Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика природопользования".
Основной составляющей сис-мы управления ПРП явл-ся экологическая политика, т. е. политика по отношению к ОС, рациональному ПРП и уровню эколог-ой безопасности. Основными направлениями экологической политики России явл-ся: 1) обеспечение устойч-го ПРП; 2) снижение загрязнения ОС и ресурсосбережение; 3) сохр-ие и восстан-ие природной среды. На основе выделенных направлений опред-ся механизмы их реализации. В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экополитики в Р. следует выделить: правовой, административный, экономический, информационный. Выделяют три подхода эколог. политики: 1) прямое регулирование, связанное с воздействием гос-ва (нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регулирование и т.д.); 2) экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов; 3) смешанные механизмы, сочетающие два первых подхода. В области ПРП и природоохранной деят-ти наибольшее распространение получило прямое регулирование, базирующееся на законодательстве. Как следует из теории и практики последних десятилетий, решать эколог-ие проблемы только на базе гос. регулирования и рынка не удается. В связи с этим наиболее приемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе гос. регулирования и рыночных инструментов.
Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без основания вызывает тревогу, потому что рыночные отношения не способствуют оздоровлению природы. В эколог-ой сфере имеет так называемое “фиаско”, “провалы”, “недостаточность” рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, кот. не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную инф-ию потребителю. Можно выделить след. осн. причины «провалов рынка» в эколог-ой сфере: *экстерналии; *отсутствие/заниженность цен на прир. блага и отсутствие их рынков; *общественные блага; *трансакционные издержки (расходы, связанные с получением инф-ии, ведением многосторонних переговоров, обеспечением соблюдения договоров и т.д.); *права собственности; *неопределенность (недостаток информации) и недальновидность (ориентация на получение быстрых рез-ов, недоучет ущербов). Провалы рынка в охране ОС означают необходимость реализации эколог-ой политики гос-ва, направленной на существенную коррекцию отмеченных рыночных сбоев. Однако и проведение самого мудрого гос. управления не гарантирует эффективность эколог. решений. Об этом свидетельствует мировая практика гос. регулирования, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой.
"Провалы" рынка в
эконом-ой сфере показывают, что
чисто рыночные регуляторы в
исп-ии природы неэффективны. Вместе
с тем очевидна
Несмотря на недостатки, роль гос-ва в ООС велика сейчас и будет нарастать в будущем. Опыт развитых стран последних 2-3 десятилетий показывает, что роль гос-ва существенна в установлении различного рода нормативов, стандартов в ООС. Ему принадлежит ведущая роль в осуществлении альтернативных вариантов решения эколог-их проблем, структурной перестройке экономики и другого. К настоящему времени во многих странах в ООС сложился своеобразный симбиоз из административных и рыночных механизмов. И поиск оптимальных эколого-экономических регуляторов продолжается. Готовой и хорошо функционирующей модели эконом-го механизма взаимодействия общ-ва и природы в мире не существует, но очевидна необходимость балансировки гос-го и рыночного подходов в зависимости от эколог-ой ситуации, особенностей экономики и так далее.
В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация эконом-го сотрудничества и развития) 1972 г., принцип “загрязнитель платит” означает, что “загрязнитель должен нести расходы по проведению мер эколог-го оздоровления по решению властей”. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными воздействиями на ОС на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, исп-ть более приемлемые с эколог-ой точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному исп-ию прир. ресурсов. Современную трактовку принципа “загрязнитель платит” можно свести к 2 осн. положениям: 1) загрязнитель должен нести все расходы по средоохранной деят-ти; 2) загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи ч/з цены на свою продукцию и услуги.Следует отметить, что практическое применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов: 1) сущ-ет проблема идентификации загрязнителя (однозначное определение ответственного за загрязнение может быть затруднено); 2) политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит"; 3) эконом-ие причины, особенно на регион. уровне (безработица, закрытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против применения данного принципа. Тем не менее, не существует другого принципа эколог-ой политики, кот. мог бы сравниться по эффективности с данным.
При выборе направления формирования собственно механизма ПРП возможна ориентировка на три типа: 1) компенсирующий (мягкий, "догоняющий") механизм, либеральный в эколог-ом отношении; 2) стимулирующий - развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деят-ти; 3) жесткий "подавляющий" механизм (исп-ет административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие опред-ых отраслей и комплексов в области расширения их прир. базиса). В реальной действительности в мировой экономике эти типы механизмов не сущ-ют в чистом виде, происходит их сочетание. Судя по направлению общей стратегии развития мирового хоз-ва в ближайшем будущем общий механизм будет строиться на сочетании стимулирующего и жесткого типов.В условиях российскогого формирующегося рынка можно выделить следующие элементы эконом-го механизма ПРП: *платность ПРП; *система эконом-го стимулирования природоохранной деят-ти; *плата за загрязнение ОПС; *создание рынка прир. ресурсов; *совершенствование ценообразования с учетом эколог-го фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей; *экологические фонды; *экологические программы; *продажа права на загрязнение; *система "залог - возврат"; *экологическое страхование.
