Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:51, шпаргалка
1. Основные показатели национального производства и занятости.
2. Предмет экономической теории.
3. Сущность, структура и цели национальной экономики.
Ведущим экономическим показателем
является экономический рост, так
как он отражает способность национальной
экономики удовлетворить
Проблема экономического
роста была обозначена в начале XIX
в. Ж. Б. Сеем, и в дальнейшем развита
в самостоятельной научное
В современной науке существуют следующие основные теории экономического роста и развития:
Экономическое развитие– это положительная динамика национальной экономики. Противоположен ему экономический спад – отрицательное состояние экономики, связанное с ее упадком, деградацией. Экономическое развитие не является линейным процессом – постоянным развитием.
Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
Экономическая
теория формулирует свои принципы и законы
на различных уровнях анализа. В зависимости
от масштаба выделяют микро- и макроэкономику. Микроэкономика
Национальная экономика
- исторически сложившаяся
Основу национальной экономики
составляют предприятия, фирмы, организации,
домашние хозяйства, объединенные экономическими
взаимоотношениями в единое целое,
выполняющие определенные функции
в общественном разделении тр
Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.
Национальная экономика
как целостный организм характеризуется
следующими признаками: 1) общим экономическим
пространством с единым законодательством;
2) единой денежной единицей, общей кредитно-денежной
и финансовой системой; 3) наличием тесных
экономических связей между хозяйственными
субъектами сообщим воспроизводственным
контуром; 4) территориальной
Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики.
Кроме нее перед национальной экономикой ставятся
и иные цели:
1) Стабильные высокие темпы роста национального
объема производства. Это означает устойчивый
рост производства товаров и услуг в данной
стране без резких изменений, спадов и
кризисов.
2) Стабильность цен. Нужно учитывать, что
неизменные в течение длительного времени
цены замедляют темпы роста ВНП, снижают
занятость населения. Низкие цены хороши
для потребителя, но лишают стимула производителя,
высокие же, наоборот, стимулируют производство,
но снижают покупательную способность
населения. Поэтому достижение стабильности
цен в современной рыночной экономике
означает не «замораживание» их на длительный
период, а плановое регулируемое изменение.
3) Поддержание внешнеторгового баланса. На
практике это означает достижение относительного
равновесия между экспортом и импортом,
а также стабильный обменный курс национальной
валюты на валюты других стран. Если в
страну ввозится больше товаров, чем продается
за границу, то возникает отрицательное
сальдо торгового баланса. Если вывозится
больше товаров, чем поступает в страну,
то говорят о положительном сальдо. На
состояние торгового баланса значительное
влияние оказывает курс валюты. Повышение
или понижение курса валют может изменить
достигнутый баланс и вызвать положительное
или отрицательное сальдо.
4) Высокий уровень занятости. Он достигается
в случае, если каждый желающий получить
работу находит ее. Но это не означает,
что полная занятость охватывает все трудоспособное
население страны. В любой стране в каждый
данный момент времени есть определенное
количество людей, временно не работающих в связи
со сменой места работы или места жительства.
Кроме того, всегда есть структурная безработица,
обусловленная несоответствием структуры
новых рабочих мест, связанных с внедрением
новых технологий, имеющейся структуре
рабочей силы и отставанием последней
по квалификационным требованиям и новым
профессиям от спроса на эти профессии.
Общенаучные методы:
– Диалектика
– это наука о наиболее общих
законах развития природы, общества
и человеческого мышления. Она
является целостным методом, органической
системой категорий и законов. Основными
принципами систематизации понятий
стали принципы взаимосвязи и
развития. Экономическая система
впервые была рассмотрена как
развивающаяся взаимосвязь
– Материалистический подход к изучению экономических процессов означал не только объективное признание существования реального мира. В соответствии с материалистическим подходом главным действующим субъектом исторического процесса выступает занятый производственной деятельностью общественный человек. Структурообразующим элементом был провозглашен способ производства материальных и духовных благ, определяющий юридическую и политическую надстройку, формы общественного сознания.
– Метод
абстракции предполагает отвлечение исследователя
от всего второстепенного в
– Сочетание исторического и логического. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы в той последовательности, в какой они возникали и развивались. Логическое исследование не всегда зеркально отражает историческое развитие процесса. Историческое описание всегда перегружено несущественными подробностями, которые не влияют на логику развития процесса. Поэтому из всей совокупности явлений и процессов необходимо выделить наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для возникновения более сложных. Например, логической основой для зарождения рыночных отношений является простой обмен.
Частные методы<:
– Наблюдение и сбор фактов. Прежде чем теория может стать основой для принятия решений в экономической политике, необходимо собрать данные, касающиеся экономической проблемы.
– Анализ – это мысленное разложение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое.
– Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются с помощью синтеза (сложения). Анализ и синтез – взаимодополняющие друг друга методы. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта.
– Дополнительно можно выделить
нормативный и позитивный анализ.
Позитивный анализ предполагает объяснение
и прогнозирование
– Метод индукции и дедукции. Путем индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция дает возможность из общих выводов сделать частные заключения. Оба метода применяются в логическом единстве.
– Важную роль в формальной логике играет сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Оно широко используется при систематизации и классификации понятий, т. к. позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.
– Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
– Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и при его завершении. Если проблемы сформулированы до начала исследования, такие проблемы называются явными, если нет – то неявными. Методы решения проблемы могут быть известны заранее, а могут быть найдены в процессе работы. Научная теория состоит из ядра и защитного пояса. Ядро включает наиболее фундаментальные положения теории; защитный пояс образуют вспомогательные гипотезы, которые конкретизируют теорию, расширяя область ее применения. Доказанные гипотезы сливаются с ядром, недоказанные служат объектом полемики с оппонентами, защищая ядро теории. Например, ядром марксизма являются трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, а их защитным поясом – закон тенденции нормы прибыли к понижению.
– Под доказательством в
– Математические методы позволяют выявить количественную сторону явлений.
– В экономических
исследованиях часто
– Особую
роль играет метод экономико-
При этом в
моделях используются определенные допущения. Допустим,
что цена на мебель выросла, а на все остальные
товары, сырье и ресурсы осталась прежней...
В таком случае данная ситуация приведет
к росту прибылей производителей только
мебельной отрасли. Однако в реальном
мире такая «чистота» эксперимента недостижима.
Поэтому экономисты, изучающие рынок мебели
принимают за возможность наличия «прочих равных условий
В качестве примера одной из экономических
моделей можно привести модель рационального потребите
Другим
простейшим видом экономико-
– Большинство моделей выражаются графически и математически .с помощью математических уравнений и формул. Поэтому графический метод также может быть отнесен к экономической методологии.
– Иногда экономисты используют метод проведения эксперимента. Эксперимент – постановка и проведение научного опыта на практике в контролируемых условиях. Эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее.
– Системный подход. Благодаря сочетанию различных методов обеспечивается комплексный подход к изучению сложных (многоэлементных) объектов в экономике. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не механическое соединение разрозненных элементов. Важность системного подхода заключается в том, что вся экономика состоит из множества больших и малых систем