Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

реструкт ответы (30).doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

1. Актуальность  реструктуризации компаний на  современном этапе развития экономики.  Цели и задачи дисциплины. Роль  оценщика в процессах реструктуризации.

Реструктуризация – совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования предприятий к изменяющимся условиям рынка. Реструктуризация является основным средством реформирования предприятия. /Мазур И.И., Шапиро В.Д. Основной тип реструктуризации в наше время – через слияние и поглощение.

Реструктуризация в  компаниях происходит как реакция на внешнее окружение. По внутренним.

Цель изучения – формирование знаний в области разработки программ реструктуризации компаний, овладение  практическими навыками анализа  и обоснования выбора проектов реструктуризации, приводящих к росту стоимости  компаний; освоение современных методов оценки активов бизнеса, применяемых в ходе реструктуризации компаний. Задачи: 1)формирования навыков выявления слабых мест в системе управления материальными и фин рес предприятия 2)изучение возможных вариантов развития предприятия в усл ограниченности финанс рес. 3) изучение практики рест на конкретных предприятиях и оценка эффективности проектов рест на основе прироста рын стоимости бизнеса.

Роль оценщика. В современном  мире в качестве критерия эффективности  используется принцип value best management, вместо традиционных балансовых показателей. Поэтому при управлении компанией необходимо установить ее стоимость. Таким образом оценщик должен принимать участие в процессе реструктуризации.

В начале проводится независимая  оценка компании. Данный анализ включает в себя оценку

а) бизнеса компании в  целом,

б) отдельных бизнес единиц и направлений 

в) оц ст-ти активов и  обязательств

г) определение тех  бизнес единиц (акт), которые либо не увел ст-ть , либо разрушают ее, опред  степень чувствительности.

На основе данного  анализа разрабатываются варианты программы рест. Они предполагают различной  сочетание действий. Критериями для выбора программы являются: 1) рыночная, ликвидационная и инвест ст-ть. 2) показатели добавочной стоимости (eva,sva,mva). 

В течение реализации проекта оценщик выступает в  роли стоимостного консультанта: определяет в нужном ли направлении развивавается  компания (проводит мониторинг). После  реструкт проводится оценка компании и даются рекомендации по управлению ст-тью.

 

2. Сущность  концепции «реструктуризация», ее  формы. Причины и цели реструктуризации  компании.

Реструктуризацию промышленных и финансовых компаний можно определить как процесс, направленный на создание условий для эффективного использования всех факторов производства в целях повышения финансовой устойчивости и роста конкурентоспособности.

Реализация концепции  реструктуризации должна вызывать устойчивые положительные кратко-  и долгосрочные изменения в деятельности п/п, результатом  которых будет рост рыночной стоимости СК компании и курсовой стоимости ее ОА.

Содержание процесса реструктуризации определяется в зависимости  от того, какая форма реструктуризации задействована:

-Оперативная реструктуризация (направлена на решение наиболее острых экономических и финансовых проблем в краткосрочном периоде)

-Стратегическая реструктуризация (долгосрочная основа; направлена на повышение инвестиционной привлекательности предприятия, на расширение его возможностей по привлечению внутреннего и внешнего финансирования, а в конечном итоге роста стоимости предприятия)

Цели реструктуризации: Увеличение рыночной стоимости СК компании как обязательного условия ее конкурентоспособности

Улучшение экономических  и финансовых показателей функционирования компании

Привлечение долгосрочных вложений капитала в виде прямых инвестиций или долгосрочных долговых обязательств

Усиление конкурентоспособности  за счет слияний и поглощений

Все причины реструктуризации можно разделить на две группы причин – внутренние и внешние. К внутренним относится: 1) Эволюционная причина (качественные изменения внутри предприятия в процессе его эволюционного развития во времени. Малое предприятие со временем превращается в среднее, затем в крупное предприятие и далее в холдинг. естественная причина роста предприятия)

2) Изменение интересов  собственников предприятия (собственник  может ликвидировать предприятие,  продать или расширить его;  реструктуризация может осуществляться, как разделение сфер бизнеса,  ликвидация бизнеса, создание  на базе действующего предприятия ряда новых)

3) Увеличение масштаба  предприятия или нейтрализация  конкурентов (слияние поглощение  или присоединение. При этом  нейтрализуются непосредственные  конкуренты)

4) Конфликты между  собственниками, между генеральным  директором и советом директоров или топ-менеджментом и др. (например, по средствам разделения предприятия на несколько самостоятельных предприятий).

К внешним причинам реструктуризации относятся: 1) износ; 2) экономические  условия; 3) политические изменения; 4) законодательные изменения и другие.

