Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
1. Актуальность
реструктуризации компаний на
современном этапе развития
Реструктуризация – совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования предприятий к изменяющимся условиям рынка. Реструктуризация является основным средством реформирования предприятия. /Мазур И.И., Шапиро В.Д. Основной тип реструктуризации в наше время – через слияние и поглощение.
Реструктуризация в компаниях происходит как реакция на внешнее окружение. По внутренним.
Цель изучения – формирование знаний в области разработки программ реструктуризации компаний, овладение практическими навыками анализа и обоснования выбора проектов реструктуризации, приводящих к росту стоимости компаний; освоение современных методов оценки активов бизнеса, применяемых в ходе реструктуризации компаний. Задачи: 1)формирования навыков выявления слабых мест в системе управления материальными и фин рес предприятия 2)изучение возможных вариантов развития предприятия в усл ограниченности финанс рес. 3) изучение практики рест на конкретных предприятиях и оценка эффективности проектов рест на основе прироста рын стоимости бизнеса.
Роль оценщика. В современном мире в качестве критерия эффективности используется принцип value best management, вместо традиционных балансовых показателей. Поэтому при управлении компанией необходимо установить ее стоимость. Таким образом оценщик должен принимать участие в процессе реструктуризации.
В начале проводится независимая оценка компании. Данный анализ включает в себя оценку
а) бизнеса компании в целом,
б) отдельных бизнес единиц и направлений
в) оц ст-ти активов и обязательств
г) определение тех бизнес единиц (акт), которые либо не увел ст-ть , либо разрушают ее, опред степень чувствительности.
На основе данного
анализа разрабатываются
В течение реализации проекта оценщик выступает в роли стоимостного консультанта: определяет в нужном ли направлении развивавается компания (проводит мониторинг). После реструкт проводится оценка компании и даются рекомендации по управлению ст-тью.
2. Сущность
концепции «реструктуризация», ее
формы. Причины и цели
Реструктуризацию промышленных и финансовых компаний можно определить как процесс, направленный на создание условий для эффективного использования всех факторов производства в целях повышения финансовой устойчивости и роста конкурентоспособности.
Реализация концепции реструктуризации должна вызывать устойчивые положительные кратко- и долгосрочные изменения в деятельности п/п, результатом которых будет рост рыночной стоимости СК компании и курсовой стоимости ее ОА.
Содержание процесса реструктуризации определяется в зависимости от того, какая форма реструктуризации задействована:
-Оперативная реструктуризация (направлена на решение наиболее острых экономических и финансовых проблем в краткосрочном периоде)
-Стратегическая реструктуризация (долгосрочная основа; направлена на повышение инвестиционной привлекательности предприятия, на расширение его возможностей по привлечению внутреннего и внешнего финансирования, а в конечном итоге роста стоимости предприятия)
Цели реструктуризации: Увеличение рыночной стоимости СК компании как обязательного условия ее конкурентоспособности
Улучшение экономических и финансовых показателей функционирования компании
Привлечение долгосрочных вложений капитала в виде прямых инвестиций или долгосрочных долговых обязательств
Усиление
Все причины реструктуризации можно разделить на две группы причин – внутренние и внешние. К внутренним относится: 1) Эволюционная причина (качественные изменения внутри предприятия в процессе его эволюционного развития во времени. Малое предприятие со временем превращается в среднее, затем в крупное предприятие и далее в холдинг. естественная причина роста предприятия)
2) Изменение интересов
собственников предприятия (
3) Увеличение масштаба
предприятия или нейтрализация
конкурентов (слияние
4) Конфликты между собственниками, между генеральным директором и советом директоров или топ-менеджментом и др. (например, по средствам разделения предприятия на несколько самостоятельных предприятий).
К внешним причинам реструктуризации относятся: 1) износ; 2) экономические условия; 3) политические изменения; 4) законодательные изменения и другие.
