Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:51, шпаргалка

Описание работы

1. Основные показатели национального производства и занятости.
2. Предмет экономической теории.
3. Сущность, структура и цели национальной экономики.

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 330.11 Кб (Скачать файл)

• рынок  представляет собой пакет соглашений, при помощи которых продавцы и  покупатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли-продажи  данных товаров или услуг.

При всем многообразии определений все они подчеркивают, что рынок – это система  отношений обмена, устанавливающих непосредственные связи между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем). В рыночной экономике домашние хозяйства принимают решения о покупках, а предприятия – о производстве самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует планы покупателей и производителей, посредством рынка учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения.

Для рыночной экономики характерны следующие  черты (признаки):

1. Наличие  разнообразных и равноправных  форм частной собственности. Именно  частная собственность порождает  такую важнейшую черту рыночной  экономики как экономическая  свобода. «Только благодаря тому, что контроль над средствами  производства распределен между  множеством не зависящих друг  от друга людей, никто не  имеет над нами абсолютной  власти, и мы сами можем решать, чем мы будем заниматься» – писал лауреат Нобелевской премии по экономике англичанин Ф. Хайек.

Для нормального  функционирования рыночной экономики  необходимо прежде всего четкое определение прав собственности. Обмен предполагает передачу прав собственности. Эта передача порождает, так называемые, трансакционные издержки, включающие в себя издержки:

• поиска информации. Часто отсутствие необходимой информации приводит к дополнительным затратам, вызванным покупкой товаров по ценам  выше равновесной;

• ведения  переговоров и заключения (юридического оформления) договоров;

• измерения;

• спецификации (определения) и защиты прав собственности;

• возможного недобросовестного (оппортунистического) поведения контрагентов, уклоняющегося  от точного соблюдения договора.

Если права  собственности четко не определены или если отсутствует их правовая защита, то издержки обмена существенно  возрастают, и наоборот, при наличии точно определенных прав собственности трансакционные издержки минимизируются.

2. Экономическая  свобода. Она предполагает для  потребителя возможность в пределах  своих денежных доходов покупать  те товары и услуги, которые  ему требуются для удовлетворения  его потребностей и там, где  он считает это необходимым,  а для производителя – возможность  выбора видов и форм деятельности  и осуществление этой деятельности  в любой допускаемой законом  форме. «Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, если они не запрещены законодательством РСФСР и входящих в ее состав республик» (ст. 21. Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»)

Свобода потребительского выбора имеет в рыночной экономике  особое значение, ибо свобода предпринимательства  производна, она определяется потребительским  выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должны производить предприятия.

3. Саморегулирование  хозяйственной деятельности. Рыночный  механизм обеспечивает самонастройку  экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Неэффективные предприятия в условиях конкуренции, имманентно присущей рыночной экономике, разоряются и удаляются, вымываются с рынка.

4. Всеобщность  рынка. Она означает проникновение  рыночных отношений во все  сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной  экономике являются земля и  природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд  и т.д. Однако в любой рыночной  экономике существуют объекты,  которые представляют собой народное  достояние, находятся в государственной  собственности и не могут быть  проданы.

5. Договорные  отношения между взаимодействующими  экономическими субъектами. Отношения  между последними устанавливаются  не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения. ГК РФ четко определяет сущность договора обмена и обязанности сторон. «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму денег (цену) (ст. 454), «...каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать» (ст. 308 ГК РФ).

6. Экономическая  ответственность, которая возникает  и становится действительной  в условиях господства частной  собственности. В рыночной экономике  всякое предприятие функционирует  на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно, само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами. Согласно статье 56 ГК РФ «Юридические лица... отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом» и далее «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией,.. по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию» (ст. 65 ГК РФ).

7. Конкуренция,  состязательность, объективно порождаемые  свободой предпринимательства, свободой  выбора и личным интересом.  Именно конкуренция между покупателями  и продавцами, стремящимися добиться  своих целей, приводит к формированию  рыночных цен. Конкуренция между  производителями заставляет их  производить именно те товары, которые необходимы покупателям,  и производить их наиболее  эффективным способом.

8. Наличие соответствующей рыночной инфраструктуры – предприятий и учреждений, которые связывают покупателя и продавца (банки, биржи, предприятия оптовой торговли, страховые компании, рекламные, информационные агентства, консалтинговые, сервисные фирмы и т.п.)

В России одним  из первых законов, закладывающих основы рыночных отношений, был принятый в  декабре 1990 г. Закон «О банках и банковской деятельности», который предусматривал возможность создания кредитной  организации – юридического лица, которое «для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности... имеет право осуществлять банковские операции... Кредитная организация  образуется на основе любой формы  собственности как хозяйственное  общество». Этот закон заложил основы создания системы коммерческих банков в России. В 1992 г. был принят Закон «О товарных биржах и биржевой торговле», который разрешил создание товарных бирж – «организации с правами юридического лица, формирующей оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов» и т.д.

