Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 100 вопросов по дисциплине "Экономика".
При сдельной форме оплаты труда заработная плата начисляется по установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции. Сдельная форма оплаты труда целесообразна, когда:
• имеются обоснованные нормы выработки;
• возможен достоверный учет результатов труда;
• перевыполнение норм возможно без нарушения технологического процесса;
• четко организовано обслуживание рабочих мест.
Сдельная оплата труда
стимулирует повышение
Однако при сдельной оплате труда есть опасность снижения качества продукции, нарушения режимов технологических процессов, нарушения требований техники безопасности, перерасхода материальных ресурсов.
Сдельная форма оплаты труда имеет следующие системы:
прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная, косвенно-сдельная и др.
При прямой сдельной системе оплаты труда заработок начисляется путем умножения количества изготовленной продукции (выполненных работ) на установленную расценку. Расценка за единицу выполненной работы или изготовленной продукции (Р) определяется по формуле:
Р = т • Нвр,
где т - часовая тарифная ставка разряда выполняемой работы, руб.;
Нвр - норма времени за единицу продукции (работ), ч.
При сдельно-прогрессивной оплате труда объем продукции, произведенный в пределах установленной нормы выработки, оплачивается по прямым сдельным расценкам, а сверх нормы -по повышенным расценкам.
При сдельно-премиальной оплате труда заработок состоит из оплаты по прямым сдельным расценкам и премии за выполнение и перевыполнение количественных и качественных показателей.
При косвенно-сдельной оплате труда заработная плата работника зависит от результатов труда тех рабочих, которых он обслуживает.
При аккордной системе размер оплаты труда устанавливается за весь объем работ.
Повременной называется такая форма оплаты труда, при которой заработная плата начисляется работнику по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное на производстве время. Повременная форма оплаты труда имеет две наиболее распространенные системы: простая повременная и повременно-премиальная.
При простой повременной системе работник получает полную тарифную ставку (оклад) при 100% выполнении индивидуального задания. При неполном выполнении задания оплата соответственно уменьшается, но при этом она не может быть ниже установленной минимальной заработной платы.
При повременно-премиальной системе оплаты труда работник сверх оплаты в соответствии с отработанным временем и тарифными ставками (окладом) получает премию за достижение определенных количественных и качественных показателей.
Все расходы предприятий,
связанные с производственно-
Виды затрат |
Характеристика |
В зависимости от участия в технологическом процессе, по своей экономической роли | |
Основные |
Непосредственно связанные с технологией производства данного предприятия |
Накладные: а) общехозяйственные (цеховые) б) общехозяйственные (по предприятию в целом) |
Связанные с управлением и обслуживанием производства. Они «накладываются» дополнительным «грузом» на себестоимость |
В зависимости от времени | |
Расходы будущих периодов |
Это такие расходы, которые хотя и возникают в данный период, но подлежат отнесению на себестоимость продукции по частям в течение установленного срока, например, по освоению новых видов продукции, произведенные за счет себестоимости |
Расходы текущего периода |
Связанные с производством и реализацией данного периода |
Предстоящие расходы |
Включаются в себестоимость отчетного периода путем резервирования, например, расходы по оплате отпусков, постояные расходы сезонных производств |
По составу | |
Одноэлементные |
Стоящие из одного элемента, например, сырья, материалов и т.д. |
Комплексные |
Совокупность разнородных затрат, например, расходы по содержанию и
эксплуатации машин и
оборудования |
По способу включения в себестоимость (затраты по отношению к изделию) | |
Прямые |
Расходы по производству конкретного вида продукции, которые переносятся на основании первичных документов на счет производства (например, металл, заработная плата рабочих) |
Косвенные |
Связанные с выпуском
нескольких видов продукции, включаются в себестоимость
с помощью специальных расчетов (например,
определяют их общую сумму за |
В зависимости от объема произведенной продукции (очень часто совпадают с прямыми и косвенными) | |
Условно-переменные |
Увеличиваются или уменьшаются пропорционально иизменению объема производства (сырье, вспомогательные материалы и др.) |
Условно-постоянные |
Не зависят или зависят в незначительной степени от общего объема производства (например, амортизация и др.) |
По эффективности (все затраты, включаемые в цеховую себестоимость, являются производственными затратами, но делятся по эффективности) | |
Производительные (общественное обходимые) |
|
Непроизводительные |
Потери от брака, простои, порча, перерасход материалов |
По участию в процессе производства | |
Производственные |
|
Коммерческие |
Расходы на реализацию |
Деление видов себестоимости по охвату затрат представляется следующим образом | |
Прямые затраты |
Технологическая себестоимость |
Косвенные затраты |
Цеховая себестоимость |
Общезаводские затраты |
Производственная себестоимость |
Внепроизводственные затраты (на реализацию) |
Полная себестоимость |
Важнейшим инструментом
управления производственной деятельностью
являются
организационно-
Любое управленческое решение не может реализоваться само по себе, необходимы соответствующие организационные мероприятия.
