Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика природопользования".
Прежде всего речь идет о проблемах собственности на ПР и имуществ. правах на нее как институц. основы экон. деят-ти. При этом конституирование прав собст-ти и их разграничение м\у субъектами хозяйствования должны обеспечить снижение нагрузки на природ. капитал и его воспроизводство. 2 формы собст-ти на ПР: гос-ая (федеральная, субъектов фед. и муницип.) и частная (акционерная). Их соотношение и конкретные проявления на ресурсном рынке д.б. подчинены выработанной стратегии рацин. прп-я с учетом уменьшения отриц. эколого-экон. последствий хоз. деят-ти. Важна регулирующая роль гос-ва как инициатора создания соответствующих институтов, обеспеченных адекватным зак-вом в рамках единого экон. пространства. На выбор эколого-экон. политики в процессе перехода к УР большое влияние оказывает культурный уровень об-ва и его культурные традиции (некотрые вост. страны: вода - дар Бога- нельзя устанавливать на нее цену и назначать плату за использование). Возникает необходимость науч. разработки сущ-их проблем, совершенствование методов моделир-я и прогноз-я, с помощью которых можно предвидеть, каким образом будут возд-ть на ПС предлагаемые варианты и сценарии развития эк-ки. Важное значение для понимания процесоов перехода к УР имеет экологизация образования. Культура и образование во многом влияют на уровень экосознания. Но эколог. блага становятся предпочтительнее экон. только в ситуации перехода порога потреб. насыщения. Существ. роль играет достоверная и полная эколого-экон. инф-я. Важным институц. моментом в трансформации эколого-экон. развития является возникновение и усиление влияния полит. партий соответствующего направления и экол. движений. Культура, наука, образ-е, инф-я являются теми сферами, к-ые сопровождают процесс перехода к УР, трансформируя поведение ч-ка как производителя и потребителя, придавая ему экол. вектор, формируя экологически ориентированное сознание.
Экстерналии – некомпенсируемые возд-ия одной стороны на другую. Особ-ти: они возникают, когда действия фирмы или индивидуума непосредственно влияют на издержки и выгоды каких-либо др. фирм или индивидуумов; они не находят полного отражения в рыночных ценах; для них хар-но возд. на третьи лица, не принимающие участия в рыночной сделке как продавцы или пок-ли, и отнесение части издержек или выгод от сделки на их счет, т.е. они возникают, когда произ-во или потребление товаров и услуг порождает некомпенсируемые издержки у к-нить третьей стороны. Отриц. экстерналии – деят-ть одной стороны вызывает издержки у др.сторон, уменьш-е их благосостояния; положит. – деят-ть одной стороны приносит выгоду др., увел-ет их благосостояние. Типы: 1. Темпоральные (временные)-соврем.поколение должно удовл-ть свои потреб-ти, не уменьшая возможности след. поколений удовл-ть свои. 2. Глобальные – трансгранич. загряз-я. 3. Межсекторальные - разв-е секторов эк-ки наносит значит. ущерб др. секторам и вызывает отриц. внеш. эффекты. (аграрный сектор несет потери от добычи жел.руды на КМА). 4. Межрегиональные - уменьшенная копия глобальных, только в рамках одной страны (Волга-регионы в верх.течении загрязняют-доп.затраты на очистку у «нижних» регионов). 5. Локальные-предприятие-анализ вызываемых его деятельностью внеш.издержек у др. предприятий, населения, прир. объектов.
Учет общественных издержек: Cs = Cp + E, Сs – общ. обществ. затраты и издержки на произв-во продукции, Ср – индивидуальные издержки, Е – экстернальные издержки (оценочные в стоимостной ф-ме). На берегу реки есть хим. комбинат с недост. очистными сооружениями, что приводит к ее загр. Ниже по теч. з-д по произв-ву лимонада и поселок. При отсутствии мех-ов компенсации и принуждения устранения загр. хим. комбинат может производить свою продукцию при мин. природоохранных издержках. Однако тем самым доп. затраты налагаются на лимонад. завод и поселок. Сущ-ие экстерналий ставит вопрос о реальной цене продукции загр-лей для общ-ва. Реальная цена продукции - Учет внешних и общественных издержек в цене: S1 – предельные общественные издержки, S2 – предельные частные издержки, D – спрос, Р1 и Р – цена, Q1 и Q2 – объемы производства (без учета производителя оптим. объем производства равен Q. В этом случае пересечение кривой частных предельных издержек S2 с кривой спроса D дает цену ед. продукции хим. комбината Р. Однако учет доп. издержек у «жертв» загр., обществ. издержек сдвигает кривую предельных издержек влево. Внеш издержки определяются S1. Пересечение S1 c D дает точку, к-ой соответствуют целесообразные объемы произ-ва химзавода Q1 и цену продукции Р1. Учет внеш издержек привел к уменьш. «грязного» произв-ва на вел. Q2-Q1 и повысил цену до Р1, вкл. в нее экстернальные издержки). Оценка обществ. издержек: Сs = Cp+E = Cp +E1+E2+E3+E4, где Е1 – затраты лимонад. завода на очистку воды, Е2 – затраты нас. на охрану здоровья, Е3 – затраты нас. из-за деградации рыбных мест, Е4 – затраты нас. из-за потери рекреац. рес.
