Шпаргалка по "Экономика труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда".

Файлы: 1 файл

68.doc

— 914.50 Кб (Скачать файл)

С1990г. публикуются данные о величине ИРЧП по странам, входящих в ООН. В этих расчетах величины ИРЧП определяются как средние арифметические из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный дешевой ВВП (в России ожидаемая продолжительность жизни в 1994г. 63,8 года; уровень грамотности взрослого населения России 98,4 %; в России душевой ВВП за 1994г. составил 1044,5 долл.) В России 90-х годов наибольшее внимание на оценку качества жизни оказывают проблемы преступности, экологии, медицинского обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимозависимость  и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, направленные не регулирование качества трудовой жизни.

Социально-трудовые отношения  характеризуют экономические, психологические  и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп  в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

Анализ социально-трудовых отношений обычно проводят потрем направлениям (Субъекты, предметы, типы)

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы  или социальные группы.

Для современной экономики  наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются:

- наемный работник,- союз  наемных работников,- работодатель,- союз работодателей,- государство.

Наемный работник—человек, заключивший трудовой договор с  представителем предприятия, общественной организации или государства.

Работодатель — человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников.

В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который является наемным работником по отношению к государству.

Профессиональный союз создается для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности

Важнейшие направления деятельности профессиональных союзов:- обеспечение  занятости,

- условия и оплата  труда.

Государство как субъект  социально-трудовых отношении в  условиях рыночной экономики выступает  в следующих основных ролях:

- законодатель,- защитник  прав граждан и организаций,- работодатель,- посредник и арбитр при трудовых  спорах. Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают на различных уровнях: работник—работник; работник—работодатель; профсоюз—работодатель; работодатель—государство; работник—государство и др.

Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к  достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности

Различают три основные стадии жизненного цикла человека:

— от рождения до окончания  обучения;— период трудовой и/или  семейной деятельности;—  период после  трудовой деятельности.

На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения.

На второй — основными  являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда.

На третьей — центральной  является проблема пенсионного обеспечения

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационным формам выделяют следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, конфликт.

Патернализм характеризуется  значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия

Примером государственного патернализма может служить бывший СССР На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и для некоторых других азиатских стран

Партнерство наиболее характерно для Германии Экономика этой страны основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач Отношения партнерства обеспечивают достижение синергетического эффекта от согласованной деятельности людей и социальных групп

Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта Опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами

Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей Солидарность проявляют и члены союзов работодателей а также члены других союзов

Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности  за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму

Дискриминация—это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. Дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности, конфессии и другим признакам

Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается прежде всего системой законодательства Для России это прежде всего Конституция РФ, ТК РФ и Закон о занятости населения РФ

Конфликт является крайним  выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения

 

 

 

 

 

БЛОК II. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1. Интеграционные  процессы и важнейшие интеграционные  структуры современности

Истоки интернационализации  хозяйственной жизни уходят в  эпоху первоначального накопления капитала, Великих географических открытий конца XV и начала XVI вв., в эпоху развития нового класса, стремящегося к расширению рынка как в национальных рамках, так и в мировом масштабе.

Интеграция — восстановление, восполнение, объединение в целое каких-то частей, элементов. В экономическом смысле интеграция подразумевает экономический процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным общественным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни. Интернационализация хозяйственной жизни предполагает формирование устойчивых производственно-экономических связей между отдельными странами на основе МРТ.

Предпосылками и факторами  интеграции экономической жизни  в мире являются:

1) интернационализация  производительных сил. Проявление  интернационализации через МРТ;

2) возрастание масштабов  и качественное изменение характера  традиционной международной торговли овеществленными товарами;

3) международное перемещение  финансовых и производственных ресурсов;

4) международное сотрудничество  в форме сферы услуг;

5) быстро растущий  международный обмен научно-техническими  знаниями;

6) возрастающие масштабы  международной миграции рабочей  силы;

7)   одновременно  растущая потребность в международном сотрудничестве, направленном на решение глобальных проблем.

В мировой практике выделяют следующие типы интеграционных объединений  или группировок.

Первый тип. Преференциальные торговые соглашения — подготовительный этап интеграции, в ходе которого соглашения подписываются либо на двусторонней основе между отдельным государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим торговли друг другу, чем они предоставляют третьим странам.

