Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

ШПОРА ПО ГРНЭ.docx

— 103.28 Кб (Скачать файл)

Проблема привлечения  инвестиций в российскую экономику, особенно в ее реальный сектор, стоит очень остро. Становится очевидной потребность в разработке на государственном уровне новых мер, направленных на предотвращение неконтролируемого вывода капитала из России, а следовательно, повышения ее инвестиционной привлекательности для внешних и внутренних инвесторов. По данным Центробанка, только за 2008 г. отток капитала из России «составил 129,9 млрд долл.,

Необходимо повысить внимание к проблеме развития инвестиционного потенциала как страны в целом, так и ее регионов, улучшить качество инвестиционного менеджмента на всех уровнях и четко определить приоритетные направления и цели инвестиционной политики, включая разработку долгосрочной и научно обоснованной инвестиционной стратегии в центре и на местах с привлечением специалистов и представителей научной среды.

Региональная инвестиционная политика, предполагает систему мер, проводимых на уровне отдельного региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах региона. Инвестиционная политика в регионах должна разрабатываться с учетом особенностей экономической и социальной политики, географического положения, природно-климатических и демографических условий и других факторов. Мировой опыт свидетельствует о том, что успех реализации региональных инвестиционных программ и проектов связан с нахождением гибкого соотношения участия в них частных, смешанных (частно-государственных) и общественных организаций. Правительства многих стран проводят активную региональную инвестиционную политику, включая поддержку развития малоосвоенных и депрессивных территорий, причем центр тяжести этой политики перемещается на уровень местных органов власти. Законодательные и финансово-экономические стимулы в региональной инвестиционной политике стран Запада способствовали подъему депрессивных регионов, многофункциональному развитию городских и сельских территорий, реконструкции и модернизации крупных городов, решению социально-экономических и экологических задач.

 

40. Гос рег доходов населения. Сохранение гос гарантий населению.

Практика регулирования доходов  предполагает:

1. установление гарантированного  минимума (или ставки) заработной  платы, который имеет большое  значение для таких категорий  населения, как малоквалифицированные  рабочие, иностранные рабочие,  а также часто используется  как исходная база для определения  оплаты труда более высоких  категорий работников, различных  премий и доплат;

2. регулирование верхнего предела  увеличения номинальной заработной  платы в целях снижения издержек  производства и на этой основе  сдерживания инфляции, роста инвестиций  и повышения конкурентоспособности  национальной продукции;

3. защиту денежных доходов населения  от инфляционного обесценения  путем индексации, т.е. увеличения  номинальных доходов в зависимости  от роста цен. Индексация может  осуществляться как на уровне  государства, так и на уровне  фирм, будучи включена в коллективный  договор, а также производиться  дифференцированно в зависимости  от величины доходов. Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Все гарантии носят правовой характер.

Выделяют:

общие гарантии – экономические, духовные, политические и пр.;

специальные гарантии – юридические  гарантии.

Важнейшей гарантией ОМС (ст. 8 Конституции  РФ) в РФ признается и гарантируется  муниципальная собственность.

 

41. гос рег рынка рабочей силы. Место и роль служб занятости населения.

Рынок рабочей силы — важная сфера  экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда  получает оценку стоимость раб. силы, определяются условия ее найма, в т.ч. величина зарплаты, условия труда, возможность получения образования, проф. роста, гарантии занятости.

Рынок труда отражает основные тенденции  в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, проф. - квалификационной, демографич.), т.е. в общественном разделении труда, мобильность раб. силы, масштабы и динамику безработицы.

Рынок рабочей силы, подчиняясь в  целом законам спроса и предложения, имеет ряд отличий от др. товарн. рынков. На динамику рынка труда действует ряд факторов:1. Демографический 2. Степень эконом. активности разл. демографич. и этнич. групп трудоспособн. населения (напр., быстрое вовлечение женщин в состав раб. силы);3. Процессы иммиграции;4. Состояние эконом. конъюнктуры, фаза эконом. цикла;5. Научно-технический прогресс.

Особенности российского рынка  труда: — это наличие администр., правовых и экономич. ограничений, все еще препятств. свободн. продаже раб. силы, на выгодных условиях для работников. Это и наличие прописки. Рынок несбалансирован, существуют трудоизбыточн. регионы (юг РФ, Сев. Кавказ), и р-ны испытыв. нехватку раб. силы (цент и север РФ, Дальн. Восток ).

Росс. рынок труда нуждается  в действенной системе регулир-ния, и кое-что в этой обл. уже сделано: принят Закон о занятости, создаются биржи труда, началась регистрация безраб-ных, программы, направлен. на подготовку и переподгот. кадров.Служба занятости. Ее цель — управление занятостью в государстве. Чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.

