Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

ШПОРА ПО ГРНЭ.docx

— 103.28 Кб (Скачать файл)

 

21.Объективные основы  прогнозирования и планирования  в условиях рынка. Границы и  возможности государственного прогнозирования  и планирования.

Планирование – это одна из функций, с помощью которой достигается целенаправленное развитие всех звеньев объекта управления.Типы планирования:1) Директивное – обязательность исполнения, адресность, строится сверху вниз2) Индикативное –содержатся показатели объема, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики, цели, экспорта, импорта и инвестиций. В такие планы обычно включается система стимулов прямых и косвенных регуляторов дохода, занятости, налогов.3) Гос стратегическое планирование – документ, в котором отражаются представления о будущем состоянии и тенденциях развития национальной экономики и дается характеристика системы мер для реализации выбранной стратегии. Этапы стратегического планирования:-выбор цели,-анализ возможностей и угрозы,-прогнозирование результатов реализации альтернативных сценариев,-отбор оптимальной стратегии развития и ее реализация через механизм гос программирования и бюджетного планирования.

Прогнозирование – система научных представлений о направлениях развития и будущих состояниях экономики или ее отдельных элементов. Оно основано на обработке методами количественных оценок, имеющейся на данный момент информации об экономическом развитии страны, закономерностях изменения экономики и конкретных условиях ее функционирования. При составлении прогнозов социально-экономического развития страны используются прогнозы научно-технического развития, демографические, прогноз природных ресурсов, социальные прогнозы. Прогнозирование служит основой для формирования социальной и экономической политики и разработке соответствующих государственных программ. Модели и обусловленные ими формы прогнозных заключений:1. Крупномасштабные экономические модели, которые на основании анализа поведения экономики в прошлом используются для прогнозирования величин экономических переменных (уровня безработицы, темпов роста цен и т.д.) 2. Экспертные прогнозы,Формулируются и обобщаются мнения независимых экспертов по поводу вероятности того или иного события, а затем достигается более или менее точная оценка будущей траектории экономического роста,3. Сценарные долгосрочные прогнозы (до 50 лет). В них возможные состояния рынка (спрос, предложение, цены и т.п.) ставятся в зависимость не только от чисто экономических, но и социально-политических факторов.Отличие прогнозирования от планирования:Планирование – процесс принятия и практического осуществления управленческого решения.Прогнозирование – формирование возможных предпосылок для принятия решений.

 

 

 

 

22.Принципы прогнозирования  развития национальной, региональной  и муниципальной экономики. 

Прогнозирование – система научных представлений о направлениях развития и будущих состояниях экономики или ее отдельных элементов. Оно основано на обработке методами количественных оценок, имеющейся на данный момент информации об экономическом развитии страны, закономерностях изменения экономики и конкретных условиях ее функционирования.

Принцип системности прогнозирования означает, что народное хозяйство рассматривается, с одной стороны как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений прогнозирования. Принцип единства политики и экономики означает, что при рассмотрении вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интересов всех субъектов хозяйствования.Принцип научной обоснованности означает, что в экономическом прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требований объективных экономических. Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства. Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.На уровне регионов (республик, краев, областей) проводится работа по составлению краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социально развития.При разработке концепции регионального развития можно выделить два основных этапа:1) формир-ие целей и их конкретизация в виде определенных задач, направл-х на решение соответствующих проблем; 2) определение приоритетов целей и задач экономического и социального развития и разработка на этой основе стратегии регионального развития.Ряд целей и задач, присущих всем регионам:1) стабилизация производства и обеспечение экономического роста;2) формирование развитых рыночных отношений;3) решение комплекса социальных вопросов;4) защита окружающей среды и т.д.Основной задачей в рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей развития региональной экономической системы в перспективе.

 

23.Органы гос управления прогнозированием и планированием: опыт США, стран ЕС, Японии.

Американская модель (адаптивная) - планирование на различных уровнях:

Макроуровень - основные индикаторы в докладе президента Конгрессу. Конгресс утверждает специальные бюджетные законы и выделяет средства для реализации программ.Мезоуровень - уровень регионов и муниципалитетов. Микроуровень - на уровне крупных фирм (корпораций).

В США выделяются три уровня организации  прогнозных исследований:

прогнозирование и системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование;

коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования  выделяют два основных вида государственных  подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти.