Второй тип. Зона свободной  торговли (ЗСТ) — страны-участницы  договариваются между собой о  снижении ими таможенных пошлин во взаимной торговле. ЗСТ позволяет  стабильно совершенствовать всю  систему внешнеэкономической деятельности стран-участниц и более гибко приспосабливаться к международной практике. Однако либерализация импорта может создать угрозу для отечественных товаропроизводителей, не выдерживающих конкуренции.

Третий тип. Таможенный союз (ТС). В данном типе также сохраняются принципы свободной торговли. Но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Введение единого таможенного тарифа — это долговременная и кропотливая работа стран по взаимному согласованию торговой и экономической политики. Это дает возможность более надежно защитить свое региональное рыночное пространство и усилить позиции на мировой арене. Однако участники экономической интеграции в отдельности определенно теряют свой суверенитет на внешнеэкономическом пространстве.

Четверый тип. Общий  рынок, в котором сохраняются  принципы свободной торговли, таможенный комплекс плюс свободное перемещение рабочей силы, капитала, услуг между странами. Общий или единый рынок рассматривается как качественно высокая ступень экономической интеграции, где достигается ряд параметров: выравнивание уровня налогов, устранение бюджетных субсидий отдельным предприятиям, преодоление различий в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах, координация национальных кредитно-финансовых структур. Все это предполагает достижения достаточно высокой степени взаимного экономического сотрудничества и политического доверия.

Пятый тип. Экономический  союз (ЭС) сохраняет принципы первых трех типов интеграционных объединений и добавляет создание системы межгосударственного регулирования и проведения единой экономической политики. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции — политического Союза. Этот вид предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм.

 

Многоцелевой характер западноевропейской интеграции, отражающий противоречивые цели гарантирует прочность союзных связей укрепляет социальную солидарность, обеспечивает стабильное развитие единой Европы, западноевропейский "классический" вариант региональной интеграции представляет собой Европеиское экономическое. ЕЭС было создано в 1957 году под патронажем Франции, Италии, Бельгии, Германии, Нидерландов, Люксембурга. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. — Греция, в 1986 г.— Испания и Португалия, в 1995 г. — Австрия, Финляндия, Швеция. В настоящее время в состав ЕС входят 25 государств.

Цель создания ЕЭС  — постепенное устранение всех ограничений  в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг, проведение общей политики в области развития экономики, унификация налоговой системы, создание валютного союза. В целях их реализации были созданы: Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (KEС), Европейский Совет, в составе которого находится Европейский Суд и Парламент с целью постепенного перехода к политической интеграции. Тип организации общественной жизни, характерной для ЕС, выражается следующими принципами:

•  все системы народного  хозяйства ориентированы на экономический рост, центр формирует «здоровую» экономическую среду, законодательно устанавливая «правила игры» для хозяйственных субъектов и контролируя макроэкономические пропорции;

•  социальное партнерство;

• высокий уровень  проработанности решений, принимаемых  Евросоюзом.

Одной из проблем ЕС является разный уровень хозяйственного развития стран и диспропорции экономической структуры в территориальном разрезе участников ЕС. Вторая региональная проблема ЕС — это экономически более слабые территории в пределах отдельных национальных хозяйств. Самые большие диспропорции в ЕС характерны для Италии, Великобритании, Франции.

Главным достижением  западноевропейской интеграционной группировки (ЕС) с 1957-1992 гг. является создание тамеженного союза (отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами союза и единый «внешний тариф» по отношению к «третьим странам»), далее — унификация хозяйственного законодательства, создание полномасштабного «единого рынка» со свободным перемещением капиталов, услуг и рабочей силы, и наконец, переход на единую европейскую валюту евро.

 

Своеобразно протекает  региональный интеграционный процесс  между США и Канадой. Прежде всего, интеграция в Северной Америке развивается на частно-корпоративной основе, в то время как в Западной Европе это развитие базируется на государственно-корпоративной основе, путем создания наднациональных институтов. Основа такой специфики в регионе Северной Америки — высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроникновения капиталов двух стран, интегрирующих две национальные экономики в единый народнохозяйственный комплекс.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика труда"