 

3. Основные  этапы развития концепции «реструктуризация»  и их характеристики.

Критерии

1945-1970

(Становление)

1970-1990

1990-200…

(Интернационализация)

Причины

1.Активное развитие  рынка

2.Развитие технологий

3.Формирование крупных корпораций

1.Рост цен на энергоносители

2.Появление новых технологий

3.Формирование рынка  покупателя

4.Предел масштаба производства

1.Усиление конкуренции

2.Глобализация экономики

3.Развитие информационной  системы

Направления

1.Производство

2.Сбыт

3.Структура управления

4.Корпоративная культура

1.Производство (энергосбережение)

2.Маркетинг

3.Финансы и учет

4.Персонал

5.Корпоративная культура

6.Структура управления

1.Логистика

2.НМА

3.Информационные технологии

Методы

1.Маркетинг

2.Управление поставками и запасами

3.Управление качеством

1.Стратегическое планирование

2.Оптимизация бизнес-процессов

3.Диверсификация деятельности (товар, услуги и рынок)

4.Моделирование

5.Ситуационный подход

1.Реинжиниринг

2.Гибкое производство

3.Сетевые структуры

4.Высокоэффективный программный продукт


 

Реструктуризация предприятия  как концепция и инструмент бизнеса  стала формироваться в конце 1940-х  – начале 1950-х гг. Ее эволюция определяется историей развития экономики и эволюцией  рыночных отношений. Концепция реструктуризации, являясь частью общей науки об управлении предприятием, разрабатывалась на стыке различных отраслей знаний – менеджмента, экономики предприятия, теории организации, социологии, юриспруденции и интегрировала результаты исследований других традиционных экономических дисциплин – финансового анализа, маркетинга, логистики, стратегического планирования, бухгалтерского учета.

В рамках научной концепции  реструктуризации можно выделить такие  разделы как реструктуризация управления, реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация задолженности.

 

4. Отличительные  черты современного этапа реструктуризации. Традиционные и  интеграционные  подходы к реструктуризации.

Современную концепцию  реструктуризации можно назвать  интеграционной. Основными предпосылками  интеграционной парадигмы реструктуризации являются:

1) усложнение рыночных  отношений и усиление конкуренции;

2) глобализация рынков  и развитие новых информационных  технологий;

3) распространение логистических  подходов в экономике; 

4) формирование кластеров;

5) формирование предприятий нового типа (расширенное предприятие, ресурсосберегающее предприятие, горизонтальное предприятие, гибкое предприятие).

Отличительными чертами  современного этапа реструктуризации п\п являются: разнообразие форм организации предприятий; гибкая структура; развитие горизонтальных корпораций и сетевых организаций; приоритет внешних связей и широкое использование логистических принципов организации бизнеса. Если традиционный подход к реструктуризации п\п исходит из анализа взаимодействия предприятия (его внутренней среды) и его внешней среды, то современный (интеграционный) подход рассматривает взаимодействие трех взаимосвязанных компонентов: 1) внешняя среда; 2) бизнес-окружение; 3) внутренняя среда.

Отличия совр. концепции от традиционных подходов к преобразованиям на п\п

Критерий

Традиционный подход

Интеграционный подход

Причина инициирования

Реактивная (ответ на внешнее изменение)

Превентивная (ответ на предполагающееся изменение)

Степень согласованности  мероприятий

Комплекс взаимосвязанных мер

Интеграционное преобразование, рассчитанное на проявление синергетического эффекта

Связь со стратегическим планированием

Преобразование на основе стратегического развития предприятия

Наличие не только прямой, но и обратной связи со стратегическим планированием

Основной принцип организации

Функциональная специализация

Горизонтальная интеграция

Фактор конкурентного  преимущества

Материальные и финн активы

Нематериальные (интел) активы, персонал

Стиль руководства

Авторитарный

Демократический

Роль персонала

Активная –адм.,

Пассивно-негативная всего  персонала

Активно-позитивная всего  персонала

Ожидания персонала

Удовлетворение потребностей

Качественный рост персонала

Объект реструктуризации

Отдельные объекты, функции, предприятие в целом

Предприятие и его внешняя среда (поставщики, вся цепочка сбыта, инвесторы, акционеры)


 

5. Становление   и развитие  концепции «реструктуризации»  в условиях российской экономики.

Развитие концепции  «реструктуризация» в России

3 этапа в становлении  концепции «реструктуризации предприятий» в России:

До середины 1990-х гг. – активное становление новых форм хозяйствования, приватизация, преодоление кризисного состояния, без которого невозможен выход на траекторию экономического роста, свободное ценообразование.

