Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

ШПОРА ПО ГРНЭ.docx

— 103.28 Кб (Скачать файл)

Процесс приватизации является инструментом регулирования в период проведения реформ, необходимой мерой для  становления самостоятельности  предприятий в регионах. Приватизация обуславливает оценку деятельности предприятий, осуществляемую не по выполнению установленных плановых заданий, а  по рыночным критериям - прибыли, рентабельности, конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

В жилищном хозяйстве происходило  реформирование системы владения и  финансирования

 

27.Эволюция форм собственности  в России. Особенности российской  приватизации.

В России в условиях рыночной экономики признаны следующие формы собственности: 1) Частная собственность может существовать в 2-х видах:Частная собственность, основанная на собственном или семейном труде. Она создаётся за счёт: трудовых доходов от участия в общественном производстве; от предпринимательской деятельности; за счёт доходов от собственного хозяйства.Собственность граждан выступает в виде собственности на имущество потребительского назначения (участок земли, дом, квартира, автомобиль и т.д.) 2) Коллективная собственность (производственный кооператив -- это самостоятельная организация созданная группой людей, добровольно объединившихся для совместного использования собственного или арендованного имущества с целью хозяйственной деятельности). В кооперативах осуществляется самоуправление, т.е. их члены совместно решают вопросы хозяйственной деятельности, избирают органы управления; 3) государственная собственность существует на 3-х уровнях: 1. На уровне всей федерации -- федеральная собственность. 2. На уровне субъектов федерации. Каждый из них имеет свою региональную собственность. 3. Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации). Особенностями приватизации в России являются:продажа госимущества по заниженным ценам; единые правила и алгоритмы приватизации для регионов и отраслей;  предоставление населению "ваучеров" вместо именных приватизационных чеков; дезинтеграция крупных производственных комплексов и их продажа по частям; приоритет политических целей процесса; сверхвысокие темпы приватизации;  преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов;низкая доходность приватизации; превращение широких слоев населения в пассивных участников приватизационных процессов; превращение приватизации в средство резкого усиления социальной дифференциации населения;создание предпосылок для роста спекулятивных, теневых и криминальных отношений в обществе.Развитие структуры собственности в России в 90-е годы пошло не по демократическому пути. В результате распределения государственной собственности сложился фактически номенклатурный капитализм. Государственная собственность, несмотря на внешний демократизм процедур приватизации, перешла к тем слоям общества, которые были фактическими (не юридическими) ее собственниками, т. е. в руки директорского корпуса, высшего министерского аппарата.

 

28. Роль государства  в регулировании монопольных  процессов и развитии конкуренции. 

МОНОПОЛИЯ - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое  только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Роль Государства в регулировании монопольных процессов:В РФ регулирование мономольных процессов предусматривает комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.Органы регулирования монополий применяют следующие методы:-ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.-определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом ( реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.Роль государства в развитии конкуренции -Конкуренция- один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится

29. Зарубежный опыт  антимонопольной деятельности. Формы  стимулирования развития конкурентной  среды.

Классич эк теория- опирается на колич теорию денег,считали необходимым для сокращ инфляции необходимо сократить количество бумажных денег в обращении. Кейнсианская теория-1)дефляционная политика-снижение уровня гос расходов,увелич налогов. 2) Политика доходов-параллельное замороживание цен и з/п. Субъектами соглашения явл-ся профсоюзы и предприиматели. Монетарная модель-меньшее вмешательство в экономику,поддержание темпов прироста ден массы. Теория «экономики предложения»-необходимость стимулировать производство и экономической деятельности для контроля инфляционных процессов. Модель антиинфляц регулир- основана на синтезе этих теорий.

Формы стимулирования развития конкурентной среды. 2 формы конкуренции: ценовую и неценовую

1)Ценовая конкуренция  осуществляется вокруг цен товаров  и их составляющих (издержек, прибыли). Уменьшение издержек при прежней  цене означает увеличение прибыли.  Снижение цены за счет уменьшения  доли прибыли может привести  к росту объема продаж, вытеснению  конкурентов с рынка. Ценовая  конкуренция в первую очередь  связана с затратным подходом  к ценообразованию.2)Неценовая конкуренция является преобладающей и осуществляется на основе изменения свойств, качества и ассортимента продукции. К приоритетам также относятся производство новых видов продукции, формирование новых потребностей и создание на этой основе новой структуры спроса, ускорение морального износа товаров, создание новых предпродажных и послепродажных услуг. Эту форму конкуренции следует связывать с ценностными формами ценообразования.

 

30.Основные методы  работы органов государственного  управления по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  в РФ.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей

Методы управления антимонапольной политике:

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление: 
1. "потока цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то); 
 2. предельного темпа роста цен;  3. предельного уровня нормы прибыли. 
К
косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:  1. поощрение создания товаров-заменителей; 
     2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);  3. предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу; 4. открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);  5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;6. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; 
   7 государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Главной целью поддержки  предпринимательства следует, считать повышение эффективности  общественного  производства  за  счет  создания  на федеральном    и    региональном    уровнях    экономических,    социальных, организационных,  информационных  и  правовых   условий   защищенности   для предпринимательства  от   преднамеренных   или   непреднамеренных   действий физических лиц и социальных организаций.

 

31.Приоритетные  направления государственной научно-технической  политики России. Эффективность  производства и ее показатели.

Направления:1.признание науки  социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства; 2.гласность и  использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и  техники и экспертизе научных  и научно-технических программ и  проектов, реализация которых осуществляется ка основе конкурсов;

3.гарантия приоритетного  развития фундаментальных научных  исследований; 4.интеграция научной,  научно-технической и образовательной  деятельности на основе различных  форм участия работников, аспирантов  и студентов образовательных  учреждений в научных исследованиях  и экспериментальных разработках  научных организаций академий  наук, имеющих государственный статус, а также отраслевых научных  организаций; 5.поддержка конкуренции  и предпринимательской деятельности  в области науки и техники; 6.концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

7.стимулирование научной,  научно-технической и инновационной  деятельности через систему экономических  и иных льгот; 8.развитие научной,  научно-технической и инновационной  деятельности посредством создания  системы государственных научных  центров и других структур;

9.стимулирование научной,  научно-технической и инновационной  деятельности субъектов Российской  Федерации и интеграция их  научно-технического потенциала; 10.развитие  международного научного и научно-технического  сотрудничества Российской Федерации.

Эффекты НТП различаются  по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационный (научно-технический), экономический, ресурсно-экологический  и социальный эффекты НТП. Информационный эффект НТП – непосредственный результат исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением новых знаний Экономический эффект НТП – результат использования и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного общественного продукта и национального дохода. Ресурсный эффект НТП связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного хозяйства, высвобождать их для расширенного производства Социальный эффект НТП заключается в создании более благоприятных условий для применения творческих сил работников, для всестороннего развития личности.

 

32.Промышленная  политика: содержание и цели в  условиях перехода к рынку.  Приоритеты промышленной политики  России на макроуровне.

Содержание и цели промышленной политики

С учетом состояния промышленности главная цель промышленной политики на современном этапе реформ определяется как повышение эффективности  и конкурентоспособности российской промышленности на внешнем и внутреннем рынках и ее подъем.

Для достижения главной цели промышленной политики необходимо обеспечить:

1.сохранение накопленного  научно-технического потенциала  и использование его в целях  развития промышленности;2.увеличение  платежеспособного спроса в стране;3.развитие  и использование сравнительных  конкурентных преимуществ российской  промышленности и последовательное преодоление ее слабостей.

промышленная политики на макроуровне направлена на - преимущественно косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранение всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий.

Только при проведении государственной промышленной политики, - считают эксперты, - возможна реализация долгосрочных масштабных программ, требующих  больших инвестиций, отдача от которых  может наступить через десять-двадцать лет. Здесь важны геоэкономические и стратегические аспекты с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны и сохранения ее экономического суверенитета.

 

 

 

 

39. Инвестиционная политика  в РФ. Особенности регулирования  инвестиционных процессов на  региональном уровне.

Государство в инвестиционной политике выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и  многих других.

Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные  условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность  инвестиционной деятельности прямо  влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в  процессе экономической модернизации России. Курс на инвестиц по-ку был объявлен президентом Д.А. Медведевым в его послании Федеральному Собранию РФ 2009 г.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"