Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда".
Поскольку характер и направления интеграции с самого начала определяли мощные американские корпорации и их канадские филиалы, превратившиеся в послевоенные десятилетия в ТНК, они вполне обходились без сложного и громоздкого наднационального механизма, регулирующего интеграционный процесс Преобладающая роль ТНК в континентальной экономической интеграции неоспорима, как и очевидный выигрыш от этого крупного бизнеса США. Американские корпорации еще с 60-х годов стремились расширить двустороннюю интеграцию, сделав ее трехсторонней, то есть континентальной, за счет «включения» Мексики. В 1992 г. был подписан договор, который призван в будущем объединить США, Канаду и Мексику в общий североамериканский рынок (НАФТА. Договор предусматривает постепенное снижение и полную ликвидацию таможенных ограничений во взаимной торговле.
Идет своего рода процесс
«выравнивания» взаимопроникновения
крупного капитала на всей территории
североамериканского
Американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли. Интерес к Латинской Америке подкрепляет то обстоятельство, что именно страны в Южном полушарии демонстрируют самые высокие темпы экономического роста и, по прогнозам, сохранят эти темпы в ближайшие годы. Экономический рост в 1992-1998 гг. предполагается примерно 9%. Экспансия в южном направлении вовсе не означает снижение активности США, на других рынках. Крупнейший в мире экспортер, США после нескольких лет относительного спада восстанавливает свою конкурентоспособность. Этому помогли снижение курса доллара (почти на треть с 1985 года), улучшение качества товаров, некоторое снижение традиционной дороговизны рабочей силы и радикальные перемены в мышлении американских менеджеров. Если их старшее поколение направляло основные усилия на обширный внутренний рынок, принижая значение экспортного фактора, то теперь внимание товаропроизводителей все больше обращено к внешнему рынку. Например, такие гиганты, как «Дженерал электрик», «Боинг», «Дженерал моторе» и многие другие корпорации более трети своих доходов зарабатывают за пределами США.
Латиноамериканский континент на протяжении многих десятилетий развивался преимущественно на побережье, в силу ряда причин страны имели сильную раздробленность. В настоящее время в этом регионе осуществляется ряд двусторонних проектов в области региональной интеграции. Например, Чили с Венесуэлой подписали договор о свободной торговле в 1992 году, Чили с Мексикой — в 1991 году. Однако помимо двусторонних соглашений были подписаны соглашения субрегионального характера, в 1991 г. был создан Общий рынок стран южного Конуса (МЕРКОСУР) между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. Создание этой интеграционной группировки привело к быстрому росту внутрирегионального торгового оборота стран-членов МЕРКОСУР.
Существует также и Центрально-американский общий рынок (ЦА-ОР), который был основан в 1960г. Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором. Несмотря на то, что в результате войны и кризиса в 80-е годы данный союз распался, в 1992г. пять членов ЦАОР подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с Мексикой к 1996г., с Венесуэлой и Колумбией.
В1973 г. было основано Карибское сообщество (КАРИКОМ), объединяющее ряд англоязычных стран (Гренада, Доминика, Монтсеррат, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Сент-Люсия и др.). Основная цель данного сообщества — создание Общего рынка и Валютного союза, крупнейшим торговым партнером которого является США.
Азия, особенно тихоокеанский регион в настоящее время отличается достаточно высокими темпами развития, о чем свидетельствуют высокий уровень жизни населения, рост среднедушевых доходов, улучшение социальных условий.
Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.
В странах - членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный валовой внутренний продукт этих стран превышает 8 трлн долл. (1999г.). На их долю приходится более 47% мировой торговли.
В рамках АТЭС вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной деятельности. Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям,Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам и т.д.
Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:
1) достижение выгод от глобализации и новой экономики;
2) продвижение либерализации торговли и инвестиций;
3) поддержание устойчивого экономического роста;
4) предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике.
Проявляют растущий интерес к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству и арабские государства Персидского залива.
С1981 года был создан и функционирует поныне Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, иначе называемых «нефтяной шестеркой».
В настоящее время
в странах арабского региона
функционирует целый ряд
Основными задачами АВФ в валютной сфере являются стабилизация обменных курсов валют стран-участниц и создание условий для их взаимной обратимости, устранение в рамках организации валютных ограничений, создание механизма взаимных расчетов, а также единой валюты.
Если сравнивать африканский регион с другими регионами даже развивающегося мира, то особых успехов в области интеграции в странах Африки нет. Однако африканские страны осознали, что только объединив усилия, они способны занять достойное место в новом миропорядке, который характеризуется экономической глобализацией и формированием новых центров в многополюсном мире.
