В результате в составе
совокупного экономического потенциала
национальной хозяйственной системы страны
формируются трудовой, природно-ресурсный,
научно-технический, экспортный и другие
потенциалы хозяйственной системы страны.
Вопрос 30: Государственное
регулирование регионального развития
Для любой страны характерна
относительная социально-экономическая
дифференциация отдельных регионов. Она
обусловлена многими факторами, в том
числе культурно-историческими, природно-климатическими,
ресурсно-сырьевыми, демографическими.
Все это создает объективные условия для
возникновения неравномерности в социально-экономическом
развитии регионов. Особенно значительны
различия регионов Российской Федерации
по природным ресурсам, производственному
потенциалу и по уровню доходов населения.
На это накладываются ошибки в региональной
политике, усугубляющие объективно существующую
дифференциацию в уровнях развития регионов.
Как отмечают исследователи, сегодня разрыв
в благосостоянии отдельных регионов
достигает более, чем 30-кратного размера.
При этом разрыв между наименее обеспеченными
и наиболее обеспеченными регионами за
последние годы увеличился. Кризисно неустойчивое
положение российской экономики, которое
выражается в процессах деградации системы
управления производством, автономизации
регионов, дифференциации их социально-экономического
положения и отсутствии четко сформулированной
стратегии региональной политики, требует
пристального внимания к этим проблемам
не только органов управления, но и научной,
и предпринимательской общественности.
В основу государственной
стратегии регионального развития должна
быть положена концепция устойчивого
развития экономики, суть которой сводится
к рассмотрению общественного воспроизводства
как целостного единства трех подсистем:
воспроизводства людей, воспроизводства
окружающей среды и воспроизводства продукции.
Таким образом, в этой концепции воспроизводство
продукции выступает не как самоцель,
а как средство воспроизводства людей
и окружающей среды. Впервые Указом президента
№ 803 от 3 июня 1996 года утверждены «Основные
положения региональной политики в Российской
Федерации». В них под региональной политикой
в Российской Федерации понимается «система
целей и задач органов государственной
власти по управлению политическим, экономическим
и социальным развитием регионов страны,
а так же механизм их реализации. Под регионами
понимаются либо субъекты федерации, либо
их объединения. Однако, такая трактовка
границ регионов не совпадает с определением
их сущности и не дает ответа на вопрос,
чем являются другие территориальные
образования, входящие в состав регионов
(городские и сельские поселения, сельские
районы и т.п.). Местное самоуправление,
как отмечается в Положениях, призвано
играть важную роль в региональной политике.
Следовательно, муниципальные образования
также являются объектами региональной
политики и их следует рассматривать как
ячейки региональной структуры общества.
В качестве субъекта региональной политики
в Положениях указываются лишь органы
государственной власти. Однако, со своими
концепциями региональной политики могут
выступать и выступают на практике различные
общественные движения и партии. Реальное
воплощение этой политики находится в
руках государственной власти и органов
местного самоуправления.
Важнейшее значение
имеет определение целей региональной
политики. Цели региональной политики
можно подразделить на экономические,
социальные, экологические, политические
и другие. Региональная политика представляет
собой региональный аспект различных
видов общегосударственной политики,
призванной учитывать специфику регионов.
Экономические цели
региональной политики, возможно, определить
как создание единого экономического
пространства, как приоритетное развитие
регионов, имеющих особо важное стратегическое
значение.
Социальные цели региональной
политики характеризуются как выравнивание
условий социально-экономического развития
регионов, обеспечение единых минимальных
социальных стандартов и равной социальной
защиты независимо от экономических возможностей
регионов.
Экологические цели
региональной политики формулируются
как максимальное использование природно-климатических
особенностей регионов и предотвращение
загрязнения окружающей среды, а также
ликвидация последствий ее загрязнения.
В качестве6 политических
целей рассматриваются выравнивание реальных
прав и компетенции субъектов Российской
Федерации, расширение полномочий и повышение
степени ответственности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
расширение полномочий и повышение степени
ответственности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
становление и обеспечение гарантий местного
самоуправления. Важнейшей политической
целью является защита и обеспечение интересов
Российской Федерации в целом, сохранение
единства и территориальной целостности
Российского государства. Нельзя допустить
перерастания федерализации в экономическую
и политическую дезинтеграцию страны.
