Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:51, шпаргалка

Описание работы

1. Основные показатели национального производства и занятости.
2. Предмет экономической теории.
3. Сущность, структура и цели национальной экономики.

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 330.11 Кб (Скачать файл)

2. В денежном аспекте  - финансы - это совокупность фондов  денежных средств, мобилизованных  государством для осуществления  своих задач.

Финансы неотъемлемая часть  денежных отношений. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так  и по выполняемым функциям Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью  которого прежде всего измеряются затраты  труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический  инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием денежных средств.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

• организациями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

• предприятиями  и вышестоящими организациями при  создании централизованных денежных средств и их распределение;

• государством и организациями (предприятиями, учреждениями) при уплате ими налогов в бюджетную систему  и финансировании расходов:

• государством и гражданами при внесении ими налогов и  добровольных платежей;

• организациями, гражданами и внебюджетными фондами при  внесении платежей и получении ресурсов;

• отдельными звеньями бюджетной  системы;

• страховыми организациями  и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

• денежные обращения, опосредующие кругооборот фондов, организаций (предприятий, учреждений).

Главным материальным источником денежных фондов выступает  национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость ВВП за вычетом потребляемых в процессе производства орудий и средств производства. Без участия финансов национальный доход может быть распределен. Следовательно. финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода.

По своему материальному  содержанию финансы - это целевые  фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительством государства финансовой политики.

Сущность финансов проявляется  в их функциях. Финансы выполняют  следующие функции:

1. распределительную

2 контрольную

3. регулирующую

Распределительная функция  финансов.

Распределение национального  дохода заключается в создании так  называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

• зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров и иных лиц, занятых  в сфере материального производства;

• доходы организаций (учреждений, предприятий) сферы материального  производства.

Однако первичные доходы не в состоянии обеспечить в полном объеме выполнение функций и задач государства. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределения национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с  межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах их более эффективного использования и накопления предприятиями и организациями; с наличием производственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход. не создается (здравоохранение, культура); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. Это доходы, получаемые в отраслях непроизводственной сферы налоги. Вторичные доходы служат для формирования национального дохода. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики. укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов.

Данная функция  проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь.

Одна из важнейших  задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция  финансов проявляется также через  деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Регулирующая функция  финансов.

Эта функция связана  с вмешательством государства через  финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

функции финансов реализуются  через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования формы управления финансовой системой, финансовое законодательство.

 

  1. Экономические системы общества: сущность, структура и подходы к классификации

Экономическая система — совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем организационных форм собственности. Со времени появления человеческого общества существовали самые различные экономические системы. Однако их можно разделить на две группы: рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешанная экономика) и нерыночные экономические системы (традиционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

В развивающихся странах  действует традиционная экономическая система, в ряде государств сохранились ее некоторые элементы. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика — первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятельность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:

• социально-экономические  отношения в обществе определяются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

• экономические роли индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Социум развивающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, религиозные, кастовые и др.);

• технический прогресс проникает в такую экономическую  систему с трудом, так как несет  угрозу устоявшимся традициям и обычаям общественного устройства;

• устойчивое превышение темпов роста населения над темпами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся странах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;

• многоукладность экономики, когда сосуществуют различные формы производства — от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

• активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство  направляет средства на развитие экономики, оказание социальной поддержки беднейшим слоям населениям Значительную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохранение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соотношение часто достигает 1 : 20.

Административно-командная  экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, т. е. возможности использования дополнительных ресурсов. Характерные черты административно-командной экономики:

• государственная собственность  на экономические ресурсы. Экономические  ресурсы являются общенародной или  государственной собственностью и никому конкретно не принадлежат;

• отсутствие конкуренции  и, как следствие, монополизация  экономики. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных планов. План предусматривает производство количества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается монополизм производителя;

• коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется  посредством централизованного  экономического планирования, являющегося основой хозяйственного механизма. Оно охватывает все уровни этого механизма — от домашнего хозяйства до государственного;

• государственный аппарат  руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти. Административные средства регулирования подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого  капитализма (капитализм свободное  конкуренции)сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Считается, что эта экономическая система способствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, экономическому росту. Основные черты чистого капитализма:

• частная собственность  на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Материальные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

• рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической экономики служит рынок, или рыночная система ценообразования. Система рынков и цен играет роль основной организующей силы. Посредством рыночного механизма общество выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

• личный интерес как  стимул экономического развития. Каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы экономических ресурсов в целях личного интереса стремятся получить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся приобрести их по самой низкой цене:

• свобода предпринимательства  и свобода выбора. Владельцы материальных ресурсов и денежного капитала, как производитель, так и потребитель, могут использовать эти ресурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

• наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рынком, так как экономическая власть широко рассеяна;

• ограниченная роль государства. Считается, что капиталистическая экономика — саморегулирующаяся система, поэтому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установлением правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Современные экономические  системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных  форм. О смешанной экономике можно  говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регулирования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраняются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешанными, хотя одни больше тяготеют к административно-командным, а другие — к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление определенной модели смешанной экономики определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"