Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Приоритет. направления инвестиц. деят-ти в пром-ти соответ-ют приоритет. направ-ям пром-ой политики. Инструмент – Инвестиц. программа (совок-ть инновационно-инвестиц. проектов Комплексной программы, в реализации к-ых принимает участие Прав-во города), к-ая предусматр. форм-ие консолидир. бюджета с указанием объемов и источ. финанс-ия, в т.ч. бюдж. ср-тв. Основ. задача в обл. кадровой политики: создание условий для восполнения дефицита в кадрах пром-ти.
7. Гос. сектор как объект и инструмент проведения эк-ой политики. Гос. сектор (ГС) - комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центр-ым и местным гос. органам. ГС измен-ся в зависимости от эк-ой конъюнктуры: гос-во, регулируя рыноч. и внерыноч. тенденции развития нац. эк-ки, предопределяет и параметры своих объектов – соц. сферы, стратег. назначения, нематериал. произв-ва. Активно используется ГС как средство гос. регул-ия эк-ки. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Т.о. правит-ые органы стремятся противодейст-ть спаду произв-ва и росту безраб-цы. ГС в гос. стр-ой политике. Гос-во создает нов. объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деят-ти, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, ГС играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Гос. фирмы занимаются и внеш. торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении нац. капитала в какую-л. страну.
В целом ГС служит дополнением частного хозяйства, где мотивация для частного кап-ла оказывается недостаточной. В рез-те ГС служит повышению эф-ти народ. хоз-ва в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.
!!!Гос. собственность – форма общей собственности, принадлежащей гос-ву и использ-ой в общенарод. интересах. Эта собственность образует основу гос. сектора эк-ки!!! Гос. собств-ть в условиях РФ выступает в виде фед. собств-ти и собственности субъектов Федерации. Федер. собстве-ть РФ вкл.: основ. фонды гос. сектора эк-ки; имущество фед., республик-их/региональных?? и местных органов упр-ия; р-сы континентального шельфа и морской эк-ой зоны страны; культур. и историч. ценности обществ. знания, гос. банки РФ; золотой и валютный запасы страны.
8. Территориальное регул-ие нац. эк-ки. Н.э. представляет собой слож. систему, состоящую из множества макроэк-их элементов и подсистем, связанных друг с др. Тер-ое регул-е эк-ки – процесс выработки и установления рац-ых тер-ых пропорций в развитии эк-ки страны. Реализ-ся путем разработки реализ-ии регион. эк-ой политики. Регион. эк. политика – комплекс различ. мер (законадат-ых, админ. и эк-их), проводимых как фед-ым правит-ом, так и местн. органами власти. Цель этих мероприятий – устранение диспропорций в эк. развитии, более полное использ-ие потенциала регионов, содействие развитию депрес-ых р-ов страны. Объективные предпосылки повышения роли регион. подхода к регул-ю эк-ки: необход-ть большего внимания решению соц. проблем; необход-ть делегирования прав и ответ-ти за развитие соц-ой и соц.-эк-ой сферы верхними уровнями – нижним; обострение проблемы устойчивости нац. эк-ки; объективная неравномерность в размещении природ. р-ов, произв-х сил и населения.
9. Инструменты гос. регул-ия регион. развития. Программы соц.-эк-го развития региона. Инструменты гос. регул-ия регион. развития:
Прямые: Законод-ые акты: -регулирование гос. собственности; -упр-ие предпр-ями гос. сектора; - дотационные выплаты, трансферты; - выплаты по соц. защите; Косвенные: Финансово-эк-ие: - фискальная политика; - денеж. политика; - внешнеэк-ая политика; - инвестиц. политика; - политика регул-ия доходов. Соц.-политические: - соц. программы развития; обеспечение эф-ой занятости; - соц. защита населения; - политика в сфере образ-ия, культуры, здравоохранения. К основ. инстр-ам, к-ые оформ-ся документально, регламентирующим тер-ое развитие эк-ки, относятся: генеральная схема развития и размещения производственных сил страны (комплексный док., отраж-ий направления рац-го развития производства, а также его размещение по тер-ии страны); схема размещения и развития отдельн. отраслей (многотраслев. комплексов) (док-ты, отраж-ие рац-ое развитие произв-ва той или иной отрасли, а также рац-ое размещение произв-в дан. Отрасли по тер-ии страны с точки зрения общенац-ых интересов. Разраб-ся соответствующими отраслевыми министерствами при участи СОПС (совет по изучению произв-ых сил)); схемы районной планировки (конкрет. Планы орг-ии и размещения произв-ва в рамках дан. админ. района, города).
