Шпаргалка по дисциплине "Экономика природопользования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика природопользования".

Файлы: 1 файл

Шпоры - Экономика природопользования.docx

— 128.33 Кб (Скачать файл)

 

  1. 42. Платность природопользования-


 включает плату за ПР, за  загрязнение ОПС и за другие  виды воздействия. Плата за ПР (земля, недра, вода, лес и иная  растительность, животный мир, реакционные  и другие ПР) взимается: за право  пользования ПР в пределах  установленных лимитов; за сверхлимитное  и нерациональное использования  ПР; за воспроизводство и охрану  ПР. Плата за загрязнение ОПС  и другие виды воздействия  взимается за: выбросы, сбросы загрязняющих  в-в, размещение отходов и другие  виды загрязнения в пределах  установленных лимитов; выбросы, сбросы  загрязняющих в-в, размещение отходов  и другие виды загрязнения  сверх установленных лимитов. Внесение  платы за использование ПР  не освобождает прп-ля от выполнения  мероприятий по ООПС и возмещения  вреда, причиненного экологическим  правонарушением.

Проблема платности ПРП имеет и серьезный экономический аспект. Во-первых, эффективное использование природного потенциала должно способствовать рац эксплуатации имеющихся сырьевых, производственных и трудовых ресурсов и регулировать процессы их воспроизводства. Во-вторых, ПР, содержащиеся в недрах, в отличие от объектов флоры и фауны, исчерпаемы, на формирование ПИ уходят тысячи и миллионы лет, и обеспечение будущих поколений сырьевыми источниками возможно только при широкой поддержке инвестиций в природоохранные и энергосберегающие технологии и мероприятия, в том числе и при помощи налогового регулирования ПРП. Особый характер платежей за пользование ПР вызывает необходимость финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий, преимущественно путем создания специализированных бюджетных (внебюджетных) фондов: экол. фонда; фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы; фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; фонда восстановления и охраны водных объектов. Часть средств, поступающих от взимания платы за землю, также предусмотрена к расходованию на мероприятия по улучшению землеустройства и землепользования. Особенно актуальной проблема платности ПРП предстает в районах Крайнего Севера. Использование ПР в условиях неблагоприятной экологической и климатической обстановки ведет к увеличенным затратам на их восстановление и охрану, в то же время нормативы платежей не способствуют проведению полномасштабных мероприятий по сохранению экологического баланса, и решение таких проблем может проводиться и на федеральном уровне путем перераспределения средств, поступивших за пользование природными ресурсами. Решение проблем единого правового положения платежей за пользование ПР, их экономического наполнения и целевого восстановительного использования позволит не только оптимизировать нормативы платежей, но и обеспечивать рациональное ПРП и эффективность расходования поступивших в бюджет средств.

 

 

  1. 43. Виды и формы платы за природные  ресурсы.


В основе природная рента (Пр.р.). Пр.р.-доход, к-ый не требует от получателя ренты какой-л. предпринимательской деят. Рента м.б.: 1) абсолютная – это доход от использования рес. наилучшего качества; 2) дифференцированная. Существуют платежи за пользование, налоги (напр: за землю), плата за выбросы, сбросы и т.д.

Плата должна взиматься за право пользование прир. рес. в пределах установленных лимитов, на воспроизводство прир. рес. и их охрану, и за сверхлимитное и нерациональное использование прир. рес.(ФЗ «Об ООПС). Формы платы: 1) за землю-земельный налог (фиксированный платёж за единицу земельной площади), арендная плата, цена земли (при покупке или продаже участка); 2) за недра – налог на добычу ПИ; 3) за рес. жив-го мира- плата за пользование жив-ым миром, плата за сверхлимитное или нерацион. пользование жив-ым миром; 4) за пользование лесным фондом-лесные подати, арендная плата; 5) за водными объектами ресурсы - плата за пользование водн. объектами (водный налог), плата за вос-ие и охрану водн. объектов (за сбор или использование воды).

 

  1. 44. Проблема глобализации природопользования.


Процессы глобализации (Г)  накладывают отпечаток на экологические проблемы. Процессы Г часто рассматриваются только под эконом. углом зрения, упуская её важные экологич. аспекты. Это препятствует формированию устойчивого развития в мире. Человечество острее начин. ощущать экологич. пределы развития мировой эконом. ч/з рост загрязнений, деградацию и исчерпаемость ПР, исчезновения множества видов живой прир. Негативные глоб. эколог-ие тенденции влияют на ухудшение здоровья и благосостояния миллионов людей, рост нищеты, ухудшают положение многих стран и целых регионов планеты.  Деградация биосф. планеты отрицат. сказывается на мировом развитии. В связи с этим органической частью процессов глобализации д. стать защита глобальных обществен. благ (ГОБ). ГОБ-это блага, выгоды от к-ых универсальны для людей, стран, поколений. Для ГОБ характерны неисключимость и неконкурентность для всего ч-ва (атмосферный воздух, озоновый слой и т.д.) Причины экологич. деградации ГОБ: 1) «провалы рынка»; 2)неэффективность и узость рыночных механизмов; 3) отсутствие или занижение рыночной цены на большинство ГОБ. Неэффективность охраны ГОБ проявляется в глоб. негативных экстерналиях (пример: глобальное изменение климата вызванное развитыми странами с их огромными масштабами загрязнений и потребления ПР, а издержки от такого изменения будут нести все страны).

