Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 100 вопросов по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

шпора на госы по экономике.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

При расчете эффективности реализованных мероприятий по рационализации управления требуется проверить, действительно ли достигнутые показатели являются результатом этих мероприятий, так как совпадение во времени осуществления тех или иных мероприятий с изменением производственных показателей не всегда служит доказательством связи между ними. На основе тщательного анализа необходимо элиминировать влияние факторов, от которых данные показатели не зависят.

Для определения эффективности  управления и мероприятий по его совершенствованию принят ряд методических подходов, в которых рассматриваются отдельные вопросы, но не дается всесторонний анализ: оценка капиталоемких мероприятий, выбор наиболее эффективного варианта; нормативный метод; метод экспертных оценок; эмпирические формулы; коэффициенты, характеризующие состояние системы управления; информационный подход; синтетические показатели и др.

 

Вопрос 9. Сущность, функции  и виды планирования

 

Планирование  — это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.

Результатом планирования является план или система планов. Главная цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.

Основные элементы планирования на предприятии следующие:

прогнозирование концептуальных перспективных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Как элемент внутрипроизводственного планирования прогнозирование непосредственно связано с маркетингом и принимает форму рыночной стратегии предприятия;

постановка задач планирования на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения;

корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации программы, поставок, производственных и сбытовых операций;

составление бюджетов, или смет затрат материалов, капитальных вложений, поступлений и расходования наличных денег и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и исполнителей, ответственных за определенные операции;

конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации принятых решений в отдельных звеньях предприятия.

Виды планирования можно квалифицировать по ряду признаков: временной горизонт, функциональный отдел, иерархия управления, иерархия планирования.

Длительность времени, на которое  составляется план, называется временным горизонтом. Начало плана совпадает с началом реализации плана. Конец реализации плана может наступить также и до окончания плана. С учетом временного горизонта (В) различают:

краткосрочное планирование (приблизительно В < 1 год),

среднесрочное планирование (приблизительно 1 < В < 5 лет),

долгосрочное планирование (приблизительно В > 5 лет).

Сроки планов зависят  от качества прогнозов, от объекта планирования, от планирующего предприятия и от отрасли. Кроме того, жизненный цикл продукта, состояние НИОКР, а также  возможность замены продукции влияют на сроки планирования.

По признаку функционального  отдела, с которым соотносится  планирование, можно, например, различать: планирование сбыта, планирование производства, планирование хранения, планирование снабжения, планирование финансов, планирование инвестиций.

Признак иерархии руководства ведет к разграничению общего планирования, планирования по отделам, планирования рабочих мест, а также к дальнейшей дифференциации с организационно-структурной точки зрения.

Признак иерархии планирования относится к тому, что отдельные  планы предприятия могут находиться в отношении соподчиненности друг к другу. При этом один план считается вышестоящим, если он очерчивает рамки действий, в которых должен быть сформулирован другой (нижестоящий) план. В теории планирования принято различать по признаку иерархии планирования три уровня:

стратегический (высший),

тактический (средний),

оперативный (низкий).

Планиров-е явл-ся первой и важнейшей ф-ей системы управления.

К основным функциям планирования производственно-хозяйственной деятельности относятся:

1 Анализ конъюнктуры  рынка и оценка производственного  потенциала фирмы на предмет  выявления способности выпускать  продукцию, соответствующую уровню, качеству, конкурентоспособности сложившимся на рынке и пользующимся спросом.

2.  Разработка планов производства и продаж продукции и обоснование их ресурсами, производственными мощностями.

3.  Маркетинговое планирование  формирования спроса и стимулирования сбыта, рекламы и материально-технического снабжения.

4.  Планирование инновационной  деятельности по внедрению в производство новейших достижений науки, техники, технологии и их коммерциализация. Это позволит обновить ассортимент, качество, конкурентоспособность выпускаемой продукции, повысить производительность труда, снизить непроизводительные потери, затраты, ресурсы и сверхнормативные отходы сырья, материалов, которые в совокупности обеспечат снижение ресурсоемкости, себестоимости продукции и рост эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

5.   Планирование  повышения эффективности производства, обеспечивающее рост объемов производства, продаж продукции, и эффективное использование производственных ресурсов.