В конце 1990-х гг. – реструктуризация - набор методов антикризисного управления, российское законодательство трактует реструктуризацию предприятий в качестве «организационно-экономических, правовых, технических мер, направленных на изменение структуры предприятия, его управления, форм собственности, организационно-правовых форм, способных привести предприятие к финансовому оздоровлению, увеличению объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышению эффективности производства»

С начала 2000-х гг. и до сих пор – реструктуризация рассматривается в качестве необходимого и эффективного способа повышения КСП компаний. При этом используется весь набор средств, применяемых в настоящее время в развитых странах. Составляющие КСП (конкурентоспособность) предприятий: Качество продукции; Стратегические подходы управления; Квалифицированный персонал; Новые технологии, продукты; Доступность источников финансирования; Налоговая среда и пр.

В производственной сфере: Добывающая промышленность; Обрабатывающая промышленность; Электроэнергия; Строительство

Процесс R-ии включает в  себя:

- совершенствование структуры  и функций управления;

- преодоление отставания  в технологических аспектах деятельности;

- совершенствование финансово-экономической  политики и достижение на этой  основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, повышение производительности труда, снижение издержек производства.

 

6. Классификация  современных концепций и подходов  к реструктуризации.

По типу управления реструктуризацией:

а) Управление, основанное на регламентациях, формализованном контроле, порядке  и пр.; б)Управление, основанное на совместных ценностях, воспитании организационной  культуры и творческого начала.

По методам реструктуризации

Бизнес-единицы. Их выделение сопровождается процессом децентрализации; каждая бизнес-единица является самостоятельным производственным подразделением, объединяет в себе все функции и все виды деятельности, необходимые для разработки, производства и реализации конкретных видов либо группы продукции. Руководители таких подразделений, как правило, лучше реагируют на изменение внешних условий, это приводит к повышению эффективности. Но децентрализация может стать тормозом решения общестратегических задач компании. Таким образом, разделив компанию на бизнес-единицы, мы должны иметь синергетический эффект.

Ресурсный подход. Распространился в 90-е годы. Более глубокий процесс управления компанией. Идея ресурсного подхода: каждая организация обладает уникальным набором активов, и именно обладание этим набором активов и методы их использования отличает данную организацию от других организаций той же отрасли. То есть ресурсный подход – новая теория. Ресурсы рассматриваются с точки зрения стратегических возможностей.

Компетентный (ключевой) подход. Источниками конкурентных преимуществ являются уникальные способности использования ресурсов. 1)Какими способностями обладает организация; 2)В какой степени существующие способности соответствуют целям организации; 3)Какие новые способности могут потребоваться в будущем; 4)Как создать или позаимствовать извне эти способности; 5)Какие способности являются ключевыми для удержания конкурентных преимуществ

Подход минимализма. Основная идея - освободить производственный процесс, рассматриваемый прежде всего как генератор прибыли от всего лишнего, а именно от ненужных затрат, потерь времени, брака, излишних запасов и пр.

Концепция совершенного предприятии. Предполагает, что не качество отношений с потребителями и оптимизация основных вопросов стратегии, а организация предприятия и организационная культура должны стать главными и основными объектами внимания топ-менеджера. Необходимо обучение и развитие самих топ-менеджеров для дальнейшего развития организации. Централ.идея – самообуч.и саморазвив.организация – в организации необходимо создавать «культуру обучения».Составляющие культ.об.:1)организация способна влиять на свое окружение;2)менеджеры должны поощрять работников к проактивному решению проблем;3)менеджеры и эксперты должны консультир др работников;4)менеджеры должны доверять др сотрудникам;5)свобод мышлениеб взгляд в будущ

 

7.  Основные  этапы процесса реструктуризации. Два подхода к формированию  этапов процесса реструктуризации 

Специалисты, работающие по программе Тасис выделяют 2 этапа:

Организационно-управленческая реструктуризация. Предполагает улучшение общего положения компании в краткосрочном периоде. Компания улучшает свою хозяйственную деятельность и обеспечивает собств. надежность по отнош. к внеш. источникам финансирования. Данный этап направлен на преодоление осн. недостатков функционирования компании (в маркетинге, сбыте, финансах, организации и т.д.). Ведущее место здесь принадлежит организационным и административным вопросам, кот. включают идентификацию профильных и оптимальных видов деятельности и рынков предприятия, анализ слабых мест, подготовку конкретных предложений по фин. и экономическому оздоровлению за счет распределения внутренних ресурсов п/п.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"