Концепция африканского единства зародилась в рамках панафриканского движения задолго до получения странами Африки независимости. В начале 60-х континент разделился на два лагеря: сторонников ускоренной интеграции и создания Соединенных Штатов Африки и тех, кто поддерживая теорию «Африки отечеств» — укрепления государственного суверенитета. Нелегкого компромисса достигли в мае 1963 года, когда была создана ОАЕ. Организация, имевшая только кансультативный статус, постоянно сталкивалась с финансовым дефицитом и была фактически не в состоянии наладить процесс всеафриканской интеграции. В отличие от ЕС или АСЕАН, где экономическое и культурное взаимодействие повлекло за собой необходимость институционализации и политического диалога, интеграция в Африке идет сверху. До второй половины 90-х стратегия ОАЕ заключалась в поддержке региональных объединений —таких, как Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС) или Сообщество развития Юга Африки (САДК), где немалую роль в качестве лидера может сыграть в данном регионе. Подписание в 1991 году Договора об Африканском экономическом сообществе (АЭС) создало предпосылки не только для успешного функционирования Общего рынка, но и для более тесного политического сотрудничества.
Для африканского континента создание полноценного Африканского союза будет означать следующее.
Во-первых, появятся коллективные органы, которые консенсусом или большинством голосов смогут принимать решения прямого действия, обязательные на территории государств-членов.
Во-вторых, перспективы создания к 2030 году Общего рынка стран Африки.
В-третьих, африканские государства смогут в большей степени координировать свою внешнюю и внутреннюю политику.
2. Механизм
регулирования международных
Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития. Международные организации разделяют на две основные группы.
1. Межгосударственные (межправительственные)
организации учреждаются на
2. Международные
Межгосударственные
В 1998 г. существовало 254 межгосударственных организации. Они различаются по кругу
участников (универсальные и региональные),
функциональному предназначению (общей
и специальной компетенции), порядку вступления
новых членов (открытые и закрытые), характеру
полномочий (основанные на традиционном
приведении к общему знаменателю позиций
стран-членов и содержащие элементы наднациональности).
Общими тенденциями в развитии межгосударственных
организаций можно считать следующие:
а) относительное усиление региональных
аспектов в их деятельности, позволяющее
сфокусироваться на более конкретных
проблемах; б) значительное возрастание
числа организаций специальной компетенции
для регулирования специфических сфер
международного взаимодействия; в) более
частое и более широкое наделение межгосударственных
организаций наднациональными полномочиями.
Масштабы, характер и глубина воздействия
межгосударственных организаций на международно-политическую
жизнь варьируются в довольно широких
пределах. Деятельность некоторых из них
имеет особое значение для современных
международных отношений, по моему мнению,
и заслуживает специального рассмотрения.
Организация Объединенных
Наций (ООН) -
занимает центральное место в системе
межгосударственных организаций, но и
играет исключительную роль в современном
международно-политическом развитии.
Созданная в 1945 г. как универсальная международная
организация, имеющая своей целью поддержание
мира и международной безопасности и развитие
сотрудничества между государствами,
ООН объединяет в настоящее время 185 стран
мира.
Воздействие ООН на современные международные
отношения весомо и многогранно. Оно определяется
следующими основными факторами:
В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении
особого статуса постоянным членам Совета
Безопасности) нашли свое отражение объективные
реалии международно-политической системы,
а их изменение стало главным стимулом
для ведущейся работы по реформированию
этой организации.
В ООН существует большое число межправительственных
организаций, осуществляющих регулирование
международной жизни в рамках функционального
предназначения.
ООН наделена исключительно важной компетенцией
решать вопросы войны и мира, в том числе
и путем использования вооруженной силы.
Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке,
где размещены пять из шести ее главных
органов.
В «семью» Организации
Объединенных Наций входят 14 специализированных
учреждений ООН - межправительственных
организаций универсального характера, имеющих
специальное функциональное предназначение.
Некоторые из них возникли задолго до
создания ООН. С точки зрения масштабности
воздействия на современные международные
отношения имеет смысл особо отметить
Международный валютный фонд (МВФ) и Международный
банк реконструкции и развития (МБРР),
которые играют исключительно важную
роль в координации валютно-финансовой
политики государств-членов, предоставлении
кредитов и займов и т.п., а также Международное
агентство по энергии (МАГАТЭ), наделенное
специальными функциями в плане нераспространения
ядерного оружия.
Международный валютный фонд (МВФ) - Межправительственная
организация, регулирующая валютно-кредитные
отношения между государствами-членами.
МВФ оказывает своим членам финансовую
помощь при валютных затруднениях, вызванных
дефицитом платежного баланса, предоставляя
им краткосрочные и среднесрочные кредиты
в иностранной валюте. Фонд проводит операции
лишь с официальными финансовыми органами
государств.
Конференция ООН по валютам и финансам
в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. приняла
устав ("Статьи Соглашения") МВФ, который
вступил в действие в декабре 1945 г. Реальная
деятельность фонда началась в 1946-47 г.
Позже устав организации несколько раз
пересматривался по мере эволюции мировой
финансовой системы.
Цели МВФ: