Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Процесс приватизации является инструментом
регулирования в период проведения
реформ, необходимой мерой для
становления самостоятельности
предприятий в регионах. Приватизация
обуславливает оценку деятельности
предприятий, осуществляемую не по выполнению
установленных плановых заданий, а
по рыночным критериям - прибыли, рентабельности,
конкурентоспособности
В жилищном хозяйстве происходило реформирование системы владения и финансирования
27.Эволюция форм
В России в условиях рыночной экономики признаны следующие формы собственности: 1) Частная собственность может существовать в 2-х видах:Частная собственность, основанная на собственном или семейном труде. Она создаётся за счёт: трудовых доходов от участия в общественном производстве; от предпринимательской деятельности; за счёт доходов от собственного хозяйства.Собственность граждан выступает в виде собственности на имущество потребительского назначения (участок земли, дом, квартира, автомобиль и т.д.) 2) Коллективная собственность (производственный кооператив -- это самостоятельная организация созданная группой людей, добровольно объединившихся для совместного использования собственного или арендованного имущества с целью хозяйственной деятельности). В кооперативах осуществляется самоуправление, т.е. их члены совместно решают вопросы хозяйственной деятельности, избирают органы управления; 3) государственная собственность существует на 3-х уровнях: 1. На уровне всей федерации -- федеральная собственность. 2. На уровне субъектов федерации. Каждый из них имеет свою региональную собственность. 3. Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации). Особенностями приватизации в России являются:продажа госимущества по заниженным ценам; единые правила и алгоритмы приватизации для регионов и отраслей; предоставление населению "ваучеров" вместо именных приватизационных чеков; дезинтеграция крупных производственных комплексов и их продажа по частям; приоритет политических целей процесса; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов;низкая доходность приватизации; превращение широких слоев населения в пассивных участников приватизационных процессов; превращение приватизации в средство резкого усиления социальной дифференциации населения;создание предпосылок для роста спекулятивных, теневых и криминальных отношений в обществе.Развитие структуры собственности в России в 90-е годы пошло не по демократическому пути. В результате распределения государственной собственности сложился фактически номенклатурный капитализм. Государственная собственность, несмотря на внешний демократизм процедур приватизации, перешла к тем слоям общества, которые были фактическими (не юридическими) ее собственниками, т. е. в руки директорского корпуса, высшего министерского аппарата.
28. Роль государства
в регулировании монопольных
процессов и развитии
МОНОПОЛИЯ - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Роль Государства в регулировании монопольных процессов:В РФ регулирование мономольных процессов предусматривает комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.Органы регулирования монополий применяют следующие методы:-ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.-определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом ( реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.Роль государства в развитии конкуренции -Конкуренция- один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится
29. Зарубежный опыт
антимонопольной деятельности. Формы
стимулирования развития
Классич эк теория- опирается на колич теорию денег,считали необходимым для сокращ инфляции необходимо сократить количество бумажных денег в обращении. Кейнсианская теория-1)дефляционная политика-снижение уровня гос расходов,увелич налогов. 2) Политика доходов-параллельное замороживание цен и з/п. Субъектами соглашения явл-ся профсоюзы и предприиматели. Монетарная модель-меньшее вмешательство в экономику,поддержание темпов прироста ден массы. Теория «экономики предложения»-необходимость стимулировать производство и экономической деятельности для контроля инфляционных процессов. Модель антиинфляц регулир- основана на синтезе этих теорий.
Формы стимулирования развития конкурентной среды. 2 формы конкуренции: ценовую и неценовую
1)Ценовая конкуренция
осуществляется вокруг цен
30.Основные методы
работы органов
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей
Методы управления антимонапольной политике:
К прямым методам регулирования
(ограничения) деятельности монополий относятся установление:
1. "потока цен" - верхнего и нижнего
уровня цен на продукцию (не более такого-то,
не менее такого-то);
2. предельного темпа роста цен; 3. предельного
уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной
политики можно отнести все виды государственной
деятельности, направленной на развитие
конкуренции: 1. поощрение создания товаров-заменителей;
2. поддержка новых фирм, среднего и малого
бизнеса (упрощение процедуры создания
новых фирм, налоговые льготы, предоставление
субсидий, кредитов); 3. предоставление
государственных заказов среднему и малому
бизнесу; 4. открытие внешнеторговых границ
(свободная международная торговля усиливает
конкуренцию на внутреннем рынке); 5. привлечение
иностранных инвестиций, учреждение совместных
предприятий, зон свободной торговли;6.
финансирование мероприятий по расширению
выпуска дефицитных товаров в целях устранения
доминирующего положения отдельных хозяйствующих
субъектов;
7 государственное финансирование НИОКР
(научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ).
Главной целью поддержки предпринимательства следует, считать повышение эффективности общественного производства за счет создания на федеральном и региональном уровнях экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий защищенности для предпринимательства от преднамеренных или непреднамеренных действий физических лиц и социальных организаций.
31.Приоритетные
направления государственной
Направления:1.признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства; 2.гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется ка основе конкурсов;
3.гарантия приоритетного
развития фундаментальных
7.стимулирование научной,
научно-технической и
9.стимулирование научной,
научно-технической и
Эффекты НТП различаются по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационный (научно-технический), экономический, ресурсно-экологический и социальный эффекты НТП. Информационный эффект НТП – непосредственный результат исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением новых знаний Экономический эффект НТП – результат использования и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного общественного продукта и национального дохода. Ресурсный эффект НТП связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного хозяйства, высвобождать их для расширенного производства Социальный эффект НТП заключается в создании более благоприятных условий для применения творческих сил работников, для всестороннего развития личности.
32.Промышленная
политика: содержание и цели в
условиях перехода к рынку.
Приоритеты промышленной
Содержание и цели промышленной политики
С учетом состояния промышленности
главная цель промышленной политики
на современном этапе реформ определяется
как повышение эффективности
и конкурентоспособности
Для достижения главной цели промышленной политики необходимо обеспечить:
1.сохранение накопленного
научно-технического
промышленная политики на макроуровне направлена на - преимущественно косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранение всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий.
Только при проведении
государственной промышленной политики,
- считают эксперты, - возможна реализация
долгосрочных масштабных программ, требующих
больших инвестиций, отдача от которых
может наступить через десять-
39. Инвестиционная политика в РФ. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне.
Государство в инвестиционной политике выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в процессе экономической модернизации России. Курс на инвестиц по-ку был объявлен президентом Д.А. Медведевым в его послании Федеральному Собранию РФ 2009 г.