Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка
Описание работы
Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории. Региональные рынки могут быть: 1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
Минрегион России в целях реализации
полномочий в установленной сфере деятельности имеет
право осуществлять контроль и надзор
за выполнением органами государственной
власти субъектов РФ переданных им в соответствии
с Градостроительным кодексом РФ полномочий.
Вопрос 26: Управление
устойчивым развитием территорий
Устойчивое развитие – это новая парадигма развития
человечества, отражающая осознание жизненной
важности системного подхода, объединяющего
экономические, экологические и социальные
компоненты, в выборе и реализации сценариев
развития.
В современных условиях проблемам, вызывающим
неустойчивость развития относятся:
рост населения Земли; рост отходов жизнедеятельности
человека; нерациональное использование
энергии и ресурсов вообще; рост потребления;
социальные дисбалансы в распределении
доходов и возможностях участия в принятии
решений; уничтожение биологического
и культурного разнообразия; бедность. Устойчивое развитие
(англ. sustainable development) - гармоничное (правильное,
равномерное, сбалансированное) развитие.
Устойчивое развитие территории
отражает способность экономики территории
противостоять внешним и внутренним воздействиям
и развиваться преимущественно за счет
внутренних источников. Для обеспечения
эффективности управления устойчивостью
очень важно соблюдение следующих условий:
непрерывность управления; исключение
ошибок в оценке состояния объекта управления;
исключение задержек в оценке состояния
объекта управления; четкость и последовательность
действий персонала.
Разработка политики
устойчивого развития территорий должна
основываться на следующих подходах регионального
социально-экономического развития:
обеспечение территориального
единства посредством более сбалансированного
социального и экономического развития
регионов и повышения их конкурентоспособности;
повышение изученности природных
ресурсов;
освоение новых сырьевых баз,
повышение уровня обеспеченности территории
ресурсами;
формирование новых промышленных
очагов;
создание регулируемой системы
городов и сельских поселений, включая
совершенствование их хозяйственных взаимоотношений;
формирование сбалансированной
межрегиональной инфратруктурной системы
(транспорт, связь, энергомагистрали);
развитие информационных технологий,
совершенствование доступа к использованию
информации;
предотвращение (ограничение)
различных видов ущерба, наносимого хозяйственным
развитием окружающей среде;
приумножение культурного наследия
народов - фактора территориального развития;
развитие безопасной добычи
и использование природных ресурсов;
поощрение высококачественного
отечественного и международного устойчивого
туризма в рамках безопасности экосистемы
территорий;
ограничение последствий природных
катастроф.
В настоящее время не существует
четкой классификации видов устойчивости.
Однако с позиций системного подхода можно
выделить следующие виды устойчивости:
организационную устойчивость;
финансовую устойчивость;
экологическую устойчивость;
организационно-экономическую
устойчивость;
устойчивость работы персонала;
структурную устойчивость;
устойчивость техники;
технологическую устойчивость;
социально-психологическую
устойчивость;
коммуникационную устойчивость;
инновационную устойчивость;
устойчивость внешних связей
и т.п.
Вопрос 27: Цели, принципы
и методы устойчивого развития
Устойчивое развитие базируется
на трех составляющих:
социальная сфера, экономика и окружающая
среда, к которым добавляется еще одно
основание – институциональная сфера.
Она включает законодательные акты и организационные
структуры, целью которых является поддержка
процессов устойчивого развития на всех
уровнях. Управление устойчивым развитием
территорий направленно на достижение следующих целей:
экологических (поддержка уровня
продуктивности экосистем и сохранение
биоразнообразия);
экономических (удовлетворение
базовых потребностей общества, создание
механизмов справедливого распределения
ресурсов, увеличение производства общественно
полезных товаров и услуг);
социальных (культурный плюрализм,
институциональная устойчивость, социальная
справедливость, участие всех групп населения
в процессе принятия решений).
К принципам управления
устойчивым развитием территорий относятся:
природоохранный императив;
системность (комплексный взгляд
на проблему, выработка планов действий
и их реализация с учетом экономической,
экологической и социальной составляющих);
целевая ориентация;
процессуальность (понимание
стратегии устойчивого развития как процесса
активных долгосрочных действий, а не
просто разработка документа с таким названием);
партнерство (совместная работа
всех участников процесса устойчивого
развития, включая представителей государственных
и местных органов власти, бизнеса, общественных
организаций, научного сообщества);
равенство поколений (улучшение
качества человеческой жизни для нынешнего
и будущего поколений);
открытость и прозрачность
планов и действий в рамках процесса устойчивого
развития.
Основными методами
управления устойчивым развитием территорий
можно назвать следующие:
Изменение структур производства
в направлении использования альтернативных
производств и технологий, уменьшающих
негативное воздействие экономики на
окружающую среду (развитие наукоемких
технологий, альтернативной энергетики,
использующей возобновляемые энергетические
ресурсы, внедрение чистого производства,
органического земледелия, экологического
домостроения);
Использование местных возобновляемых
ресурсов;
Сокращение транспортного загрязнения,
в том числе путем рационализации расселения
и городской планировки, размещения производства,
Развития общественного и велосипедного
транспорта, - замены транспортных потоков
информационными;
Построение и реализация государственных
и местных планов развития, ориентированных
на цели и принципы устойчивого развития;
Изменение стереотипов потребления
в направлении рационализации материального
потребления, распространения и придания
высокого социального статуса экономному
отношению к потреблению ресурсов;
Распространение устойчивых
практик в быту;
Использование потенциала международного
сотрудничества в области устойчивого
развития, применение передового опыта
экономически развитых стран, распространение
передовых техник и технологий, развитие
приграничного сотрудничества и международных
связей по линии городов-побратимов.
