Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:51, шпаргалка

Описание работы

1. Основные показатели национального производства и занятости.
2. Предмет экономической теории.
3. Сущность, структура и цели национальной экономики.

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 330.11 Кб (Скачать файл)

Рынок с монополистической  конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
  • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.
  • Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
  • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

 

 

 

  1. Бюджетно-налоговая политика: виды и эффективность.

.Фискальная политика, ее цели  и инструменты

Фискальная политика –  меры, которые предпринимает правительство  с целью стабилизации экономики  с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1)      стабильного экономического роста;

2)      полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3)      стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это  политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако, некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты.

3.Виды фискальной политики

Существует два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Ее цель –  сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы. Ее инструменты:

1)      увеличение государственных закупок;

2)      снижение налогов;

3)      увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме. Цель – сокращение инфляционного разрыва  выпуска и снижение инфляции, и  направлена на сокращение совокупного  спроса.

Инструменты:

- сокращение государственных  закупок;

- увеличение налогов;

- сокращение трансфертов.

Кроме того различают фискальную политику:

1)      дискреционную;

2)      недискреционную (автоматическую).

 

  1. Олигополия. Ценообразование в условиях олигополии.

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

Свойства  олигополии[править]


  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
  • В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

 

На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы  могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем количестве выпускаемого товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или  выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость, признавая, что  изменение цены на их продукцию или  объема выпускаемой продукции вызовет  реакцию конкурирующих фирм, и  с этой реакцией они должны будут  считаться. Реакция, которой отдельные  продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках. 

 

Рис. 7.33. Долгосрочное равновесие фирмы, осуществляющей рекламную кампанию  

 

Универсальной теории олигополии не существует. Дело в том, что реакция  конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии. Тем не менее, для всех моделей олигополии характерны некоторые общие черты.

Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила – это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли  отрасли посредством сговора  и совместных действий фирм, как  если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом.

Сговор – это явное  или молчаливое соглашение между  фирмами в отрасли с целью  установления фиксированных цен  и объемов выпуска или же в  целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.

Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста,– это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшится общая величина прибыли отрасли.

Возникновение сговора наиболее вероятно при условии его законности и наличии небольшого числа продавцов. Различия между фирмами или различия в продукции, изменения в издержках  или объемах спроса, а также  возможность снижать цены втайне от других затрудняют процесс сговора.

Когда сговор носит законный характер, олигополисты в целях установления фиксированных цен и ограничения объема выпуска часто идут на создание картелей.  

 

  1. Формирование и распределение доходов в рыночной экономике

Принципы формирования и  распределения доходов могут  носить как экономический, так и  социально-этический аспект.

В экономическом плане  общим принципом формирования доходов  в мире принято считать распределение  по труду. Данный принцип означает соразмерное  трудовому участию и затратам распределение между членами  общества благ цивилизации. В качестве примера можно привести коэффициент  трудового участия, используемого  для распределения размера оплаты труда при бригадной форме работы. Принцип распределения доходов по труду непосредственно для рыночной экономики характеризуется исходя из максимальной производительности (продуктивности) каждого конкретного человека на своем рабочем месте. Иными словами, доход сотрудника фирмы при остальных равных условиях зависит от колебаний дохода организации от данного вида деятельности. Максимальная производительность работников зависит от качества рабочей силы и формируется под влиянием рынка труда. В экономически развитых странах стоимость высококвалифицированного труда всегда выше низкоквалифицированного. Однако в некоторых случаях, в частности при смене экономического строя, может быть изменена структура спроса на рынках труда, что соответственно приводит к дисбалансу в оплате. В данном случае на переходном этапе развития рыночных отношений должны срабатывать государственные механизмы защиты отраслей, временно не востребованных на рынке труда. Так будет сохранен запас государства в высококвалифицированных и интеллектуальных силах. Для рыночной экономики характерно также наличие доходов не только от результатов труда, но и от собственности. В экономически развитых государствах доля дохода от собственности может доходить до 15 % всего личного дохода.

Следующий принцип распределения  доходов ? по должности. Данный способ наиболее характерен для России. Однако не всегда работник, занимающий высокую должность и имеющий большой доход, приносит значимую пользу для общества. И в этом случае возникает проблема распределения дохода, соответствующего уровню эффективности экономической деятельности работника.

Теоретически обсуждается  также принцип распределения  доходов по способностям путем распределения  по труду. Способности оказывают  большое влияние на качество конечного  результата труда, что также может  отражаться на формировании способов оплаты труда в организации.

Для социально-этического аспекта  формирования доходов характерно стремление избежать значительного неравенства  в доходах граждан. Данное неравенство  можно уравнять при помощи общественных и благотворительных фондов государства, предоставления льгот и гарантий определенным категориям граждан.

Для рационального распределения  доходов в рыночной экономике  необходимо учитывать как экономический, так и социально-этический аспект. При этом, с одной стороны, будет обеспечиваться высокая мотивация к повышению эффективности труда, с другой – сохранятся стабильные отношения в обществе за счет возможности всех слоев населения обеспечить себя необходимым минимумом.

Существуют также независимые  принципы формирования доходов общества (например, при помощи лотерей). Однако данный способ не может быть признан  полностью справедливым, так как  вероятность выигрыша и получения  дохода увеличивается для человека, имеющего возможность приобретения большего количества лотерейных билетов.

Выше были рассмотрены  общегосударственные принципы формирования доходов. Что касается личных доходов  граждан, то их основными источниками  являются:

1) трудовая деятельность человека, выполняющего работу по найму (доходом являются заработная плата, гонорар и другие виды оплаты труда);

2) ведение предпринимательской (фермерской) деятельности (прибыль);

3) доплаты, выплаты, компенсации, льготы и иные формы государственной и организационной поддержки, на которые человек имеет право в соответствии с законодательством (стипендии, пособии, пенсии и др.);

4) доход от собственности (дивиденды, проценты, доходы от аренды и др.);

5) ведение личных подсобных хозяйств (натуральный доход, отдых и др.).

 

 

  1. Сущность, предпосылки формирования и особенности функционирования монополии.
  2. Денежная система и денежное обращение. Денежный рынок и его равновесие.

1. Понятие  денежного обращения

Денежное обращение  представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) спрос. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Ведь невозможно заплатить военному содержание, а учителю заработную плату частью продукции крупного тракторного завода - налогоплательщика. Он уплачивает налоги в денежной форме, в денежной же форме эти средства поступают в бюджет, и в такой же форме поступают военному и учителю. Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды дл


Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"