Регион. программы с.-эк. развития – одна из форм гос. регул-я развития регионов. Мож. Вести речь о комплексных программах развития эк-ки региона как цельного образ-ия и о частных программах, призванных решать отдельные наиболее важ. проблемы регион. развития.
В условиях фед-го гос-ва в период перехода к рыноч. эк-ке эти док-ты приобретают особ. Значение ввиду насущной необход-ти каждому субъекту Федерации иметь собств. представление о способах реш-ия насущных проблем. Основ. цель разработки прог. регион. развития – обеспечение подъема эк-ки и повышения жизнен. Уровня населения в кажд. Регионе страны.
Методы разработки программ развития рег-на – набор инструментов и подходов по установлению целей эк-го развития рагиона, а также по обоснованию матер-ых и финн-ых ср-тв, необходим. для реализ-ии этих мероприятий. Источники финн-ия регион. прог.: бюджет соответств-го региона, внебюджет. фонды, привлечение кредиторов и собст. накопления. Регион. прог-мы находят также гос. поддержку и мог. финн-ся от части за счет фед-ых источников.
10. Стр-ра нац. эк-ки как объекта гос. регул-ия. С.н.э. представляет собой устойчивые кол-ые соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, соц-ую, тер-ую стр-ры и инфрастр-ру н.э. Воспроизв-ая стр-ра отражает ее деление на наиболее массовые виды эк-их субъектов, к-ые воспроизводятся сами и в рез-те своей деят-ти воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. 3 крупные взаимосвязанные группы воспроизв-ой стр-ры: дом. хоз-ва, предприятия, гос-во. Особое место занимает дом. хоз-во, к-ое важной сферой нац. эк-ки, где потребляется значительная часть нац. дохода, накапливаются огромные суммы денеж. ср-тв. Эта группа - основ. поставщик труд. р-ов.
Соц. стр-ра н.э. означ. деление ее на секторы – совокупности соц.-эк-их единиц, объедин-х
опред-ыми соц.-эк-ими отношениями. Н.э. можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и др. признакам. Деление н.э. на секторы в соответствии с формами собств-ти на ср-ва произв-ва (гос. сектор, муницип, частный).
В отраслевой стр-ре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (пром-ть, с/х, наука и др., каждая из них имеет подотрасли). Отрасл. стр-ра играет важную роль в н.э., т.к. именно в отраслевом "разрезе" осущ-ся план-ие и прогноз-ие, происходит учет стат-их данных.
Территориальная стр-ра определяется размещением производ-ых сил на тер-ии страны и означает деление н.э. на эк-ие районы. Напр., в РФ можно выделить центр-ый и дальневосточ. эк-ие районы со своими территориально-производств-ми комплексами, занятостью населения, природ р-ами и др. хар-ами.
Инфрастр-ра вкл. в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и др. отрасли.
Стр-ра внеш. торговли хар-ся соотношением различ. товарных групп в экспорте и импорте.
Стр-ра любой н.э. имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации произв-ва, возникновения новых видов произв-ва и отмирания старых, а также др. факторов.
11.Объекты и органы регулирования в экономической системе. Типы экономического регулирования сложных систем. Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики - это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс;цены НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы . Различают следующие типы государственного регулирования:-полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах; -различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;-крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.
12.Особенности народно-
Подсистема экономической системы страны, образующая промежуточный уровень между отраслями и народным хозяйством в целом; представляет собой объединение отраслей в группы, совместно участвующие в удовлетворении важных народнохозяйственных потребностей (в частности, в конечной продукции), определяемых комплексными народнохозяйственными программами. Таковы, напр., агропромышленный комплекс (АПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), лесопромышленный комплекс, нефтехимический комплекс и др.
Народнохозяйственный комплекс является
сложной системой взаимодействующих
макроэкономических элементов. Существующие
соотношения между этими
Основными направлениями структурной
перестройки являются свертывание
и перепрофилирование объективно ненужных
и недееспособных предприятий, замедление
падения и стабилизация выпуска
продукции, пользующейся спросом на
внутреннем и внешнем рынках; создание
условий для оживления и
13.Основные направления
экономической политики
создание нормальных условий для
функционирования рыночного механизма;
обеспечение устойчивых темпов роста;
регулирование структурных