Милль, Маршалл.

Классическая теория занятости  приходит к выводу, что экономика  проявляет тенденцию к полному  использованию своих ресурсов и  осуществляет выпуск продукции, соответствующий  полной занятости; это заключение основывается на законе Сэя (сам процесс производства товаров создаёт доход, в точности равный стоимости произведённых  товаров) и на предположении, что  цена и зарплата эластичны. И поскольку  классические экономисты считали, что  капитализм автоматически поддерживает уровень производства продукции, соответствующий  полной занятости, они не видели необходимости правительственного вмешательства в функционирование экономики.

Классическая модель конкурентного  рынка труда строится на следующих  основных принципах: большое число  работодателей, представляющих интересы фирм и выражающих спрос на труд; большое число работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение. Поведение субъектов  на рынке труда рационально, обусловлено  достижением собственных интересов  и выгод. Для них нет жестких  ограничений по свободному передвижению на рынке труда. Рабочие места, предлагаемые работодателями, и рабочая сила, предлагаемая работниками, однородны. Количество и объем занятости  измеряется численностью работников.

Рынок труда характеризуется  совершенной конкуренцией, реализуемой  через механизм гибких рыночных цен, когда ни отдельные работодатели, ни отдельные работники не могут  влиять на рыночную ситуацию в целом; равновесные ставки заработной платы  не зависят от поведения отдельных  фирм или групп работников, а определяются общей конъюнктурой, т.е. общим взаимодействием  всех участников рыночного процесса. Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в  найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг  с учетом совокупного спроса.

Предложение рабочей силы определяется потребностями людей  трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния с учетом совокупного  экономического предложения. Как спрос, так и предложение формируется  под воздействием различных факторов: сложившегося уровня цен, издержек, заработной платы, производительности труда, численности  населения, квалификационно-профессионального  состава работников, кредитно-финансовой, налоговой, законодательной системы, деятельности профсоюзов, культурных, религиозных и других организаций.

В условиях совершенной конкуренции  и рыночной гибкости ставок заработной платы отклонение заработной платы  от равновесного уровня не может продолжаться долго. Рост заработной платы относительно равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны фирм и  одновременно увеличение предложения  труда со стороны работников. В  результате этого возникает избыток  предложения труда - возникающая  при этом безработица оказывает  давление на заработную плату в сторону  ее понижения до равновесного уровня. В случае если заработная плата опускается ниже этого уровня, разворачивается  противоположный процесс.

В конечном итоге конкурентный рынок труда характеризуется  общим равновесием спроса на труд и равновесным уровнем заработной платы.

3. Государственное регулирование рынка труда

Существуют четыре основных направления государственного регулирования  рынка труда.

  1. Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.
  2. Программы по подготовке и переподготовке работников.
  3. Программы содействия найму работников.

4. Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработице).

Ключевое значение в государственном  регулировании рынка труда имеет  программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию  их структуры.

Социальная помощь безработным  осуществляется по трем направлениям:

а) пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам, как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия  по безработице составляют: в США - 50% заработной платы, во Франции - 40%, в  Японии - 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии - 26 недель, В Великобритании - 45, в Канаде - 50 недель;

б) финансовая помощь безработным;

в) помощь безработным и  их семьям денежными средствами и  оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и  т.д.).

В системе государственного регулирования рынка труда имеют  место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничение  государственного вмешательства в  проблемы рынка труда, поскольку  характеризуют безработицу как  естественное и добровольное социально-экономическое  явление.

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное  регулирование рынка труда, основными  инструментами которого являются денежно-кредитная, налоговая и амортизационная  политика государства.

Существенную роль в регулировании  рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и  социального обеспечения граждан.

Следовательно, государственное  регулирование рынка труда - это  совокупность экономических, административных, законодательных, организационных  и других мер.

Информация о работе Рынок труда