Сегодня деятельность служб занятости  весьма многообразна. Государство возложило  на них следующие основные задачи: -  оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

В целях выработки согласованных  решений по определению и осуществлению  политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Основные принципы  и цели региональной экономической  политики.

Эффективная региональная политика должна осуществляться на основе следующих  принципов:

1. Последовательное осуществление  всеми органами власти региональной  политики.

2. Учет в решениях центральных  органов государственной власти  интересов регионов, которых эти  решения касаются.

3. Повышение самостоятельности  регионов в решении собственных  проблем, то есть формирование  эффективного самоуправления.

4. Единство и взаимодополняемость государственной региональной политики и политики регионов.

5. Принцип субсидиарности. Он основан на том, что более высокий уровень управления может вмешиваться в действие более низкого уровня лишь в той мере, в какой последний проявил свою неспособность к эффективному управлению. Такое вмешательство допускается при наличии определенных условий и обстоятельств, при которых оно будет считаться целесообразным и законным. Т. о., для достижения максимальных результатов и наиболее эффективного выполнения рег пол-ки необходимо придерживаться этих принципов. Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов госуд. власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Главная цель региональной пол-ки предстоящего десятилетия -- стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.

 

43.Обеспечение экон, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ.

Принципы федерализма  реализуются в региональной политике РФ. Основными ее целями являются:

обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных  основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных  социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов; выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;  становление и обеспечение  гарантий местного самоуправления.

развитие принципов федерализма, является укреплением принципов демократии”. В международной практике, однако, происходит наоборот.

Поскольку почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом государства в составе  РФ, а 32 субъекта образованы по этническому  признаку, Россия, провозгласившая  федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. При этом важно  подчеркнуть, что в мире более  типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают  центр и передают ему часть  своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра – субъектам, самостоятельность которых неравномерно увеличивается. Причем предметы ведения  и полномочия между органами государственной  власти Федерации и ее субъектов  разграничиваются Конституцией, Федеральным и иными договорами. “Иные договоры” так и остались бы гипотетической возможностью, не востребованной практикой, - как это и происходит в других федерациях, если бы в отношениях центра с отдельными субъектами Федерации не возникли серьезные проблемы.

Сепаратистские настроения в регионах во многом зависят от нестабильности центральной власти. Но эта стабильность, в свою очередь, обусловливается региональным сепаратизмом. Большей или меньшей самостоятельности  хотят все. Каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей давления на центр, выстраивает собственную  модель взаимоотношений с ним, пытаясь  закрепить ее двусторонним договором. Поэтому каждый субъект федерации  имеет аргументы и примеры, опираясь на международный опыт. Используется, однако, не все, а только то, что подходит под политическую задачу.

 

44.Выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Механизм реализации региональной политики государства.

Политика выравнивания социально-экономического развития регионов, характерная для  эпохи первичной индустриализации, и рассчитанная на размещение в регионах основных фондов, предназначенных для  выпуска типовой массовой продукции, а также предполагающая концентрацию рабочей силы, была заменена на политику выравнивания последствий открытия внутреннего рынка. Бюджетное выравнивание отстающих в адаптации к рыночным условиям регионов пока не привело к ожидаемым результатам. Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а среди остальных территорий начали проявляться иждивенческие настроения.В современных условиях отмечается процесс регионализации всех сторон общественной и экономической жизни страны, что обусловливает необходимость осуществления сильной региональной политики.Региональная политика – это правовая, экономическая и социальная деятельность центральных и региональных органов управления, направленная на решение территориальных и общегосударственных проблем. Основными условиями, обеспечивающими конструктивный подход к формированию регионального управления, являются:– дозированное сочетание государственного воздействия и рыночного саморегулирования в зависимости от уровня развития регионов, степени их адаптации к рыночным отношениям;– учет специфических особенностей отдельных регионов, их места и роли в территориальной организации экономики страны, имеющегося природно-ресурсного потенциала;– разработка целей и задач региональной политики, исходя из социальной направленности развития;– преимущественное использование экономических методов управления, стимулирующих инициативы региональных организаций по поиску наиболее эффективных направлений развития.Государственная региональная политика является двухмерной, включающей:− федеральную региональную политику, целью которой является обеспечение геостратегических интересов государства на основе преимущественного использования централизованных финансовых ресурсов;− региональную политику субъектов федерации, федеральных округов, муниципальных образований, направленную на эффективное осуществление воспроизводственных процессов в экономике, социуме и природной среде; для реализации этой политики используется ограниченная поддержка государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"