Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:51, шпаргалка

Описание работы

1. Основные показатели национального производства и занятости.
2. Предмет экономической теории.
3. Сущность, структура и цели национальной экономики.

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 330.11 Кб (Скачать файл)
  1. Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности.

   Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может  быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально- технической базы общественного  производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету  свойств, его использование в  качестве инструмента распределения  и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

Для России же в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает  не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение  бюджетов различных уровней, действующих  на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии  в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь  объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой бюджетное  устройство Российской 
Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.

 

  1. Традиционная и командно-административная системы: сущность, характерные черты.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых  странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает  устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Характерные черты экономик традиционного типа:

  • Слабое развитие техники и технологий производства;
  • Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;
  • Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;
  • Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

 

  • Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).
  • Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.
  • Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

 

  1. Налоги: сущность, виды и функции.

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Экономическая сущность налогов была впервые исследована  в работах Давида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.”[9]

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые  государством на основе закона с юридических  и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

Выделяют субъект  и объект налога.

Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено  обязательство платить налог. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет частично или даже полностью переложить налоговое бремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называется носителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектом налога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить налог на прибыль. Последний может быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены на продукцию и на поставщиков ресурсов -- посредством занижения цен на них.

Объект налога -- это доход или имущество, на которые начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога -- доход, за счет которого уплачивается налог. [5]

Налоги очень  разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Классификация позволяет упорядочить  все разнообразие налогов, свести его  к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих  свойств и т.д. Классификация важна  не только для теории, но и для  практики. Налоги делятся на группы по многим признакам.

Налоги делятся  на прямые и косвенные в зависимости  от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются  непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.

Косвенные налоги взимаются  иным, менее заметным методом, посредством  введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в  госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт  и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Виды налогов  различаются также в зависимости  от характера налоговых ставок. Налоговой  ставкой называется процент или  доля подлежащих к уплате средств, а  еще точнее - размер налога в расчете  на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.).

Функции налогов

Фискальная функция  состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны  ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и  техники, поддержку детей, пожилых  и больных людей. Из собранных  в виде налогов средств государство  покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть  средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого  же источника идут деньги на строительство  государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Регулирующая. Налоговое  регулирование представляет собой  систему особых мероприятий в  области налогообложения, направленных на вмешательство государства в  рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития. Рыночная экономика  в развитых странах - это регулируемая экономика. Центральное место в  системе регулирования принадлежит  налогам. Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование  рыночных, товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом  в определении разработки законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на  рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых  домов, устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного  регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано; регулирование  развития народного хозяйства,  общественного производства в  условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.

Экономическая функция  налогов состоит в воздействии  через налоги на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические  процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и  контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые  льготы, растут и развиваются быстрее  других. Предоставляя льготы, государство  решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Распределительная. Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ - наyчно-технических, экономических и др. Происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ.

Стимулирующая. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, и, следовательно, развитие тех или  иных отраслей предпринимательской  деятельности. Ими можно создать  предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных  предприятий. С их помощью можно  повышать конкурентоспособность предприятий  на мировом рынке, проводить протекционистскую  политику. С помощью налогов, льгот  и санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим  или физическим лицом -- безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы.

  1. Рыночная система хозяйства: сущность, характерные черты и её субъекты.

Существуют  десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне. Приведем некоторые из них:

• рынок  представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей  и продавцов столь свободны, что  цены на один и тот же товар имеют  тенденцию быстро выравниваться;

• рынок  – это система, в которой решения  о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;

• рынок  – это система экономических  отношений, возникающих на основе устойчивого  взаимодействия товарного и денежного  обращения;

• рынок  – совокупность отношений товарного  обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"