Вопрос 28: История
возникновения и перспективы развития
идеи устойчивого развития
Концепция устойчивого развития
в 1970-е годы стала логическим переходом
от экологизации научных знаний и социально-экономического
развития к вопросам ограниченности природных
ресурсов, загрязнения природной среды,
которая является основой жизни, экономической
и любой деятельности человека. В этот
период были созданы международные неправительственные
научные организации по изучению глобальных
процессов на Земле: Международная федерация
институтов перспективных исследований
(ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым
докладом «Пределы роста»), Международный
институт системного анализа, Всесоюзный
институт системных исследований в СССР.
Конференция в Стокгольме ознаменовало
включение международного сообщества
на государственном уровне в решение экологических
проблем стало возможным после проведения
в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН
по окружающей человека среде и создания
Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Начала развиваться экологическая политика
и дипломатия, право окружающей среды,
появилась новая институциональная составляющая
- министерства и ведомства по окружающей
среде.
В 1980 году впервые получила
широкую огласку концепция устойчивого
развития во Всемирной стратегии сохранения
природы, разработанной по инициативе
ЮНЕП, Международного союза охраны природы
(МСОП) и Всемирного фонда дикой природы.
На Всемирном саммите по устойчивому
развитию (межправительственный, неправительственный
и научный форум) в Йоханнесбурге (ЮАР),
прошедшем в 2002 году. На саммите были обсуждены
успехи и проблемы на пути к устойчивому
развитию за десятилетний период и определены
перспективные области для дальнейшей
реализации принципов «Повестки на XXI
век». На саммите был принят План реализации
выполнения решений и Йоханнесбургская
декларация. Для разработки плана эффективного
внедрения принципов Повестки в будущем
участниками саммита были определены
следующие приоритетные области работы:
бедность;
вода и санитария;
энергетика;
изменение климата;
природные ресурсы и биоразнообразие;
торговля и глобализация;
загрязняющие вещества.
Эффективным инструментом реализации
принципов устойчивого развития на локальном
уровне являются Местные повестки. В качестве
одного из путей достижения устойчивого
развития в решениях Конференции ООН 1992
года в Рио-де-Жанейро была провозглашена
разработка и реализация Местных повесток
на XXI век (МП21), то есть местных или локальных
стратегий устойчивого развития.
Документ Хартия Земли появился
на свет в результате шестилетнего международного
диалога с целью выработки общечеловеческих
целей и общих ценностей. Он был подготовлен
по инициативе гражданского сообщества
и был официально принят на собрании Комиссии
Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в Париже,
в марте 2000 года. Миссией Хартии Земли
является пропаганда перехода к устойчивому
образу жизни и формированию глобального
сообщества, основанного на общих этических
устоях, включающих в себя уважение и заботу
о всём сообществе живого, принципы экологической
целостности, всеобщие права человека,
уважение к культурному разнообразию,
экономическую справедливость, демократию
и культуру мира.
Вопрос 29: Сущность, общие понятия
и состав совокупного экономического потенциала национальной
хозяйственной системы страны
Совокупный
экономический потенциал национальной
хозяйственной системы любой страны можно
определить как обобщающую количественно-качественную
характеристику наличия и использования
всех видов ресурсов, которыми располагает
страна в процессе достижения целей и
решения задач в области экономического
и социального прогресса, стоящих в конкретный
период ее развития.
Способы определения
качественно-количественных характеристик
совокупного экономического потенциала
национальной хозяйственной системы страны
объединяют два общих подхода.
Первый подход состоит в оценке ресурсов,
которыми располагает национальная экономика.
Второй подход состоит в определении
возможного экономического результата
от использования всей массы ресурсов
(природных, трудовых, финансовых и т.д.),
вовлекаемых в хозяйственный оборот в
том или ином периоде, в условиях, определяющих
доступность и эффективность использования
ресурсов.
Совокупный экономический
потенциал национальной хозяйственной
системы страны принято рассматривать
со следующих позиций:
с позиций его натурально-вещественного
состава, то есть, в наборе ресурсов, включаемых
в состав совокупного экономического
потенциала национальной хозяйственной
системы страны;
с точки зрения его настоящего
состояния, а так же перспектив развития
и использования;
со стороны организационных
форм управления этим потенциалом, а также
отраслей национальной экономики и экономики
регионов страны;
с позиций отдельных его составляющих,
расположенных и функционирующих как
на собственной территории, так и на территориях
других стран;
с позиций вклада отдельных
организационно-правовых форм хозяйствования,
предусмотренных законодательством страны
и не противоречащих закону, в итоговые
результаты хозяйствования в стране, в
процесс поиска, добычи, транспортировки,
переработки, производства, потребления
и накопления всех видов ресурсов.
В составе факторов, влияющих
на размер и структуру совокупного экономического
потенциала национальной хозяйственной
системы страны, его динамику в каждом
конкретном периоде, можно выделить следующие:
-объем и доступность
располагаемых ресурсов экономики;
-достигнутый страной
уровень развития технического
прогресса, определяющий качество
и производительность технической
базы экономики;
-накопленный страной
потенциал в области прикладных
и фундаментальных научных исследований,
уровень подготовки кадров –
потенциала нации, определяющий
качество трудовых ресурсов страны.
Взаимосвязанное действие
этих факторов ведет к тому, что в составе
совокупного экономического потенциала
национальной хозяйственной системы страны
формируется целая система потенциалов,
включающая отдельные стороны (элементы)
воспроизводственного процесса, факторы
экономического роста (труд, капитал, природные
ресурсы и т.д.)