Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:51, шпаргалка
1. Основные показатели национального производства и занятости.
2. Предмет экономической теории.
3. Сущность, структура и цели национальной экономики.
Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета
государство имеет возможность
сосредоточивать финансовые ресурсы
на решающих участках социального и
экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной
деятельности. Ни одно из звеньев финансов
не осуществляет такого многовидового
и многоуровневого
Таким образом, при правильном
подходе бюджет объективно может
быть не просто средством государственного
экономического регулирования, он может
реально влиять на рост экономики
и социальной сферы, ускорение темпов
научно-технического прогресса, обновление
и совершенствование
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.
Организационные принципы построения
бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь
объединяемых в ней бюджетов определяет
бюджетное устройство государства.
Что же представляет собой бюджетное
устройство Российской
Федерации, как происходит взаимодействие
бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос
во многом определит причины некоторых
проблем современного бюджета, наметит
пути к его совершенствованию.
Традиционная экономика основан
Такой тип экономики сохранился
сегодня в некоторых
Характерные черты экономик традиционного типа:
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах Давида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.”[9]
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.
Выделяют субъект и объект налога.
Субъектом налога является
физическое или юридическое лицо,
на которое законодательством
Объект налога -- это доход или имущество, на которые начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога -- доход, за счет которого уплачивается налог. [5]
Налоги очень
разнообразны по видам и образуют
довольно разветвленную совокупность.
Классификация позволяет
Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.
Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.
Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Виды налогов
различаются также в
Функции налогов
Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.
Регулирующая. Налоговое
регулирование представляет собой
систему особых мероприятий в
области налогообложения, направленных
на вмешательство государства в
рыночную экономику в соответствии
с принятой правительством концепцией
экономического развития. Рыночная экономика
в развитых странах - это регулируемая
экономика. Центральное место в
системе регулирования
- регулирование
рыночных, товарно-денежных отношений.
Оно состоит главным образом
в определении разработки
Экономическая функция
налогов состоит в воздействии
через налоги на общественное воспроизводство,
т. е. любые процессы в экономике
страны, а также социально-
Распределительная.
Посредством налогов в
Стимулирующая. Налогами
можно стимулировать или, наоборот,
ограничивать деловую активность, и,
следовательно, развитие тех или
иных отраслей предпринимательской
деятельности. Ими можно создать
предпосылки для снижения издержек
производства и обращения частных
предприятий. С их помощью можно
повышать конкурентоспособность
Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне. Приведем некоторые из них:
• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
• рынок
– это система, в которой решения
о распределении ограниченных ресурсов,
необходимых для удовлетворения
потребностей людей, принимаются самими
потребителями и
• рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения;
• рынок – совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;