3. Основные
этапы развития концепции «
Критерии |
1945-1970 (Становление) |
1970-1990 |
1990-200… (Интернационализация) |
Причины |
1.Активное развитие рынка 2.Развитие технологий 3.Формирование крупных корпораций |
1.Рост цен на энергоносители 2.Появление новых технологий 3.Формирование рынка покупателя 4.Предел масштаба производства |
1.Усиление конкуренции 2.Глобализация экономики 3.Развитие информационной системы |
Направления |
1.Производство 2.Сбыт 3.Структура управления 4.Корпоративная культура |
1.Производство (энергосбережение) 2.Маркетинг 3.Финансы и учет 4.Персонал 5.Корпоративная культура 6.Структура управления |
1.Логистика 2.НМА 3.Информационные технологии |
Методы |
1.Маркетинг 2.Управление поставками и запасами 3.Управление качеством |
1.Стратегическое планирование 2.Оптимизация бизнес-процессов 3.Диверсификация деятельности (товар, услуги и рынок) 4.Моделирование 5.Ситуационный подход |
1.Реинжиниринг 2.Гибкое производство 3.Сетевые структуры 4.Высокоэффективный программный продукт |
Реструктуризация предприятия как концепция и инструмент бизнеса стала формироваться в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Ее эволюция определяется историей развития экономики и эволюцией рыночных отношений. Концепция реструктуризации, являясь частью общей науки об управлении предприятием, разрабатывалась на стыке различных отраслей знаний – менеджмента, экономики предприятия, теории организации, социологии, юриспруденции и интегрировала результаты исследований других традиционных экономических дисциплин – финансового анализа, маркетинга, логистики, стратегического планирования, бухгалтерского учета.
В рамках научной концепции реструктуризации можно выделить такие разделы как реструктуризация управления, реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация задолженности.
4. Отличительные
черты современного этапа
Современную концепцию реструктуризации можно назвать интеграционной. Основными предпосылками интеграционной парадигмы реструктуризации являются:
1) усложнение рыночных
отношений и усиление
2) глобализация рынков
и развитие новых
3) распространение логистических подходов в экономике;
4) формирование кластеров;
5) формирование предприятий нового типа (расширенное предприятие, ресурсосберегающее предприятие, горизонтальное предприятие, гибкое предприятие).
Отличительными чертами современного этапа реструктуризации п\п являются: разнообразие форм организации предприятий; гибкая структура; развитие горизонтальных корпораций и сетевых организаций; приоритет внешних связей и широкое использование логистических принципов организации бизнеса. Если традиционный подход к реструктуризации п\п исходит из анализа взаимодействия предприятия (его внутренней среды) и его внешней среды, то современный (интеграционный) подход рассматривает взаимодействие трех взаимосвязанных компонентов: 1) внешняя среда; 2) бизнес-окружение; 3) внутренняя среда.
Отличия совр. концепции от традиционных подходов к преобразованиям на п\п
Критерий |
Традиционный подход |
Интеграционный подход |
Причина инициирования |
Реактивная (ответ на внешнее изменение) |
Превентивная (ответ на предполагающееся изменение) |
Степень согласованности мероприятий |
Комплекс взаимосвязанных мер |
Интеграционное преобразование, рассчитанное на проявление синергетического эффекта |
Связь со стратегическим планированием |
Преобразование на основе стратегического развития предприятия |
Наличие не только прямой, но и обратной связи со стратегическим планированием |
Основной принцип организации |
Функциональная специализация |
Горизонтальная интеграция |
Фактор конкурентного преимущества |
Материальные и финн активы |
Нематериальные (интел) активы, персонал |
Стиль руководства |
Авторитарный |
Демократический |
Роль персонала |
Активная –адм., Пассивно-негативная всего персонала |
Активно-позитивная всего персонала |
Ожидания персонала |
Удовлетворение потребностей |
Качественный рост персонала |
Объект реструктуризации |
Отдельные объекты, функции, предприятие в целом |
Предприятие и его внешняя среда (поставщики, вся цепочка сбыта, инвесторы, акционеры) |
5. Становление
и развитие концепции «реструктуризации»
в условиях российской
Развитие концепции «реструктуризация» в России
3 этапа в становлении концепции «реструктуризации предприятий» в России:
До середины 1990-х гг. – активное становление новых форм хозяйствования, приватизация, преодоление кризисного состояния, без которого невозможен выход на траекторию экономического роста, свободное ценообразование.
