Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:35, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: Система региональных рынков и ее состав. Региональный рынок средств производства.

Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;

Файлы: 1 файл

госс.docx

— 400.25 Кб (Скачать файл)

Минрегион России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право осуществлять контроль и надзор за выполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий.

 

 

 

Вопрос 26: Управление устойчивым развитием территорий

 

Устойчивое развитие – это новая парадигма развития человечества, отражающая осознание жизненной важности системного подхода, объединяющего экономические, экологические и социальные компоненты, в выборе и реализации сценариев развития.

В современных условиях проблемам, вызывающим неустойчивость развития относятся: рост населения Земли; рост отходов жизнедеятельности человека; нерациональное использование энергии и ресурсов вообще; рост потребления; социальные дисбалансы в распределении доходов и возможностях участия в принятии решений; уничтожение биологического и культурного разнообразия; бедность. Устойчивое развитие (англ. sustainable development) - гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие.

Устойчивое развитие территории отражает способность экономики территории противостоять внешним и внутренним воздействиям и развиваться преимущественно за счет внутренних источников. Для обеспечения эффективности управления устойчивостью очень важно соблюдение следующих условий: непрерывность управления; исключение ошибок в оценке состояния объекта управления; исключение задержек в оценке состояния объекта управления; четкость и последовательность действий персонала.

Разработка политики устойчивого развития территорий должна основываться на следующих подходах регионального социально-экономического развития:

  • обеспечение территориального единства посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности;
  • повышение изученности природных ресурсов;
  • освоение новых сырьевых баз, повышение уровня обеспеченности территории ресурсами;
  • формирование новых промышленных очагов;
  • создание регулируемой системы городов и сельских поселений, включая совершенствование их хозяйственных взаимоотношений;
  • формирование сбалансированной межрегиональной инфратруктурной системы (транспорт, связь, энергомагистрали);
  • развитие информационных технологий, совершенствование доступа к использованию информации;
  • предотвращение (ограничение) различных видов ущерба, наносимого хозяйственным развитием окружающей среде;
  • приумножение культурного наследия народов - фактора территориального развития;
  • развитие безопасной добычи и использование природных ресурсов;
  • поощрение высококачественного отечественного и международного устойчивого туризма в рамках безопасности экосистемы территорий;
  • ограничение последствий природных катастроф.

В настоящее время не существует четкой классификации видов устойчивости. Однако с позиций системного подхода можно выделить следующие виды устойчивости:

  • организационную устойчивость;
  • финансовую устойчивость;
  • экологическую устойчивость;
  • организационно-экономическую устойчивость;
  • устойчивость работы персонала;
  • структурную устойчивость;
  • устойчивость техники;
  • технологическую устойчивость;
  • социально-психологическую устойчивость;
  • коммуникационную устойчивость;
  • инновационную устойчивость;
  • устойчивость внешних связей и т.п.

 

 

Вопрос 27: Цели, принципы и методы устойчивого развития

 

Устойчивое развитие базируется на трех составляющих: социальная сфера, экономика и окружающая среда, к которым добавляется еще одно основание – институциональная сфера. Она включает законодательные акты и организационные структуры, целью которых является поддержка  процессов устойчивого развития на всех уровнях. Управление устойчивым развитием территорий направленно на достижение следующих целей:

  • экологических (поддержка уровня продуктивности экосистем и сохранение биоразнообразия);
  • экономических (удовлетворение базовых потребностей общества, создание механизмов справедливого распределения ресурсов, увеличение производства общественно полезных товаров и услуг);
  • социальных (культурный плюрализм, институциональная устойчивость, социальная справедливость, участие всех групп населения в процессе принятия решений).

К принципам управления устойчивым развитием территорий относятся:

  • природоохранный императив;
  • системность (комплексный взгляд на проблему, выработка планов действий и их реализация с учетом экономической, экологической и социальной составляющих);
  • целевая ориентация;
  • процессуальность (понимание стратегии устойчивого развития как процесса активных долгосрочных действий, а не просто разработка документа с таким названием);
  • партнерство (совместная работа всех участников процесса устойчивого развития, включая представителей государственных и местных органов власти, бизнеса, общественных организаций, научного сообщества);
  • равенство поколений (улучшение качества человеческой жизни для нынешнего и будущего поколений);
  • открытость и прозрачность планов и действий в рамках процесса устойчивого развития.