9. Свободное ценообразование. В рыночной экономике цены никем не устанавливаются, они формируются! на основе взаимного соглашения покупателя и продавца, фактически на основе соотношения спроса и предложения. «Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон» (п. 1, ст. 424 ГК РФ).

Цена  в рыночной экономике является важнейшим инструментом, посредством которого рынок выполняет свои основные функции:

• обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества;

• согласовывает  интересы продавца и покупателя;

• информирует  продавца и покупателя о состоянии  рынка, дефицитности или излишке  данного товара, побуждая их к соответствующим  действиям;

• выполняет  принудительную функцию, предписывая  экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене предприниматель, стремящийся к  максимизации прибыли, вынужден снижать  издержки производства, и следовательно, совершенствовать производство, внедрять достижения научно-технического прогресса.

 

  1. Основные элементы налоговой системы. Принципы налогообложения.
  2. Рынок: понятие, функции и подходы к классификации.
  3. Безработица: сущность и основные формы.

В условиях рыночной экономики важное социальное значение приобретают проблемы занятости  и безработицы.

Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.

Безработица – этосоциально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит применения своему труду, не получает работу, причиной чего Современные формы безработицы следующие.

Фрикционная безработица – 1) временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую; 2) безработица, причиной которой является перемещение населения из одного региона в другой, смена профессии или социального статуса. Отличительный признак этого вида безработицы - добровольность и низкая продолжительность.

Структурная безработица – форма безработицы, обусловленная изменениями структуры производства, когда в результате научно-технического прогресса, а также изменений в организации и управлении производством вытесняются одни отрасли и появляются другие. Она связана с нехваткой производственных мощностей, с невозможностью найти работу вследствие половозрастных особенностей, квалификации, национальности и других личных качеств. Этот вид безработицы, как правило, носит долговременный характер, требует дополнительных затрат общества и индивидов на переквалификацию, перемену места жительства.

Циклическая безработица  – безработица, причинами которой являются циклические спады производства или кризис экономики. Она увеличивается в период кризиса и снижается в условиях подъема экономики. Особенно возрастает безработица в период перехода к новым технологическим способам производства на основе всеохватывающих революционных сдвигов в технике, технологии, организации производства.

Сезонная безработица – безработица, обусловленная сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельском хозяйстве, строительстве, промыслах, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Размеры сезонной безработицы могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателем и работником.

Региональная безработица – безработица, которая возникает в результате диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.

является превышение числа желающих найти работу над  числом имеющихся рабочих мест.

Добровольная безработица – вид безработицы, когда часть трудоспособного населения не желает работать при установившемся уровне оплаты труда.

Вынужденная безработица – форма безработицы, когда работники, готовые работать за более низкое вознаграждение, чем то, которое получают имеющие работу, все равно не могут найти место.

Безработица может  быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной.

Скрытая безработица (квазибезработица) – форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Она чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени. К долгосрочной безработице относятся циклическая и структурная, а к краткосрочной – сезонная и фрикционная. Имеют место в экономике страны повторная (периодическая) и «застойная» безработица, учитывающая лиц, отчаявшихся найти работу и окончательно выбывших из числа рабочей силы.

 

 

 

  1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.

Конкуренция (от лат. concurrencia - сталкиваться) – отношения соперничества за более эффективное использование ресурсов. 
 
Конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных сегментах рынка.

 
 
Конкуренция – противовес индивидуализму в рыночной экономике. 
 
Субъектами конкуренции являются фирмы, объектом – ограниченный платежеспособный спрос, методами – цена, качество товара, реклама, сервисное обслуживание, изменение в ассортименте, новые технологии. 
 
Конкуренция зависит от множества факторов: соперничество усиливается от увеличения числа конкурентов, от медленного роста спроса, от применения новых методов конкуренции и т.д. 
 
Конкуренция играет основополагающее значение для эволюционного развития рыночной экономики. Ее влияние можно рассмотреть при анализе функцийконкуренции: 
 
• Сопоставительная: конкуренция является универсальным инструментом сравнения эффективности затрат различных фирм по производству одного и того же товара. Фирмы, у которых индивидуальные издержки больше рыночных цен, становятся банкротами, у которых издержки меньше рыночных цен, получают прибыль. Если издержки равны цене, возмещают только затраты ресурсов, поэтому им нужно искать новые технологии 
 
• Функция регулирования: чтобы устоять в конкурентной борьбе, производитель должен предлагать товары, предпочитаемые потребителем. Т.е., ресурсы направляются под влиянием цен в те отрасли, где в них наибольшая потребность. 
 
• Функция мотивации: фирмы, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или с меньшими издержками, получают прибыль; фирмы, не способные обеспечить высокое качество и низкий уровень издержек, терпят убытки и уходят с рынка.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"