Необходимо первоочередное нацеливание
регионов и их ассоциаций на удовлетворение
потребностей не мирового, а внутреннего
рынка, как основы экономической интеграции
регионов в рамках государства.
К числу основных условий
успешной реализации региональной политики
можно отнести:
- совершенствование экономического
районирования страны и территориальной
организации общества;
- укрепление экономических основ
территориальной целостности и стабильности
государства; развитие межрегиональных
инфраструктурных систем (транспорта,
связи, информатизации и др.); обеспечение
государственного регулирования цен на
продукцию естественных монополий, прежде
всего в сфере транспорта и энергетики,
выравнивающего условия хозяйственной
деятельности в различных районах страны;
- разработку федеральных целевых
программ социально-экономического развития
регионов;
- повышение уровня бюджетного
самообеспечения субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований;
- сдерживание оттока населения
из северных и восточных регионов страны;
- экологически обоснованное
размещение производительных сил;
- научно-обоснованное решение
вопросов собственности на природные
ресурсы;
- законодательное разграничение
полномочий между федеральными органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также органами местного
самоуправления по осуществлению социально-экономической
политики, формированию доходных и расходных
статей соответствующих бюджетов, сбору
и использованию налогов и других обязательных
платежей.
И региональная, и национальная
политика нуждается в определенном механизме
их реализации на практике. В качестве
такого механизма выступает система управления,
охватывающая элементы (кадры и технику
управления, организационную структуру
управленческих органов, определенную
информационную базу), принципы, функции
и методы управления. Если политика определяет
цели развития, то управление обеспечивает
средства их достижения. Применительно
к региональной политике существуют свои
специфические проблемы. К важнейшим из
них относятся:
определение роли и места различных
уровней территориального управления
в системе воздействия на развитие общества;
распределение полномочий между федеральными,
региональными и местными органами власти
и управления;
выявление объективных основ
разграничения объектов собственности
по уровням территориального управления;
нахождение путей обеспечения
сочетания федеральных, региональных
и местных интересов, а также отраслевых
и территориальных интересов в системе
управления;
обеспечение на практике полной
самостоятельности региональных и местных
органов власти и управления в решении
вопросов относящихся к их компетенции;
анализ преимуществ и недостатков
единоличной и коллегиальной формы организации
руководства исполнительной деятельности
в регионах и муниципальных образованиях.
Решение управленческих
проблем должно находить свое отражение
в федеральных законах. Решения должны
быть приняты в области бюджетно-налоговых
отношений, по созданию механизмов финансового
выравнивания, упорядочения заимствования
средств на региональные расходы и т.п.
Таким образом, как мы видим, без решения
целого комплекса проблем невозможно
строить целенаправленную региональную
политику.
Вопрос 31: Общая характеристика
ресурсного потенциала региона
Развитие экономики региона
и управление им во многом зависит от величины
и эффективности применения его ресурсного
потенциала. Под ресурсным потенциалом
региона понимается совокупность всех
видов ресурсов, формирующихся на данной
территории, которые могут быть использованы
в процессе общественного производства.
Ресурсный потенциал региона
подразделяется на: экономический, социальный
и экологический. Кроме того, выделяют
интегральный, или совокупный потенциал
региона.
Категория «экономический потенциал
региона» представляет собой явление
сложное по структуре и многоаспектное
по сути, а также по роли и значению для
развития региона.
Экономический
потенциал региона (ЭПР)- это совокупность
возможностей по организации экономической
деятельности в рамках либо существующих,
либо возможных условий и ограничений
законодательного, финансового, организационно-технического
и территориально-отраслевого характера,
а также предельные показатели экономической
деятельности территории при данных условиях
Условно ЭПР можно поделить на три
составляющих его части:
- эксплуатируемый
потенциал, т. е. используемая в настоящее
время часть возможностей социально-экономического
развития региона;
- инвестиционный
потенциал, т. е. часть социально-экономического
потенциала, которая может и должна
быть задействована для достижения
определенных целей, включающих
все возможные направления инвестиций
в условиях оптимального развития
региона;
- резервный потенциал,
т. е. неиспользуемая в настоящее
время и в ближайшем будущем
часть потенциала социально-экономического
потенциала.