В конце 1990-х гг. – реструктуризация - набор методов антикризисного управления, российское законодательство трактует реструктуризацию предприятий в качестве «организационно-экономических, правовых, технических мер, направленных на изменение структуры предприятия, его управления, форм собственности, организационно-правовых форм, способных привести предприятие к финансовому оздоровлению, увеличению объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышению эффективности производства»
С начала 2000-х гг. и до сих пор – реструктуризация рассматривается в качестве необходимого и эффективного способа повышения КСП компаний. При этом используется весь набор средств, применяемых в настоящее время в развитых странах. Составляющие КСП (конкурентоспособность) предприятий: Качество продукции; Стратегические подходы управления; Квалифицированный персонал; Новые технологии, продукты; Доступность источников финансирования; Налоговая среда и пр.
В производственной сфере: Добывающая промышленность; Обрабатывающая промышленность; Электроэнергия; Строительство
Процесс R-ии включает в себя:
- совершенствование структуры и функций управления;
- преодоление отставания
в технологических аспектах
- совершенствование финансово-
6. Классификация
современных концепций и
По типу управления реструктуризацией:
а) Управление, основанное на регламентациях, формализованном контроле, порядке и пр.; б)Управление, основанное на совместных ценностях, воспитании организационной культуры и творческого начала.
По методам реструктуризации
Бизнес-единицы. Их выделение сопровождается процессом децентрализации; каждая бизнес-единица является самостоятельным производственным подразделением, объединяет в себе все функции и все виды деятельности, необходимые для разработки, производства и реализации конкретных видов либо группы продукции. Руководители таких подразделений, как правило, лучше реагируют на изменение внешних условий, это приводит к повышению эффективности. Но децентрализация может стать тормозом решения общестратегических задач компании. Таким образом, разделив компанию на бизнес-единицы, мы должны иметь синергетический эффект.
Ресурсный подход. Распространился в 90-е годы. Более глубокий процесс управления компанией. Идея ресурсного подхода: каждая организация обладает уникальным набором активов, и именно обладание этим набором активов и методы их использования отличает данную организацию от других организаций той же отрасли. То есть ресурсный подход – новая теория. Ресурсы рассматриваются с точки зрения стратегических возможностей.
Компетентный (ключевой) подход. Источниками конкурентных преимуществ являются уникальные способности использования ресурсов. 1)Какими способностями обладает организация; 2)В какой степени существующие способности соответствуют целям организации; 3)Какие новые способности могут потребоваться в будущем; 4)Как создать или позаимствовать извне эти способности; 5)Какие способности являются ключевыми для удержания конкурентных преимуществ
Подход минимализма. Основная идея - освободить производственный процесс, рассматриваемый прежде всего как генератор прибыли от всего лишнего, а именно от ненужных затрат, потерь времени, брака, излишних запасов и пр.
Концепция совершенного предприятии. Предполагает, что не качество отношений с потребителями и оптимизация основных вопросов стратегии, а организация предприятия и организационная культура должны стать главными и основными объектами внимания топ-менеджера. Необходимо обучение и развитие самих топ-менеджеров для дальнейшего развития организации. Централ.идея – самообуч.и саморазвив.организация – в организации необходимо создавать «культуру обучения».Составляющие культ.об.:1)организация способна влиять на свое окружение;2)менеджеры должны поощрять работников к проактивному решению проблем;3)менеджеры и эксперты должны консультир др работников;4)менеджеры должны доверять др сотрудникам;5)свобод мышлениеб взгляд в будущ
7. Основные
этапы процесса
Специалисты, работающие по программе Тасис выделяют 2 этапа:
Организационно-управленческая реструктуризация. Предполагает улучшение общего положения компании в краткосрочном периоде. Компания улучшает свою хозяйственную деятельность и обеспечивает собств. надежность по отнош. к внеш. источникам финансирования. Данный этап направлен на преодоление осн. недостатков функционирования компании (в маркетинге, сбыте, финансах, организации и т.д.). Ведущее место здесь принадлежит организационным и административным вопросам, кот. включают идентификацию профильных и оптимальных видов деятельности и рынков предприятия, анализ слабых мест, подготовку конкретных предложений по фин. и экономическому оздоровлению за счет распределения внутренних ресурсов п/п.