Экстерналии – некомпенсируемые возд-ия одной стороны на другую. Отриц. экстерналии – деят-ть одной стороны вызывает издержки у др.сторон, уменьш-е их благосостояния; положит. – деят-ть одной стороны приносит выгоду др., увел-ет их благосостояние.
Интернализация экстерналий - процесс включения экстерналий в рыноч. механизм, т.е. превращение экстернальных внешних издержек во внутренние, отражение их в ценах. Одним из возможных путей учета обществ. интересов явл-ся наложение спец. налога на загрязнителей. По величине равной экстернальным издержкам. В теории они названы налогами Пигу (или Пигувианским налогом). Важнейшей задачей экон. механизма прп, прямых и рыночных регуляторов в сфере ООС явл-ся интернализация экстерналий. Для исправления провалов рынка, повышения эффективности рыноч. эк-ки треб-ся дополнит. регулирование со стороны гос-ва, его вмешательство в эк-ку с помощью экон. и правовых инструментов, к-ое способно до нек-ой степени скорректировать рыноч. механизм и тем самым достигать оптимальности по Парето, когда об-во получает выгоду от к-либо деят-ти, если по крайней мере один ч-к получает выгоду и никто не несет потерь. Для трансформации экстерн. издержек во внутр. гос-во на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно-оптимального уровня выпуска продукции, реализуя интересы об-ва. Гос. регулир-е охватывает внеш эффекты, связанное с загрязнением ОС и использованием земель (не разрешается строит-во ЭС в жилых районах). Обычно гос-во использует прямое регулирование (з-ны, нормативы, стандарты) и экон. инструменты (налоги, платежи, субсидии). Существ. аспектом учета общ-ых издержек явл-ся анализ общего соотношения выгод предприятия – загрязнителя и компенсаций с его стороны жертвам загрязнения.
2 т. зр.: 1. Увел-ие потребления ПР для увел-ия благосостояния страны. 2. Сниж-ие потребления ПР. Природно-продуктовая сист. «Черный ящик»: на вход подаются ПР, выход – конечная продукция и различ. рода загрязнения и деформация ОС, отходы. Т.к. произведенной продукции не хватает, необходимо подавать на вход больше ПР. При этом механизм функионирования «ч.ящ.» остается вне рамок рассмотрения. Для обеспечения реального решения экол. проблем необходимо забраться в сам ч.ящ., оценить эффективность функц-я экон. стр-р с экол. позиций и внести необходимые коррективы. Необходимо так упорядочить экон. стр-ры, чтобы увел-ть выход продукции, т.е. необходимо понять причины колоссальной природоемкости эк-ки и бороться с ними, а не со следствиями. Самое важное в экологизации экон. развития, выработке интенсив. и одновременно сберегающего подхода к прп состоит в необходимости ориентации на конечные результаты. Для традиц. экстенс. мышления объемы используемых ПР явл-ся важнейшими показателями. Между тем эти ресурсы явл-ся лишь начальн. или промежут. звеном в длинной цепи, связывающей природу и продукцию, поступившую к потребителю. В этих условиях нужно программировать и регулировать обществ. произ-во от потребителя к ресурсам. Природно-продуктовые вертикали: движ-е прир. в-ва и продуктов его обработки осущ-ся с помощью интегрированной цепочки видов деятельности, принадлежащих к разным сферам и отраслям, но объединяемых технологически для проз-ва и реализ-и конеч. продукции. Построение такой цепочки позволяет оценить резервы в каждом звене и выявить огромные резервы ПР, к-е сейчас используются нерационально. На основе учета взаимозаменяемости факторов произ-ва и необходимо определять рельные потребности в ПР. Нужно оценивать ПР и получаемую на их основе продукцию как един. комплекс, как целостную природно-продукт. с-му. И с позиций конеч. рез-тов ф-ния этой с-мы определять требуемые объемы и эфф-ть исп-я ПР. Нагрузка на прир. фундамент эк-ки м.б. значительно снижена при росте потребления конеч. продукции. Природно-продуктовая вертикаль:
! ! ! !
