Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:51, шпаргалка

Описание работы

1. Основные показатели национального производства и занятости.
2. Предмет экономической теории.
3. Сущность, структура и цели национальной экономики.

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 330.11 Кб (Скачать файл)

Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.  
 
Существуют следующие виды экономических ресурсов: 
 
1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;  
2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;  
3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;  
4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;  
5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике. 

 

  1. Методы, средства и цели государственного регулирования экономики.

1. Несостоятельность конкуренции,  выражающаяся в том, что на  некоторых отраслевых и региональных  рынках могут возникать (и возникают)  монополии, которые, если этому  не противодействует государство,  своим ценообразованием наносят  ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных  товаров, жизненно необходимых  обществу, которые либо не предлагаются  рынком, либо, если и могли быть  предложены, то в недостаточном  количестве. Таких товаров (главным  образом в форме услуг) много  в сферах образования, здравоохранения,  науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним  из типичных примеров которых  является рынок страховых услуг,  прежде всего медицинских и  пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей  собой общественный товар, который  в более или менее достаточном  количестве при соответствующем  качестве не может быть произведен  без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно  резко проявляющееся в периоды  кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Излишне неравномерное  распределение доходов, которое,  если государство не принимает  мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных  товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость  государственного регулирования, но и  экономические функции государства, которые и реализуются посредством  такого регулирования.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

 

Цели госрегулирования

Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые  находятся между собой в определенной субординации, изменяющейся в результате эволюции конкретных условий в той  или иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания  экономического развития (включая его  социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются  между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Во многих научных и  учебных публикациях на Западе выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных  хозяйственному потенциалу страны; минимизация  безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое  равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго  порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и  второго порядка вытекают цели третьего порядка и т.д. Число таких целей  неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости. Некоторые из них  отходят на задний план, а затем  вновь становятся актуальными.

Средства государственного регулирования экономики

В условиях развитой рыночной экономики государство для реализации отмеченных выше и других целей использует целый набор средств как экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся следующие  инструменты (термины «средство» и  «инструмент» в экономической теории и практике равнозначны и далее  используются как синонимы).

Административно-правовые средства

Государственные финансы

Денежно-кредитный инструментарий

Государственная собственность

Внешнеэкономический инструментарий

  1. Проблема экономического выбора. Кривая производственных возможностей и её свойства.

Производственные возможности – это возможности производства экономичнеских благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных (альтернативный – допускающий одну из двух или нескольких возможностей) видов продуктов (товаров).

Разберем хрестоматийный пример. Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов – масла и пушек. Возможные объемы производства двух продуктов при полном использовании  ограниченных ресурсов представлены в  табл. 1.1. Отложив на осях координат  два продукта и соединив точки, отражающие разные сочетания объемов производства этих продуктов, мы получим кривую производственных возможностей (рис. 1.2).

 

Таблица 1.1

Альтернативные  возможности производства масла  и пушек

Вариант

Масло, млн. т

Пушки, тыс. шт.

А

0

30

В

2

27

С

4

21

D

6

12

Е

8

0


 

 

Рис. 1.2. Кривая производственных возможностей  

 

Точки на кривой производственных возможностей показывают все возможные варианты сочетания производства двух продуктов  при полном использовании имеющихся  ресурсов и неизменной технологии.

Анализ приведенной кривой производственных возможностей позволяет сформулировать ряд важнейших экономических  положений.

1. Закон замещения, который гласит, что при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению другого. Двигаясь по кривой производственных возможностей, действительно, мы видим, что с увеличением производства масла выпуск пушек сокращается, и наоборот.

Для иллюстрации действия закона замещения  часто приводят следующие примеры. В СССР накануне Великой Отечественной  войны (1941 – 1945 гг.) существовала полная занятость, все трудовые ресурсы  использовались полностью, безработицы  не было. Когда началась война, увеличить  производство военной продукции  можно было только сократив производство гражданской. В США перед войной (1939 г.) трудовые ресурсы недоиспользовались, безработица достигала 17,2%. Когда началась вторая мировая война, США смогли увеличить производство и военной, и гражданской продукции. К 1944 г. безработица сократилась до 1,2%.

2. Если экономика находится в  точке N, это значит, что имеющиеся ресурсы используются неполностью: есть возможность увеличить производство и пушек, и масла. Точка N свидетельствует о недопроизводстве и неэффективном использовании ресурсов.

3. Точка М при данных ресурсах и имеющейся технологии для производства недостижима. Но это совсем не означает, что производственные возможности не могут увеличиться. Существуют два способа расширения производственных возможностей:

экстенсивный – осуществляемый за счет вовлечения дополнительных ресурсов (увеличение численности занятых, вовлечение в переработку новых запасов природного сырья, рост капиталовложений без изменения технической основы производства);

интенсивный – достигаемый за счет лучшего использования имеющихся ресурсов (ускорение НТП и на этой основе повышение производительности труда и оборудования, улучшение организации производства и т.п.).

4. Любое производство является эффективным, если оно обеспечивает полное использование ресурсов, т.е. если увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого продукта. Поэтому любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, является эффективной.

Предположим, что фирма располагает  определенным станочным парком и  определенным количеством работников и выпускает два продукта. Если станочный парк используется полностью, все работники загружены, то чтобы  увеличить производство одного продукта, придется сократить производство другого. Если можно увеличить производство одного продукта, не сократив производства другого, это значит, что имеющиеся  ресурсы недоиспользуются, т.е. производство неэффективно.

5. Поскольку увеличение производства  одного продукта ведет к сокращению  производства другого, то издержки производства одного продукта могут быть выражены в количестве другого продукта, от производства которого приходится отказаться в связи с производством первого. Так, увеличение производства масла с нуля до 2 млн. т «обошлось» в 3 тыс. пушек, от производства которых пришлось отказаться. Можно сказать, что дополнительные 2 млн. т масла стоят 3 тыс. пушек. В экономике такая стоимость или такие издержки производства называются альтернативными или вмененными.

 

 

  1. Сущность и функции финансов. Финансовая система.

Сущность и функции  финансов

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфичный  круг общественных отношений. Эти отношения  обусловлены тем, что государство  для выполнения своих задач применяет  такой экономический рычаг, как  финансы, и осуществляет в связи  с этим финансовую деятельность. Поэтому  перед рассмотрением вопросов финансового  права необходимо обратиться к понятиям финансов и финансовой деятельности государства.

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако эти понятия не являются синонимами. Представим признаки финансов и их отличительные черты:

1.Финансы отражают денежные  отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной  основой существования и функционирования  финансов (где нет денег, не  может быть финансов);

2.Субъекты обладают разными  правами в процессе этих отношений:  один из них (государство) обладает  особыми полномочиями;

3.Регулярное поступление  средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера,  что достигается с помощью правотворческой деятельности государства, создания соответствующего финансового аппарата.

По указанным признакам  можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения между гражданами, между  гражданами и розничной торговлей  нельзя отнести к финансам, т.к. государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовыми методами, для которых характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными отношениями.

Общее понятие финансов рассматривается  в двух аспектах:

1. В экономическом аспекте - финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных (Бондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"