Вопрос 32: Национальное
богатство как составная часть совокупного
экономического потенциала страны
Важной составляющей
совокупного экономического потенциала
национальной хозяйственной системы страны
выступает национальное богатство
Национальное
богатство – это совокупность
ресурсов страны, составляющих необходимые
условия производства товаров, оказания
услуг и обеспечения жизни людей.
Национальное
богатство включает:
Нефинансовые произведенные
активы;
Нефинансовые непроизведенные
активы;
Финансовые активы и пассивы.
Кроме того, при оценке
национального богатства отдельно учитываются:
- накопленные потребительские
товары длительного пользования
в домашних хозяйствах;
- прямые иностранные
инвестиции.
Баланс национального
богатства является одним из заключительных
счетов системы национальных счетов. В
российской статистической практике национальное
богатство представлено лишь в части ряда
оценок по нефинансовым произведенным
активам, а также по имуществу домашних
хозяйств.
Вопрос 33: Основные
показатели экономического потенциала
Наиболее универсальным
показателем оценки совокупного экономического
потенциала каждой страны мира является
валовой внутренний продукт (ВВП), на региональном
уровне это показатель - валовой региональный
продукт (ВРП).
ВВП характеризует
не только современный уровень развития
национальной экономики страны, но и особенности
ее отраслевой и территориальной структуры,
эффективность функционирования отдельных
сфер, отраслей, регионов, степень вовлеченности
в мировые интеграционные процессы. ВВП
представляет собой конечный результат
производственной деятельности предприятий,
организаций и домашних хозяйств, участвующих
в экономической деятельности на территории
страны в течение длительного срока (не
менее года).
Валовой
региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий
валовую добавленную стоимость, исчисляемый
путем исключения из суммарной валовой
продукции объёмов её промежуточного
потребления.
На национальном уровне
ВРП соответствует валовому национальному
продукту, который является одним из базовых
показателей системы национальных счетов.
Если говорить упрошено, то ВРП представляет
собой ВВП для отдельно взятого
региона, наиболее всеобъемлюще показывая
его экономическую деятельность.
Показатель ВРП является
по своему экономическому содержанию
весьма близким к показателю ВВП. Однако
между показателями ВВП (на федеральном
уровне) и ВРП (на региональном уровне)
есть существенная разница. Сумма ВРП
по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным
услугам (оборона, государственное управление
и так далее), оказываемым государственными
учреждениями обществу в целом.
Важнейшей
составляющей совокупного экономического
потенциала страны
выступает Национальное богатство.
Национальное богатство.
Вопрос 34: Нефинансовые
произведенные активы
Нефинансовые
произведенные активы – это активы, созданные
в результате процесса производства.
В состав нефинансовых
произведенных активов включаются
- основные фонды отраслей, производящих
товары и оказывающих услуги;
- запасы материальных оборотных
средств;
- ценности
Основные
фонды отраслей, производящих товары и
оказывающих услуги.
Основные
фонды – важная часть национального
богатства страны, созданная в процессе
производства, которая длительное время
неоднократно и постоянно в неизменной
натурально-вещественной форме используется
в экономике, постепенно перенося свою
стоимость на создаваемые продукты и услуги.
В состав основных
фондов входят машины, оборудование, здания,
сооружения, продуктивный скот.
В состав основных
фондов включают также нематериальные
произведенные активы – объекты, созданные
трудом человека, представляющие не общедоступную
информацию, нанесенную на какой-либо
носитель.
Материальные
оборотные средства также представляют
собой важную часть национального богатства,
а именно его постоянно возобновляемый
элемент.
В состав оборотных
средств включают производственные запасы
(сырье, материалы, топливо, запчасти, инструменты,
хозтовары, семена, посадочные материалы,
корма, животные на откорме, молодняк животных
и др.), незавершенное производство, готовую
продукцию и товары для перепродажи, материальные
резервы.
Ценности – это дорогостоящие
товары длительного пользования, которые
не изнашиваются с течением времени, как
правило, не используются для потребления
или в производстве и приобретаются главным
образом как средства сохранения стоимости
во времени, так как их стоимость не должна
уменьшаться по отношению к общему уровню
цен. Ценности состоят из драгоценных
металлов и камней, ювелирных изделий,
выполненных из таких камней и металлов,
произведений искусства.