Таким образом, экономический механизм ПРП в рыночной экономике должен быть нацелен на решение природоохранных задач.
Платежи за пользование природными ресурсами в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отнесены к федеральным налогам. Плата взимается за: *выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; *выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. Платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, осуществляемые в пределах лимита, финансируются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), сверхлимитные - за счет прибыли, остающейся в распоряжении прп-лей. Расчет платежей за предусмотренные законодательством виды вредного воздействия на природную среду производится организацией исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.
Методика исчисления
платежей, порядок определения размеров
платежей. Действующими нормативными актами предусмотрена
уплата нескольких видов экологических
платежей: *плата за выбросы в атмосферу
загрязняющих веществ от стационарных
и передвижных источников; *плата за сбросы
загрязняющих веществ в поверхностные
и подземные водные объекты; *плата за
размещение отходов; *плата за другие виды
вредного воздействия на окружающую среду
(шум, вибрация, электромагнитные и радиационные
воздействия). Определение конкретных
размеров указанных платежей зависит
от объема выброса (сброса) загрязняющего
вещества и объема размещенных отходов.
Установлены два вида базовых нормативов
платы по каждому виду загрязняющего вещества
(отхода) с учетом степени вредного воздействия
и опасности для окружающей природной
среды и здоровья населения: а) за выбросы,
сбросы загрязняющих веществ, размещение
отходов, другие виды вредного воздействия
в пределах допустимых нормативов; б) за
выбросы, сбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов, другие виды вредного
воздействия в пределах установленных
лимитов (временно согласованных нормативов).
Плата за загрязнение окружающей природной
среды в пределах установленных лимитов
определяется путем умножения соответствующих
ставок платы на разницу между лимитными
и предельно допустимыми выбросами, сбросами
загрязняющих веществ, объемами размещения
отходов, уровнями вредного воздействия
и суммирования полученных произведений
по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей
природной среды определяется путем умножения
соответствующих ставок платы за загрязнение
в пределах установленных лимитов на величину
превышения фактической массы выбросов,
сбросов загрязняющих веществ, объемов
размещения отходов, уровней вредного
воздействия над установленными лимитами,
суммирования полученных произведений
по видам загрязнения и умножения этих
сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Экологические платежи – установленная
Законом "Об охране окружающей среды"
плата за негативное воздействие на окружающую
среду, которую вносят организации и физические
лица, деятельность которых оказывает
негативное воздействие на окружающую
среду. Плата за негативное воздействие
на окружающую среду (или плата за загрязнение
окружающей среды) является формой компенсации
ущерба, наносимого загрязнением окружающей
природной среде. Экологические платежи
перечисляются предприятиями, учреждениями,
организациями в бесспорном порядке.
Плата за негативное воздействие на окружающую
среду (экологические платежи) взимается
с природопользователей, осуществляющих
следующие виды воздействия на окружающую
природную среду: *выброс в атмосферу загрязняющих
веществ от стационарных и передвижных
источников; *сброс загрязняющих веществ
в поверхностные и подземные водные объекты;
*размещение отходов.
Финансирование природоохранных мероприятий — предоставление денежных средств на природоохранные мероприятия. Источниками финансирования могут быть собственные средства предприятий (в основном прибыль), бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды и другие источники. Создание экологических фондов является одним из новых экономических методов управления в ПРП.
Для стимулирования природоохранной деятельности наиболее практический интерес имеет: 1.Установление размера базовых ставок платежей за загрязнение окружающей среды на уровне затрат на предотвращение негативного воздействия на природную среду.
2.Увеличение финансовой
3 типа эконом механизмов: 1.мягкий
– для природоэксплуатирующей
экономики. Есть ограничения, к-рые
не тормозят отрасли экономики.
Направлен на ликвидацию
Среди экономических рычагов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы на выбросы или сбросы. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения или какому-либо другому показателю. Налоги на загрязнение и платежи хороши потому, что эта система предоставляет максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющую минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них. Налогами могут быть обложены также первичные ресурсы, конечная продукция или технологии. Платеж за загрязнение - это плата за право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды. Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию и т. д. Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений и лицензий. Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уровень выбросов фирмы. Экономический механизм ООС имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы прп-лей. 1) Лимитирование ПРП— плата за сверхлимитное использование ПР и загрязнение ОС в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов). Платность ПРП — плата за использование практически всех ПР, за загрязнение ОС, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает прп-ля от выполнения мероприятий по ООС и возмещения ущерба. 2) Финансирование природоохранных мероприятий — предоставление денежных средств на природоохранные мероприятия. Источниками финансирования могут быть собственные средства предприятий (в основном прибыль), бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды и другие источники. Создание экологических фондов является одним из новых экономических методов управления в ПРП. 3) Материальное стимулирование природоохранной деятельности — обеспечение выгодности для прп-лей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения (налоговые льготы, освобождение от налогооблажения, поощрительные цены и надбавки, льготное кредитование), но и наказания (добавочное налогообложение, штрафы).
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика природопользования"