Американские исследователи все  прогнозы подразделяют на три большие группы:В основу разработки прогнозов первой группы положены экстраполяционные методы, т.е. перенос сложившейся тенденции на будущее. Такой прогноз (проекция) предполагает, что в будущем развитие будет происходить по тем же закономерностям, что и в настоящем. Основой разработки прогнозов второй группы является максимальная точность наступления событий в будущем. При разработке прогнозов третьей группы возникает необходимость в формировании модели идеального будущего. Это своеобразная системная цель, которая может быть ориентиром для общества, предприятия в будущем его развитии.Франция.Французская система планирования - своеобразный продукт рыночной экономики. Вместе с развитием нац. рынка она прошла через три крупных этапа планирования. Первый этап относится к послевоенному периоду. С 1945 до 1960 г. для Франции было характерно директивное планирование, перенятое в бывшем СССР. В конце 60-х годов был осуществлен переход к индикативному планированию, позволяющему координировать позиции государства и частного бизнеса. В начале 90-х годов во Франции стало развиваться стратегическое планирование в связи со сближением рынка Франции с национальными рынками западных стран. Направления стратегического развития разрабатываются в виде целевых государственных программ и сопровождаются комплексом различных финансовых льгот, стимулирующих их реализацию.Япония. Общепризнано, что основой японского бизнеса является планомерность, т.е. все действия любого предприятия (организации) обязательно осуществляются по строгому плану. Всякое действие включает три операции: планирование, само действие и контроль. Страна буквально укутана сетью планов, и план в Японии не противоречит рынку.  Процесс планирования в большинстве случаев включает четыре стадии: формулировку предпосылок, уточнение проблем, долгосрочную стратегию, среднесрочные и краткосрочные планы.Особо следует подчеркнуть, что в Японии, как и во Франции, существует системаобщенационального прогнозирования, иногда ее называют индикативным планированием.

Индикативное планирование - процесс определения целей соц-эконом.развития в виде конкретных параметров (индикаторов) и разработка преимущественно косвенных мер гос воздействия для достижения намеченных целей.Франция, Япония, Корея - 5-летний план. Индикативный план включает формулировку целей развития, показатели и тенденции, алгоритмы преобразования.

Индикаторы:- Экономический рост- Инвестиции- Инфляция- Финансовые потоки

 

24.Структура государственного  сектора. Государственная собственность,  ее субъектно-объектная характеристика.

Государственный сектор - часть смешанной  экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся  в собственности государства. В  государственный сектор экономики  входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные  государственные предприятия и  государственные корпорации.

Важные отрасли гос. сектора:- Военно-промышленный комплекс- Атомная энергетика

- Авиационная промышленность- Отрасли экономической инфраструктуры, в том числе естественные монополии- Отрасли социальной сферы

Значительная часть ГС - объекты инфраструктуры, как правило, нерентабельны или низкорентабельны. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных.Часть ГС - пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Государство использует этот сектор для общегосударственного решения задач (охрана окружающей среды, подготовка кадров, НИОКР).Госуда́рственная со́бственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.Объекты государственной собственности:-Природные ресурсы- Земля- Объекты недвижимости- Государственные предприятия и учреждения- Информационные ресурсы-Средства бюджета, внебюджетных фондов, ЦБ, государственного фонда драгоценных металлов, золотой запас и т.д.

 

 

 

25.Приватизация как инструмент  государственного регулирования  в рыночной экономике. 

ЭТО форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства. Приватизация выполняет две функции. С одной стороны как элемент экономической реформы, ядро радикальных преобразований, а с другой, - инструмент государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:- формирование слоя мелких и средних собственников; сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; перераспределение экономических основ власти.Процесс приватизации является инструментом регулирования в период проведения реформ, необходимой мерой для становления самостоятельности предприятий в регионах. Приватизация обуславливает оценку деятельности предприятий, осуществляемую не по выполнению установленных плановых заданий, а по рыночным критериям - прибыли, рентабельности, конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Процесс приватизации имеет формальную и реально-экономическую стороны. Формальная состоит в оценке степени приватизации через сужение сферы публ. собственности в пользу частной. Реально-экономическая состоит в создании качественно новых стимулов и более эффективных систем управления производством; обеспечения активного инвестирования, в т.ч. и за счет иностранного капитала; увеличении реального вклада приватизации в структурную перестройку российской эк-ки, в подъем кризисных и депрессивных регионов и пр. Приватизация в широком смысле понимается как один из инструментов регулирования экономики через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. Это означает переход от административной модели управления с государственным планом в качестве основного регулирующего механизма к договорной модели управления, посредством бюджетного регулирования. Приватизация в узком смысле слова означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия хозяйственному обществу или частному лицу.

 

26.Приватизация как элемент  институциональной политики государства  в период рыночных реформ.

ЭТО форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки. Направленность институциональных преобразований можно структурировать следующим образом: 1) реформирование институтов государства в системе экономического регулирования; 2) приватизация государственной собственности; 3) развитие рыночной инфраструктуры; 4) создание условий для инвестиционной активности; 5) развитие конкуренции и ограничение монополизма. Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Непосредственная цель приватизации - формирование института частной собственности. Опосредующая - сокращение доли государственного сектора в экономике, создание конкурентной среды, рост государственных доходов, развитие рынка капиталов и др. Конечная цель - повышение уровня благосостояния населения и рост эффективности народного хозяйства.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"