 

  1. 45.  Международное сотрудничество в  сохранении глобальных обшественных  благ (ГОБ): основные сферы и направления.


ГОБ-это блага, выгоды от к-ых универсальны для людей, стран, поколений (атмосферный воздух, озоновый слой и т.д.) Необходимо создание механизма интернализации глобальных экстерналий, к-ый бы заставлил платить и компенсировать глоб. экологические издержки страны, производящие негативные воздействия на биосферу. Другими словами, справедливость отношений стран-«экологических доноров» (в их число входит РФ) и стран-«экологических потребителей» (большинство развитиых стран).Мировое сообщество должно создавать спец-ые механизмы, фонды для предотвращения или компенсации негативных последствий глоб. экстерналий. Эти механизмы должны способствовать ограничению природоразрушающих тенденций и стимулировать сохранение оставшихся экосистем. Таким целевым фондом является глобальный экологический фонд (ГЭФ). ГЭФ-фонд образованный для смягчения глоб. экологич. проблем. Данный фонд должен способствовать охране ГОБ, к-ая неэффективна на национальном уровне, и стать инструментом концепции стран, поддерживающих сохранность глобальной экосистемы. Успех сохранения ГОБ зависит от создания эффект. экономических стимулов для стран по рацион. прп-ию. Примеры: рыночные механизмы Киотского протокола по продажеквот на выбросы СО2, эконом. инструменты  Монреальского протокола  по предотвращению истощения озонового слоя, уже доказавший свою высокую эффективность механизм продажи квот на выбросы сернистого газа в США.

 

  1. 46. Механизм «долги в обмен на  природу», его значение и использование.


Перспективным механизмом, с помощью к-го страны-«экологические доноры» могут получить экономические выгоды от своего вклада в глобальную эколог. устойчивость , является учёт расходов на охрану ОС в счёт погашения внешнего долга (так называемый «обмен долги-природа»). Такой вариант трансформации национальных долгов был предложен странами-кредиторами Парижского клуб в 1990 году. Механизм «долги-природа» состоит в том, что кредитор (это м. б. определённая страна, ТНК, международные неправительств. организации) договаривается со страной-должником о соглашении, в соответствиями с которого кредитор прощает долги или его часть в обмен на обязательство страны-должника выделить средства  на охрану ОС, выполнить определённые экологич. обязательсьва (часто это проекты по сохранению глоб. общественных благ: климату, озоновому слою, биоразнообразию). Обмен «долги-природа» являются, по сути, рыночным механизмом, использованием спроса на долги и предложения долгов для сохранения прир. систем и процессов глоб. значения при повышенном на них «спросе» в развитых странах и готовности стран-должников «предложить» их сохранение в обмен на сокращение долгового бремени. Данный механизм эффективно используется Польшей и Болгарией, к-ым удалась «экологич. конвертация» значительной части своего долга  США, Швейцарии, Франции, Финляндии. Важным результатом обменов «долги-природа» является способность повлиять на долгосрочную экологическую деятельность, обеспечить стабильный источник финансирования, что существенно  для масштабных и длительных эколог. программ.

 

  1. 47. Международные органы и организации  в области природопользования.


1. Представляется целесообразным  создание междунар. органа, ответственного  за координацию действий в  области ООС. В определённой степени  прообразом такого органа может  выступать Комиссия ООН по устойчивому развитию, созданная после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро для контроля исполнения положений документа «Повестка дня на XXI век» на национальном уровне и координации действий между различными прогр. ООН по ООС и развитию. Однако сейчас данная комиссия не может эффективно выполнять свою роль из-за нехватки полномочий, сил и средств.  2. Программа ООН по ОС – ЮНЕП (был создан в 1972г. в соответствии с решениями Стокгольмской конф. ООН). Действует на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения). В дополнения к деятельности ЮНЕП, отдельными её аспектами заним след. Организации под эгидой ООН:1) ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования соц.-экономических факторов развития и взаимосвязи м/у ч-ком и средой; 2) ФАО имеет своей целью улучшение производства и переработки с/х продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рац-му использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии; 3) ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Задача: содействовать экологич. безопасности, включая безопасность водоснабжения, питания и удаления отходов; 4) МАГАТЕ (Междунар. агентство по атомной энергии) разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов. 3. Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Создан в нач. 90-х гг. и предназначен для помощи в основном развивающимся странам при решении экологических проблем планетарного характера. В деятельности ГЭФ участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию, Программа ООН по ОС и Всемирный банк. В качестве первоочередных направления для финансирования выделены четыре: глоб. потепление климата, загрязнен. междунар. вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя. Все указанные выше организации явл. Самостоятельными, созданными на основе межправительсьвенных соглашений и обладающими широкими международными полномочиями. Региональные эколог. проблемы находят отражение в деятельности комиссий, изучающих соц-эконом. положение в различных частях света, вырабатывающих рекомендации для правительств и принимающих участие в реализации проектов. Такие ком-ии существуют для Азиатского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО), для Лат. Америки (ЭКЛАК), для Европы (ЕЭК), в рамках к-ых существуют Комитеты по эколог. политике. Все вышеуказанные органы и организации ООН тесно взаимодействуют с многочисленными межправительственными и неправительственными организациями.