6.  Планирование труда  и социального развития работников  предприятий и защиты окружающей среды.

7.  Планирование финансов  и инвестиций.

8.  Контроль хода  выполнения плана, его корректировка  при появлении диспропорций, недостаточной  мотивации и т.п

У современных предприятий, крупных фирм, концернов и других хозяйствующих субъектов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, появляется объективная необходимость проявления функции планирования внешнеэкономических связей.

 

 

 

 

Вопрос 10. Основные принципы и методы планирования

 

Планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов, т.е. правил формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Основными из них являются: научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.

Принцип научности реализуется  в том, что плановые документы  должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП.

Принцип социальной направленности планирования подразумевает первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей.

Принцип повышения эффективности  производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции. Важны при планировании такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и т.д.

Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долей добавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.

Приоритет общественного  развития должен господствовать при  составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.

Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существу является продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное внимание уделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.

Основными применяемыми на практике методами планирования являются балансовый, нормативный, экономико-математические и экспертных оценок. Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов и потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов. Нормативный метод состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции. В планировании производственно-хозяйственной деятельности среди экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственных функций, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизационных расчетов с использованием электронно-вычислительной техники выбирать наиболее приемлемые варианты планов по различным заданным критериям.

Метод экспертных оценок заключается в том, что эксперты соответствующей области независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант плана и передают его для дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию (метод Дельфи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 11. Система планов предприятия и их взаимосвязь.

 

В условиях относительно стабильной внешней среды используют стандартную систему планов предприятия.

Годовой план производственного  предприятия обычно составляется в  виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности.

Он состоит из следующих взаимосвязанных разделов:

- план маркетинга,

- производственная программа,

- техническое развитие  и организация производства,

- повышение экономической  эффективности производства,

- нормы и нормативы,

- капитальные вложения  и капитальное строительство,

- материально-техническое  обеспечение,

- труд и кадры,

- себестоимость, прибыль  и рентабельность производства,

- фонды экономического  стимулирования,

- финансовый план,

- план охраны природы  и рационального использования  природных ресурсов,

  • социальное развитие коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 12. Стратегическое планирование на предприятии и его содержание

 

Стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период. Оно является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

Стратегический план разрабатывается на срок от 5 до 15 лет.

Стратегическое (перспективное) планирование включает в себя три взаимосвязанные задачи:

• определение миссии предприятия;

• представление миссии в виде долго- и краткосрочных  задач;

• выработку стратегии  достижения поставленных целей.

Основополагающей формой стратегического планирования является генеральное целевое планирование, которое включает определение генеральных, стратегических и оперативных целей предприятия, а также вытекающих из них целей-действий.

Генеральное целевое  планирование предполагает:

• анализ окружающей среды (внешняя среда и внутренние возможности предприятия);

• определение политики предприятия (целеполагание);

• формулирование стратегии  и выбор альтернатив (стратегии  маркетинга, производства, организационных  изменений, финансовая, социальная, экологическая и др.).

Исходя из определения генерального целевого планирования стратегический план предприятия может включать следующие разделы:

1. Цели и задачи  предприятия.

2. Текущая деятельность  предприятия и долгосрочные задачи.

3. Базовая стратегия  предприятия и ее альтернативы.

4. Функциональные стратегии.

5. Наиболее значимые  проекты.

6. Описание внешних  операций.

7. Капиталовложения и  ресурсное распределение.

8. Возможные риски.

9. Приложения: расчеты,  справки, деловая документация, в  том числе укрупненные показатели объема продаж, прибыли, денежных потоков и пр.

Разделы стратегического  плана могут совпадать с разделами  среднесрочного и краткосрочного планов. Однако методы разработки стратегического плана отличаются степенью укрупнения показателей, подробностью разработок.

В систему стратегического планирования также входит планирование полей бизнеса. Стратегические поля бизнеса — это сегменты рынка, например отдельные продукты, продуктовые группы и продуктовые программы, с соответствующим потенциалом, со своими шансами и рисками, сильными и слабыми сторонами, с собственными целями, как монетарными (оборот, денежные потоки, прибыль), так и немонетарными (численность персонала).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"