Основными методами управления устойчивым развитием территорий можно назвать следующие:

  • Изменение структур производства в направлении использования альтернативных производств и технологий, уменьшающих негативное воздействие экономики на окружающую среду (развитие наукоемких технологий, альтернативной энергетики, использующей возобновляемые энергетические ресурсы, внедрение чистого производства, органического земледелия, экологического домостроения);
  • Использование местных возобновляемых ресурсов;
  • Сокращение транспортного загрязнения, в том числе путем рационализации расселения и городской планировки, размещения производства,
  • Развития общественного и велосипедного транспорта, - замены транспортных потоков информационными;
  • Построение и реализация государственных и местных планов развития, ориентированных на цели и принципы устойчивого развития;
  • Изменение стереотипов потребления в направлении рационализации материального потребления, распространения и придания высокого социального статуса экономному отношению к потреблению ресурсов;
  • Распространение устойчивых практик в быту;
  • Использование потенциала международного сотрудничества в области устойчивого развития, применение передового опыта экономически развитых стран, распространение передовых техник и технологий, развитие приграничного сотрудничества и международных связей по линии городов-побратимов.

 

 

Вопрос 28: История возникновения и перспективы развития идеи устойчивого развития

Концепция устойчивого развития в 1970-е годы стала логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития к вопросам ограниченности природных ресурсов, загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека. В этот период были созданы международные неправительственные научные организации по изучению глобальных процессов на Земле: Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, Всесоюзный институт системных исследований в СССР. Конференция в Стокгольме ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем стало возможным после проведения в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде и создания Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Начала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая - министерства и ведомства по окружающей среде.

В 1980 году впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранения природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы.

На Всемирном саммите по устойчивому развитию (межправительственный, неправительственный и научный форум) в Йоханнесбурге (ЮАР), прошедшем в 2002 году. На саммите были обсуждены успехи и проблемы на пути к устойчивому развитию за десятилетний период и определены перспективные области для дальнейшей реализации принципов «Повестки на XXI век». На саммите был принят План реализации выполнения решений и Йоханнесбургская декларация. Для разработки плана эффективного внедрения принципов Повестки в будущем участниками саммита были определены следующие приоритетные области работы:

  • бедность;
  • вода и санитария;
  • энергетика;
  • изменение климата;
  • природные ресурсы и биоразнообразие;
  • торговля и глобализация;
  • загрязняющие вещества.

Эффективным инструментом реализации принципов устойчивого развития на локальном уровне являются Местные повестки. В качестве одного из путей достижения устойчивого развития в решениях Конференции ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро была провозглашена разработка и реализация Местных повесток на XXI век (МП21), то есть местных или локальных стратегий устойчивого развития.

Документ Хартия Земли появился на свет в результате шестилетнего международного диалога с целью выработки общечеловеческих целей и общих ценностей. Он был подготовлен по инициативе гражданского сообщества и был официально принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в Париже, в марте 2000 года. Миссией Хартии Земли является пропаганда перехода к устойчивому образу жизни и формированию глобального сообщества, основанного на общих этических устоях, включающих в себя уважение и заботу о всём сообществе живого, принципы экологической целостности, всеобщие права человека, уважение к культурному разнообразию, экономическую справедливость, демократию и культуру мира.

 

Вопрос 29: Сущность, общие понятия и состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны

 

Совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы любой страны можно определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает страна в процессе достижения целей и решения задач в области экономического и социального прогресса, стоящих в конкретный период ее развития.

Способы определения качественно-количественных характеристик совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны объединяют два общих подхода.

Первый подход состоит в оценке ресурсов, которыми располагает национальная экономика. 

Второй подход состоит в определении возможного экономического результата от использования всей массы ресурсов (природных, трудовых, финансовых и т.д.), вовлекаемых в хозяйственный оборот в том или ином периоде, в условиях, определяющих доступность и эффективность использования ресурсов.

Совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны принято рассматривать со следующих позиций:

  1. с позиций его натурально-вещественного состава, то есть, в наборе ресурсов, включаемых в состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны;

  1. с точки зрения его настоящего состояния, а так же перспектив развития и использования;

  1. со стороны организационных форм управления этим потенциалом, а также отраслей национальной экономики и экономики регионов страны;

  1. с позиций отдельных его составляющих, расположенных и функционирующих как на собственной территории, так и на территориях других стран;

  1. с позиций вклада отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны и не противоречащих закону, в итоговые результаты хозяйствования в стране, в процесс поиска, добычи, транспортировки, переработки, производства, потребления и накопления всех видов ресурсов.

В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить следующие:

-объем и доступность  располагаемых ресурсов экономики;

-достигнутый страной  уровень развития технического  прогресса, определяющий качество  и производительность технической  базы экономики;

-накопленный страной  потенциал в области прикладных  и фундаментальных научных исследований, уровень подготовки кадров –  потенциала нации, определяющий  качество трудовых ресурсов страны.

Взаимосвязанное действие этих факторов ведет к тому, что в составе совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны формируется целая система потенциалов, включающая отдельные стороны (элементы) воспроизводственного процесса, факторы экономического роста (труд, капитал, природные ресурсы и т.д.)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"