Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

ШПОРА ПО ГРНЭ.docx

— 103.28 Кб (Скачать файл)

4.социальная политика в сфере  развития социальных услуг, дифференциации  доходов социальных слоев и  поощрения тех или иных видов  деятельности;5.инвестиционная политика  по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений  использования;6.политика ценообразования  в области регулирования цен  на потребительском рынке и  цен производителей;7.финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета;8.денежно-кредитная политика в области денежного обращения и кредита;9.региональная политика по отношению к экономической интеграции регионов и их социальному расслоению; 10.зональная политика по отношению к экономической интеграции с ближними государствами.

 

14.Цели бюджетно-финансовой политики и ее основные направления

Бюджетно-налоговая  (фискальная)  политика  -   меры   правительства   по изменению   государственных   расходов,    налогообложения    и    состояния государственного бюджета, направленные на  обеспечение  полной  занятости  и производство неинфляционного ВНП.

Стимулирующая  бюджетно-налоговая  политика  в краткосрочной перспективе преодоление   спада экономики и предполагает увеличение госрасходов,  снижение  налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной  перспективе политика снижения  налогов может привести  к расширению  предложения   факторов производства и росту экономического потенциала. Сдерживающая политика целью ограничение циклического  подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих  мер.  В краткосрочной перспективе эти меры  позволяют снизить инфляцию  спроса

ценой роста безработицы и спада  производства.  В  более  долгом  периоде растущий налоговый клин может послужить  основой  для  спада  совокупного предложения  и развертывания механизма стагфляции. Дискреционная фискальная политика -  изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо  государственного  бюджета в результате специальных решений правительства, направленных  на  изменение уровня  занятости,   объема   производства   и   темпов   инфляции.   При ней в целях стимулирования  совокупного спроса  в период  спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов.  Соответственно,  в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек. Недискреционная - автоматическое изменение величин в   результате   циклических   колебаний   совокупного   дохода, предполагает    автоматическое  увеличение  (уменьшение)  чистых  налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения)  ВНП,  которое   оказывает   стабилизирующее воздействие на экономику. При недискреционной  фискальной  политике  бюджетный дефицит и излишек

возникают автоматически, в  результате  действия  встроенных  стабилизаторов экономики.

 

15.Налоговая политика как метод формирования бюджетных доходов и метод стимулирующего воздействия на экономику Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Типы налоговой политики:1) политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. 2) политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.3) налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

 

16. Государственный долг и его влияние на экономические процессы. Задолженность  правительственных  органов  владельцам   государственных ценных бумаг  накапливается  и  превращается  в  государственный  долг.  Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все  к  новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.  Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний,  а  также краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до  пяти  лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее  тяжелыми  являются  краткосрочные долги. По ним  вскоре  приходится  выплачивать  основную  сумму  с  высокими процентами. Государственные   органы   стараются консолидировать   краткосрочную   и   среднесрочную   задолженность,    т.е. превратить ее в долгосрочные  долги,  отложив  на  длительный  срок  выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. Внешний  государственный  долг  – это долг  иностранным   государствам, организациям и лицам. Внутренний долг государства – долг своему населению – приводит к перераспределению доходов внутри страны. Предметом особого внимания является внешний долг. Если  платежи по  нему составляют   значительную   часть   поступлений    от    внешнеэкономической деятельности страны,  например  20-30%,  то  привлекать  новые займы из-за рубежа становится трудно. Обычно  правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников,  так как это ограничивает доступ к  зарубежным  финансовым  ресурсам.  Для  этого  возможно  несколько путей: Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов; Консолидация   внешнего   долга,   которая   означает    превращение краткосрочной  и  среднесрочной  задолженности  в  долгосрочную,  т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдалённое будущее; Сокращение  внешнего  долга  путём  конверсии  –  превращение  его  в долгосрочные иностранные инвестиции; Обращение  страны  должника,  попавшей   в   тяжёлое   положение,   к международным банкам – региональным, Всемирному банку.

 

17.Проблемы и последствия  бюджетно-финансовой политики в  современной России.

Бюджетно-финансовая политика - это  совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения  эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.

Проблемы:1)Природные активы переводятся в финансовые активы вместо материальных ( вместо того, чтобы покупать оборудование, мы складируем деньги в $ в стаб.фонд)2)Непрозрачность отношений по поводу использования стаб.(резервного) фонда и фонда национального благосостояния. Профицит: хорошо или плохо? Главное стабилизировать бюджет. 3)При профиците средства аккумулируются в фондах(резервный,стабил.), не поддаются контролю и используются нерационально

4)Мировые  цены на нефть выше, а правительство  не учитывает это. Учитывая  зависимость бюджета от мировых  цен на нефть, следует улучшить  качество прогнозирования мировой  ценовой коньюктуры.

5)В  политике расходов необходим  приоритет расходов социального  характера(здравоохранение, образование, спорт и т.д.). О приоритетности судят по изменению долей в бюджетных расходах.

Из-за выравнивания бюджетов существуют так  называемые регионы-доноры и дотационные  регионы.

Бюджетная система РФ чрезвычайно сложна, как  сложны и все ее составляющие: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы  государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение  доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные  же бюджеты способствуют осуществлению  конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного  ее развития. Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных  уровней и четкого, справедливого  баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о  стабильной и быстрорастущей экономике.

