Себестоимость продукции и пути ее снижения в ООО «Аквабур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать структуру затрат, изменение структуры затрат и влияние этого изменения на себестоимость. Провести поиск резервов снижения себестоимости продукции и дать рекомендации по снижению затрат на производство продукции на примере ООО «Аквабур».
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
- изучение теоретических основ издержек производства;
- анализ себестоимости продукции;
- разработка мероприятий по снижению затрат на производство.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты снижения себестоимости, как основного фактора увеличения прибыли……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие, сущность себестоимости на предприятии………………………………..5
1.2 Методика анализа себестоимости продукции……………………………………..11
1.3 Резервы снижения себестоимости на предприятии……………………………….15
Глава 2 Анализ себестоимости продукции в ООО «Аквабур»……………………….21
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия……………………………...21
2.2 Анализ структуры затрат на производство продукции………………………….. 26
2.3 Анализ затрат на сырье и материалы, анализ затрат на оплату труда…………...32
Глава 3 Планирование снижения себестоимости продукции ООО «Аквабур»……..39
3.1 Резервы снижения себестоимости и увеличения прибыли……………………….39
3.2 Мероприятия, направленные на сокращение материальных затрат и затрат на оплату труда……………………………………………………………………………. .41
3.3 Расчет экономической эффективности от снижения затрат на производство продукции………………………………………………………………………………...44
Заключение……………………………………………………………………………….46
Список использованных источников…………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

аквабур.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

- сырье и основные  материалы, 

- вспомогательные материалы,

- топливо (со стороны),

- энергия (со стороны),

- амортизация основных фондов,

- заработная плата,

- отчисления на социальное  страхование,

- прочие затраты, не  распределенные по элементам.

Соотношение отдельных  экономических элементов в общих  затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности структура затрат на производство неодинакова; она зависит от специфических условий каждой отрасли.

Группировка затрат по экономическим  элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия  без распределения их на отдельные  виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).

Группировка затрат по статьям  расходов дает возможность видеть затраты  по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию  производство и реализация отдельных  видов продукции. Планирование и  учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

В промышленности применяется  следующая номенклатура основных калькуляционных  статей:

1) сырье и материалы;

2) топливо и энергия  на технологические нужды;

3) основная заработная  плата производственных рабочих;

4) расходы на содержание  и эксплуатацию оборудования;

5) цеховые расходы;

6) общезаводские (общефабричные)  расходы;

7) потери от брака;

8) непроизводственные  расходы.

Первые семь статей расходов образуют фабрично-заводскую себестоимость. Полная себестоимость складывается из фабрично-заводской себестоимости  и внепроизводственных расходов.

Расходы предприятий, включаемые в себестоимость продукции, делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологические нужды, заработная плата основных производственных расходов и др. К косвенным расходам относятся затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы цеховые, общезаводские (общефабричные), по содержанию и эксплуатации оборудования.

Цеховые и общезаводские  расходы в большинстве отраслей промышленности включаются в себестоимость  отдельных видов продукции путем  распределения их пропорционально  сумме заработной платы производственных рабочих (без доплат по прогрессивно-премиальной системе) и расходам на содержание и эксплуатацию оборудования.

Например, сумма цеховых  расходов за месяц составила 75 млн. рублей, а основная заработная плата  производственных рабочих - 100 млн. рублей. Это значит, что в себестоимость отдельных видов продукции цеховые расходы будут включены в размере 75% от суммы основной заработной платы производственных рабочих, начисленной по отдельным видам продукции.

По статье “Внепроизводственные расходы” учитываются главным образом  расходы по сбыту готовой продукции (затраты на тару, упаковку продукции и т.д.) и расходы на научно-исследовательские работы, расходы по подготовке кадров, расходы по доставке продукции на станцию отправления, и т.п. Как правило, внепроизводственные расходы включаются в себестоимость отдельных видов продукции пропорционально их фабрично-заводской себестоимости.

Себестоимость отдельных  видов продукции определяется путем  составления калькуляций, в которых  показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную и отчетную. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной - по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому она в отличие от плановой калькуляции в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.

 

 

1.2 Методика анализа  себестоимости продукции

 

Анализ себестоимости  продукции имеет немаловажное значение, так как при снижении себестоимости  продукции увеличивается прибыль  организации.

При анализе себестоимости  продукции дается общая оценка выполнения плана по снижению себестоимости продукции, вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат. Также выявляются имеющиеся резервы организации по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.

Для проведения анализа  себестоимости продукции используются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также сведения о  соблюдении норм расхода сырья и  материалов, топлива и энергии, о  выполнении норм выработки и расценок.

Значение анализа себестоимости  продукции определяется тем, что  она представляет собой важнейший  качественный показатель, характеризующий  экономическую эффективность производства, и что только на основе ее всестороннего  анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Анализ себестоимости, со своей стороны, в первую очередь  призван обеспечивать необходимой  информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений.

Анализ себестоимости  продукции направлен на выявление  возможностей повышения эффективности  использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.

Управление себестоимостью и анализ затрат являются составной  частью менеджмента, которая оперирует  данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой или будущей способности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели. Управление себестоимостью и анализ затрат имеют дело с рассчитанными на будущее, или запланированными, затратами равно как и с прошлыми затратами. На каждом предприятии необходимо повысить качество управления и анализа себестоимостью. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждает те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансово-экономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития предприятия.

При анализе фактической  себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

В практике экономического анализа себестоимости продукции  есть несколько устоявшихся направлений. Среди них:

1) анализ себестоимости  по экономическим элементам;

2) анализ себестоимости  по статьям калькуляции;

3) анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции;

4) анализ себестоимости  сравнимой продукции;

5) анализ себестоимости  важнейших изделий и др.

Анализ себестоимости  по экономическим элементам.

Служит для определения  заданий по снижению себестоимости  продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Позволяет выяснить, под  влиянием, каких факторов сформировался  данный уровень себестоимости, в  какой мере, и в каком направлении  эти факторы повлияли на общую себестоимость

Основными задачами, решаемыми  при анализе затрат по экономическим  элементам, являются определение доли (удельного веса) отдельных элементов  в % к итогу затрат, а также расчет их динамики (или выполнения плана).

Затраты сопоставляются с использованием относительных величин (долей), поскольку они рассчитываются за различные периоды, в которых были различные объемы производства.

Группировка затрат по статьям  калькуляции дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.

Чтобы установить, как  факторы повлияли на изменение суммы  прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции  за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.

 

 

1.3 Резервы снижения  себестоимости

 

В настоящее время  при анализе фактической себестоимости  выпускаемой продукции, выявлении  резервов и экономического эффекта  от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Экономия, обусловливающая  фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:

1) Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

По данной группе анализируется  влияние на себестоимость научно-технических  достижений и передового опыта. По каждому  мероприятию рассчитывается экономический  эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления  мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:

Э = (СС - СН) * АН

                                                                                                                                     (2)

где, Э - экономия прямых текущих затрат;

       СС - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия;

       СН - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия;

       АН - объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.

Одновременно должна учитываться  и переходящая экономия по тем  мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполняемой с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштабов внедрения до начала этого года.

Информация о работе Себестоимость продукции и пути ее снижения в ООО «Аквабур»