Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:51, шпаргалка
1. Основные показатели национального производства и занятости.
2. Предмет экономической теории.
3. Сущность, структура и цели национальной экономики.
• Функция контроля: конкуренция
• Инновационная: чтобы победить в конкурентной
борьбе, необходимо осуществлять инновации,
что позволяет создать более качественные
и разнообразные товары.
• Оптимизационная: конкуренция о
Анализируя роль конкуренции, необходимо учитывать
и ее негативную роль:
- конкуренция способствует усилению
стихийности в рыночной
экономике и нестабильности
- в результате конкуренции эффекти
Роль конкуренции в современной рыночной
экономике становится еще значительнее
из-за тенденции к повышению доли малых
и средних фирм (их доля в развитых странах
– 70-80%), антимонопольной политики правительства.
Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.
В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:
Мера стоимости формируется
при образовании цены, она определяет
стоимость товара, которая измеряется
деньгами
(т. е. приравнивание
товаров между собой). Таким образом получают
количественное соизмерение.
Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:
Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.
Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.
В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.
Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.
Средства платежа - время платежа не совпадает
со временем оплаты, товары продают в кредит,
с отсрочкой платежа
(Т — О и О — Д).
Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.
Мировые деньги используются в международных расчетах.
В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.
Функции денег — это концентрированное выражение их роли в хозяйстве.
Деньги располагают таким разнообразным набором свойств, что возникает необходимость их классифицировать, выделив целый ряд функций. Каждая из функций денег описывает более или менее однородный круг экономических операций, выполняемых с помощью этой функции. При этом следует иметь в виду, что деньги — это не сумма функций, и выполняя какую-либо одну функцию, они сохраняют свое единство и содержат в себе все остальные функции.
Функции денег находятся в постоянной динамике: некоторые возникли раньше, некоторые позже; отдельные функции сильно изменили свое содержание и даже утратили заметное значение.
Возникновение функций денег в процессе их эволюции можно представить следующим образом:
Экономисты различают четыре довольно несхожие ситуации на рынке:
Таблица 23-1. Характерные черты четырех основных моделей рынка | ||||
Признаки |
Модели рынка | |||
Чистая конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | |
Число фирм |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна |
Тип продукта |
Стандартизированный |
Дифференцированный |
Стандартизированный или дифференцированный |
Уникальная, нет близких заменителей |
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Возможен, но в довольно узких рамках |
Ограниченный взаимной зависимостью, значительной при тайном сговоре |
Значительный |
Условия вступления в отрасль |
Очень легкие, препятствия отсутствуют |
Сравнительно легкие |
Существенно затруднены |
Блокировано |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Значительный упор на рекламу, товарные знаки, торговые марки и т.д. |
Очень распространена, особенно при дифференциации продукта |
Главным образом реклама и отношения с общественностью |
Примеры |
Сельское хозяйство |
Розничная торговля, производство одежды, обуви |
Производство стали, автомобилей,
сельскохозяйственного |
Местные предприятия коммунального хозяйства |
Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.
В условиях совершенной конкуренции
фирма выступает в качестве цен
Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы
Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы
Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей общества.
Существует два основных типа экономического роста:
Суть экстенсивного типа экономического роста состоит в том, что увеличение национального продукта осуществляется путем количественного увеличения факторов производства и за счет привлечения дополнительных факторов. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы. С другой стороны, такой путь увеличения производства имеет и определенные недостатки, так как ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом.
Интенсивный тип более сложный тип экономического роста, главное в нем это совершенствование технологии производства, повышение основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста – повышение производительности труда. Этот тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Главный отличительный признак интенсивного типа экономического роста – повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. Факторы экономического роста.
Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту:
Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большого количества лучших по качеству природных ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличить производство реального продукта.
Реальный рост зависит, во-первых,
от факторов спроса. Для реализации
растущего производственного
Экономический рост и экономическое развитие
Экономический рост представляет такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются реальный национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема общенационального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.