 

18.Сущность денежно-кредитной  политики ее цели и инструменты. 

Денежно-кредитная  политика государства - совокупность мер  экономического регулирования денежного  обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень  и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Выделяются несколько органов, проводящих денежно-кредитную политику государства:правительство РФ в лице министра финансов; парламент, который принимает законы; ЦБРФ.Основные направления ДКП:-снижение темпов инфляции до 5-6%.-обеспечение стабильности национальной денежной единицы.Цели деятельности ЦБ-поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эффек-ти и бесперебойности функционирования платежной системы, а также развитие и укрепление всей банковской системы РФ.Цели второго уровня:-политика обеспечения оптимальной монетизации, -курсовая политика-депозитная политика, -кредитная политика,-платежно-расчетная политика, -политика обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы-политика обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системыИнституциональные цели ДКП:-обеспечение эффективного кредита, -инновационного предпринимательства,-денежного равноправия различных базовых общественных институтов, -формирование стимулов правовой эффективности хозяйствования.Основные инструменты ДКП:1) учетная ставка (ставка рефинансирования) - величина % за кредит, предоставляемый ЦБ коммерческим банкам( ставка увеличивается, денежная масса уменьшается и наоборот)2) резервные требования (норма обязательных резервов) - увеличение ведет к понижению рентабельности. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. 3) операции на открытом рынке. Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.4) регулирование курса национальной валюты (установлен валютный коридор).Наиболее быстродействующими являются операции на открытом рынке и валютная интервенция.5) прямые методы регулирования- количественные кредитные ограничения (количественное ограничение суммы выданных кредитов).Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, крупным предприятиям.

19.Политика финансовой  стабилизации в РФ. Государственный  долг РФ.

Предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство; 2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы. Антиинфляционная политика – включает в себя комплекс мер ГРЭ, направленных на борьбу с инфляцией: 1. Дефляционная политика - регулирование денежного спроса через денежный кредит и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышение %-ых ставок за кредит, усиление налогового бремени. 2. Политика доходов - параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. 3. Индексация - компенсация потерь в результате обесценивания денег.

Государственный долг (ГД) - сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплаченным по ним процентам.Обслуживание долга - механизм регулирования выплат процентов по полученным займам.

ГД определяется динамикой бюджетного дефицита. Чем больше бюджетный дефицит, тем быстрее растёт государственный  долг. Растущий государственный долг вызывает непростые последствия  в сфере распределения продукта.В зависимости от рынка размещения задолженности ГД может быть внутренним и внешним.Внешний долг составляют государственные внешние заимствования. К ним относятся привлекаемые из иностранных источников кредиты и займы, по которым возникают государственные обязательства как заёмщика или гаранта.Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности(различные облигационные займы, долги по зарплате, гарантии, которые правительство предоставляет под сделки различным фирмам).Погашение ГД осуществляется:- денежными выплатами;- обменом долговых обязательств на налоговые освобождения;- аннулированием задолженности кредитором;- отказом от уплаты;- принятием задолженности другим органом управления.

 

20. Гос. регулирование банковской деятельности

банковское регулирование - общее  понятие, объединяющее не одно, а несколько  направлений прямого и косвенного регулирующего воздействия со стороны  государства и негосударственных  организаций на банковскую систему  и банковскую деятельность в РФ. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными государственными органами с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования. В основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения.

ЦБ является федеральной собственностью. ЦБ и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории РФ. ЦБ подотчётен Государственной Думе РФ. Высшим органом ЦБ является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление ЦБ. Председатель Банка назначается на должность Государственной Думой. Государственное регулирование предусматривает рад требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности их капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. ЦБ РФ является органом государственного регулирования и надзора за деятельностью комерческих банков (КБ). Его главная цель заключается в защите интересов кредиторов и вкладчиков, а также обеспечение стабильности банковской системы при соблюдении условия невмешательства в определенную деятельность КБ. Надзорная деятельность ЦБ РФ осуществляется в ходе проверок КБ.1)ЦБ осуществляет государственную регистрацию и отзывает лицензии, определяет необходимые квалификационные требования к руководителям и специалистам;  2)устанавливает единые для всех КБ правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, порядок и сроки ее предоставления; 3)устанавливает порядок формирования обязательных фондов КБ (это позволяет обеспечить ликвидность этим банкам, а также позволяет регулировать денежную массу) и экономических нормативов деятельности; кредитует КБ, определяя ликвидность КБ. 4)ЦБ регулирует размеры процентной ставки (дисконта) с целью расширения или ограничения доступа КБ к кредитам ЦБ, увеличение или снижение кредитной базы КБ. Если ЦБ поднимает ставку по кредитам, то КБ вынуждены сократить объем заимствований, что в свою очередь ведет к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций. Повышение ставки укрепляет внешнеэкономические позиции страны, но ухудшает внутреннее состояние экономики и наоборот.Нормативная база:-ФЗ «О ЦБ» - банке России - инструменты регулирования-«О банках и банковской деятельности»,«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»,«О несостоятельности, банкротстве кредитных организаций»

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"