Административные методы основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций. Они позволяют оперативно влиять на ход событий в процессе управления, являются средствами волевого и конкретного воздействия (определяют цели, задачи, порядок и сроки выполнения задач, ресурсы и условия), установления и поддержания дисциплины и порядка в рабочем процессе. Для административных методов управления также характерны: прямое и быстрое воздействие на управляемый объект; обязательность выполнения решения; защита прав подчиненных, осуществляемая вышестоящим органом, а в случаях необходимости — судом или арбитражем.
Организационно-
Организационные методы связаны с постоянным совершенствованием механизма и структуры управления и основаны на использовании административных актов и норм, направленных на формирование устойчивых организационных отношений. Они обеспечивают взаимодействие всех элементов системы управления, ее стабильность.
В зависимости от степени жесткости выделяют три вида организационного воздействия: регламентирование, нормирование, инструктирование.
Регламентр-е – жесткие, нарушать нельзя. Нормиров-е – все виды норм. Инструктирование – инструкции на предмет к/л вида деятельности.
Распорядит-е методы бывают единоличные (приказ) и массовые (собрания, совещания, планёрки, комиссии)
Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйственной деятельности, ориентирующих сельскохозяйственные предприятия и их работников в нужном для общества направлении посредством экономических рычагов и стимулов.
Сист планир-я, мат стимулирования, хоз расчёт, система анализа.
Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т. д.
Социально-психологические методы — это социальная политика предприятия, определяющая взаимоотношения между работниками, микроклимат в коллективе. Они включают широкий круг проблем теории и практики управленческой деятельности:
управление групповой деятельностью и динамикой коллектива;
взаимодействие коллектива и личности;
мотивацию и стимулирование;
психологию принятия решений;
социально-психологический климат;
стиль управленческой деятельности;
теорию конфликтов и проблемы ведения переговоров.
В теории управления человек рассматривается как элемент и ресурс организации, основа ее существования и развития.
Социально-психологические методы управления основаны на нравственных ценностях. Они вырабатываются применительно к условиям определенной культуры, отражают ее систему ценностей и нормы поведения: индивидуальные и групповые интересы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивацию и управление поведением человека. В результате автоматический перенос их в другие условия неэффективен, а часто и невозможен. Методы вознаграждения, стимулирующие индивидуальную производительность, не дадут положительного результата в коллективистском обществе; методы повышения эффективности работы предприятия, основанные на конфронтации, нельзя использовать там, где в число основных ценностей входят гармония и отсутствие конфликтов; методы решения проблем, построенные на демократических принципах, сложно применять в традиционно автократической культуре; матричная система организации не может работать эффективно в условиях, когда люди высоко ценят единоначалие и предпочитают получать приказы от одного представителя власти.
Власть – умение навязывать свою волю независимо от чувств, желания и способности подчинённых. Власть – уровень влияния лица А на лицо В т.е. степени зависимости лтца В от лица А (з/п, движ по карьерной лестнице) Чтобы обладать властью необх держать в руках что-то , имеющее значение для подчинённых (потребности) Все формы влияния побуждают людей сполнять желание рук-ва. Формы власти: 1. основанная на принуждении и 2. основ на вознаграждении 3. Экспертная власть – т.е. исполнитель верит, что рук-ль обладает знаниями. 4. Эталонная власть (власть примера) 5. Законная власть.
Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности или группы,направляя их усилия на достижение целей орг-ии. Власть – возможность влиять на поведение других.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления, к ним относятся:
- прогнозирование и планирование;
- организация работы;
- мотивация;
- координация и регулирование;
- контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными, их типовой состав:
- перспективное и текущее
экономическое и социальное
- организация работ по стандартизации;
- учет и отчетность;
- экономический анализ;
- техническая подготовка производства;
- организация производства;
- управление технологическими процессами;
- оперативное управление производством;
- метрологическое обеспечение;
- технологический контроль и испытания;
- сбыт продукции;
- организация работы с кадрами;
- организация труда и заработной платы;
- материально-техническое снабжение;
- капитальное строительство;
- финансовая деятельность.
Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления.
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности. Пр управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:
- выбор технологического процесса;
- планирование программы производства;
- планирование последовательности производства (оперативное планирование);
- формирование производственных систем (систем оборудования);
- содержание и эксплуатация оборудования;
- организация материально-
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:
- организация инновационного процесса;
- выбор и реализация стратегии НИОКР;
- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;
- внедрение результатов НИОКР;
- защита результатов НИОКР.
Реализация функций в области маркетинга включает:
- организацию сбора
и обработки маркетинговой инфо
- выбор целевых рынков и их сегментирование;
- применение маркетинговых решений по продукту;
- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;