 

  1. 48.    Конференции   ООН   по   окружающей   среде   и   развитию,   их   роль   в международном природоохранном  сотрудничестве и основные документы.


Международное сотрудничество в области ООС насчитывает 30-летнию историю. К нач. 70-х гг. стало очевидно, что в отношении общества и прир. возникли проблемы, несущие глоб. угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты.  Активно участвуют в сохранении ГОБ , решении эколог. Проблем ООН и её структура. Конференции ООН: 1)конф. в Стокгольме (1972г.)-первая конфер. по ООС; 2) конф. в Рио-де-Жанейро (1992). 3)  конф. ООН по уст. разв. в Йоханесбурге (2002). Сложившиеся на планете модели эконом. развития явл. природоразрушающими, тупиковыми, и они только усугубляют кризисные эколог. Явления и перспективы. В решениях конференций ООН подчёркивалась необходимость перехода мировой экономики на модель устойчивого развития (УР). УР-это такое развитие, к-ое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Эти конф. провозгласили ряд важных принципов и подходов к прп-ию в их современ. понимании.  4) Общеевропейская конф. министров соответствующих министерств (1995). Была принята «Экологическая программа для Европы». 5) «Доклад о глобальных перспективах в области ООС до 2000г. и на последующий период» (Генеральная Ассамблея ООН , 1983г.) В 1987 г. подготовленный доклад специальной комиссией (комиссия Брунтланд) был одобрен. В нём были впервые сформированы идеи, составляющие концепцию устойчивого соц-эконом. развития. В последние годы  получили широкое распространение такие формы междунар. сотрудничества, как конвенции, много- или двусторонние договоры, соглашения, резолюции, программы. Наиболее значимые: 1) конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979); 2) об охране озонового слоя (1985); 3)по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972); 4) по защите Черного моря от загрязнений (1992); 5) о биолог. разнообразии (1992); 6) о междун. торговле видами дикой  фауны  флоры; 7) по защите морской среды региона Байкальского моря  т.д. Все вышеперечисленные конференции и конвенции направлены на достижение устойчивых целей и параметров, рациональное использование прир. ресурсов, сохранении окружающей среды от нарастающего негативного воздействия человечества.

 

  1. 49.  Участие и роль России в  международном природоохранном  сотрудничестве в контексте перехода  к устойчивому развитию.


Роль России в решении планетарных эколог. проблем определяется большими по площади  территориями, практически незатронутыми хоз-ой деят. и являющимися резервом устойчивости всей биосферы в целом. В соответствии с этим приоритеты РФ в международном сотрудничестве  по обеспечению УР сводятся к следующему: 1) организация международного партнёрства по решению проблем перехода к УР; 2) активное участие в междунар. научных программах по проблемам УР и в разработке мер, способствующих нормализации антропоген. возд. на биосферу (Б); 3) создание эффективных механизмов обеспечения межгос. эколог. партнёрства при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ; 4) стимулирование поступлений в Рос. экологически ориентированных  инвестиций; 5) обеспечение эколог. интересов страны во внешнеэкологической деятельности. Существенный вклад может внести Россия в предотвращение глобальных изменений климата. При проведении конструктивной политики  в области междунар. соглашений по этой проблеме страна может получить эначит. эконом. выгоды. На конференции ООН по ОС и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г) Россией была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата.  Существенное значение для уменьш. эмиссии парниковых газов им. подписание страной Киотского протокола (1997). Велика роль РФ в сохранении биоразнообразия планеты. Конвенция о биолог. разнообр. (КБР), к-ую страна ратифицировала в 1995 г., направлена на сохранение живой природы Земли. Страны, к-ые поддержали и ратифицировали КБР, взяли на себя обязанность по сохранению биоразнообр. не только ради нац-ых интересов, но и для целей спасения природы мира.  В России поддерживается идея о целесообразности создания междунар. эколого-экономического компенсационного механизма, который помогал бы странам, обладающим ненарушенными э/с планетарного значения, обеспечить их сохранность, компенсировал бы связанные с этим издержки. Глобальный характер эколог. услуг России, необходимость сохранения её прир. потенциала для мира в современных рос-их условиях делает страну первым претендентом на получение «Глоб. экологических компенсаций» со стороны мирового сообщества.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика природопользования"