(надо дорисовать палочки
Важным показателем эффективности функционирования природно-продуктовой системы является природоемкость. Этот показатель хорошо характеризует тип и уровень эколого-экономич. развития. 2 типа показателей природоемкости:
Сами по себе показатели природоемкости
мало что говорят. Главные их достоинства
проявляются при их измерении в динамике
или при сравнении с другими странами,
экономическими структурами, технологиями
и пр. Количество
использованной древесины (в м3) в расчете
на 1т пр-ва бумаги и картона: РФ-32,США-7,Финляндия-5,
Можно выделить два уровня показателей природоемкости: макроуровень, уровень всей экономики и продуктовый, отраслевой уровень. На первом уровне это могут быть показатели природоемкости, отражающие макроэкономические показатели: затраты природных ресурсов (ресурса), объемы выбросов/сбросов загрязняющих веществ и отходов на единицу валового внутреннего продукта, национального дохода. Эти пок-ли измеряются в стоимостной форме или нат. стоимостной ф-ме; энергоемкость, материало-, водоемкость, уд. пок-ли по отходам/выбросам. Второй уровень показателей природоемкости (продуктовый или отраслевой уровень) определяется:1.затратами природного ресурса в расчете на единицу конечной продукции, произведенной на основе этого ресурса (например, количество земли, требуемой для производства 1 т зерна), чем ниже пок-ль, тем эффективней процесс преобр-ния прир. вещ-ва; 2.объемом загрязнений в расчете на единицу использования природного ресурса, территории загрязнения, количества населения, конечной продукции.
В большинстве стран затраты ПР и производимые загрязнения по отношению к конечным результатам чрезмерно велики. Природоемкость обоих типов показателей мб снижена как минимум в 2—3 раза. По имеющимся оценкам в мире можно сократить потребление энергии в 2 раза при современной промыш. инфраструктуре, а на основе новой инфраструктуры, базирующейся на уже имеющихся технологиях, — на 90%. В докладе Римского клуба за 1997 г. «Фактор 4»: необходимо увел. производительность рес-сов, уменьш. истощения рес., сниж. ур-ня загр. ос -> экономия финанс. средств; контроль рынка и активизация прибыли; многократное исп-ие ограниченных рес.; повыш. безопасности; обеспечение рав-ва и занятости.
Важным направлением в улучшении охраны природы и использования природных ресурсов является определение адекватной цены и/или экономической оценки природных ресурсов и природных услуг. ОС обеспечивает 3 ф-ции: 1) обеспечение ПР; 2) регулирующие экосистемные функции/услуги, в том числе ассимиляция отходов и загрязнений; 3) обеспечение людей природными услугами.
В экономической реальности действует суровое правило: «то, что не имеет цены, экономич. оценки – не существует, не учитывается при принятии хоз-ых решений». Сейчас общим случаем является занижение цены природного блага или даже его нулевая оценка. «Бесплатность» используемых в экономике природных благ или их минимальной цены явилась одной из причин нерационального использования ПР, гигантской расточительности экономики. Возникала иллюзия неисчерпаемости, «дарового» характера ресурсов. Пром-ые и с/х предприятия вносили в бюджет плату за имеющиеся у них фонды и в то же время бесхозяйственно использовали средства производства природного происхождения, не неся при этом никакого ущерба, а зачастую и улучшая свои производ-ые рез-ты. Учет цены/оценки ресурсов позволит более обоснованно определить экономич. эф-ть альтернатив развития. Применение оценок может существенно повлиять на выбор варианта капитального строительства.
Неадекватная оценка ПР приводит к занижению эффектов от перехода к устойчивому ресурсосберегающему развитию, экологизации экономики. При адекватном экономическом учете экологического фактора эффективность ресурсосбережения оказывается гораздо выше наращивания природоемкости экономики, что доказал экономический рост развитых стран в последние два десятилетия. Целесообразно включать оценку ПР в национальное богатство страны. Эта оценка явл-ся важной составляющей нац. богатства, отражая прир. потенциал страны. Данный потенциал наряду с общественным богатством во многом определяет развитие народного хозяйства на перспективу. По имеющимся расчетам, ПР составляют свыше 40% нац. богатства страны. Важна адекватная оценка эколог. фактора на макроуровне при определении направлений социально-экономического развития. Практически на этом уровне и происходит выбор варианта развития, который может быть устойчивым или «неустойчивым». Недооценка ПР и экологич. ущерба приводит к искажению показателей экономич. развития и прогресса, что сопровождается выбором неэффективного соц.-экономич. направления. В сложившихся условиях экономический рост в России в ближайшем будущем — при сохранении техногенных тенденций развития — будет базироваться на сверхэксплуатации природы, на экстенсивном природоемком развитии энергетического, аграрного, лесного и др. комплексов. То есть на ближайшие десятилетия закрепляется тенденция формирования «антиустойчивого» развития.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика природопользования"