Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 100 вопросов по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

шпора на госы по экономике.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Экономическая М: является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.

Источники монополий:

Экономисты насчитывают 4 фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все 4 способствуют тому, что нек-я фирма стан-ся М.

1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.

2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).

Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.

Рынок, который обслуживается  с наименьшими затратами одной  фирмой, носит название естественной монополии.

Но падение кривой долгосрочных средних издержек возможно даже при отсутствии экономии, обусловленной ростом масштаба производства. Это может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно падает, а выпуск промышленной продукции расширяется. Отметим, однако, с осторожностью, что этот случай не принадлежит к числу тех, которые способствуют становлению естественной монополии. Цены на вводимые ресурсы в рассматриваемом случае зависят от уровня выпуска продукции отраслью, а не от уровня выпуска продукции какой-либо одной фирмой.

Строго говоря, не наклон кривой долгосрочных средних издержек определяет, имеем ли мы дело с естественной монополией, а эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная ростом масштаба производства. При фиксированных ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение один к одному между эффектом масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с изменением уровня выпуска продукции в отраслевом масштабе, такое производство уже не является монополией.

3. Патенты.

В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также издержки, связанные с использованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С точки зрения повышения прибылей патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств в солидных исследовательских лабораториях.

4. Государственные лицензии или привилегии.

На многих рынках закон  не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные  лицензии.

В подобных случаях государственная  лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.

Типы монополий:

Современная экономическая  теория выделяет три типа монополий:

монополия отдельного предприятия;

монополия как соглашение;

монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4. Особенности  формирования спроса и предложения на рынках факторов производства.

 

Факторы пр-ва - это производительные силы, к-е участвуют в создании жизненных благ, используемых обществом для удовлетворения своих потребностей.

Факторы пр-ва можно разделить  на два вида: личный фактор работники, и вещественный фактор средства производства. Для согласованного функционирования факторов производства необходимо использовать их в правильных количественных соотношениях. Необходимо найти такое соотношение этих факторов, которое позволит извлечь наибольшую выгоду из их использования. Т.е, нужно определить такое сочетание факторов производства, при котором издержки предприятия были бы минимальными, а эффективность производства максимальной. Это сочетание постоянно меняется в результате изменения цен на факторы производства.

Рынок труда (рабочей  силы) позволяет ее свободную продажу по рыночной цене, которая представляет собой цену соглашения между поставщиком рабочей силы и нанимателем с учетом предусмотренного законом минимальной заработной платы. Инструментом, регулирующим отношения в условиях рынка между работником и нанимателем, является добровольно заключаемый контракт. В процессе функционирования рынка труда взаимодействуют рыночный спрос на трудовые услуги и рыночное предложение услуг труда. Под рыночным спросом на трудовые услуги понимают совокупный, общий объем спроса на эти услуги при определенной цене со стороны всех предприятий. Под рыночным предложением услуг труда понимают совокупный объем предложения этих услуг при определенной цене всеми работниками.

Рынок труда - рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на труд и предложения трудовых услуг формируется цена на трудовые ресурсы. Существует ряд факторов, которые влияют на уровень спроса на трудовые услуги и их предложение.

Спрос на трудовые услуги изменяется под воздействием следующих  факторов: уровень цен на трудовые услуги; спрос на продукцию, произведенную при помощи трудовых услуг; цены и объемы предлагаемых ресурсов-заменителей труда; технологические изменения.

Изменения в предложении  трудовых услуг могут вызвать  такие факторы как: численность  работников, предлагающих свой труд; численность  населения; физические способности работников; альтернативная стоимость наемного труда; доступность других источников дохода, помимо заработной платы.

Труд можно разделить  на несколько видов в зависимости  от его количественных и качественных характеристик: квалифицированный и неквалифицированный, простой и сложный, мужской, женский и детский. На всех этих рынках уровень оплаты труда дифференцирован.

Рынок труда связан с  проблемой занятости. При превышении предложения трудовых ресурсов над  спросом на них, на рынке труда  присутствует безработица, то есть проблема с излишней рабочей силой. Возникает ситуация неполной занятости.

Выделяют рынок капиталов и рынок природных ресурсов. Под капиталом понимают созданные людьми ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг, то есть они не могут удовлетворять потребности человека непосредственно. Капитал обладает рядом свойств: свойством увеличения, прироста капитала по отношению к первоначальной величине; воспроизводимостью капитала, сохранностью капитала.

На рынке капиталов  происходит организация купли-продажи  средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования. Спрос на капитальные средства будет существовать тогда, когда доход от вложения в них будет превышать процент от владения ценными бумагами. Если величина процента снижается, то спрос на средства производства растет. Также рынок капиталов характеризуется его высокой неоднородностью и большим разнообразием товаров. Рынок капиталов отличается большими масштабами объектов этого рынка и их стоимости. Этот рынок можно разделить на две части:

1. Рынок средств производства. К нему относятся: оборудование, средства труда, производственные здания, сооружения и т.п.

2. Рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, с использованием  которых и применением средств  труда производится продукт.

"Рынок ресурсов  определяют как рынок, на котором  домохозяйства продают экономические ресурсы, а фирмы покупают эти ресурсы" . Цены на эти ресурсы определяются путем взаимодействия предложения ресурсов домохозяйствами и спросом на них со стороны предприятий. Закон спроса действует и на рынке ресурсов, то есть чем ниже цена на конкретный ресурс, тем спрос на него выше. Рынок ресурсов включает в себя: природные, людские и созданные человеком ресурсы. Природные ресурсы экономисты объединяют в понятии земля. Они включают все природные блага, естественные ресурсы, которые человек может использовать в производстве. Например, водные ресурсы, земельные, различные месторождения полезных ископаемых, леса. Владельцы природных ресурсов предоставляют их на ресурсный рынок для получения денежного дохода от их использования в производстве. Основным доходом владельцев природных ресурсов является рента. Важная особенность этих ресурсов заключается в их редкости, ограниченном количестве. Наличие земельных ресурсов, полезных ископаемых и др. ограничено определенным пределом. В свою очередь их редкость ограничивает процесс производства, то есть мы не можем произвести такой объем товаров и услуг, который необходим для удовлетворения наших безграничных потребностей. ТО, предприятие вынуждено принимать решение о том, что производить, а от производства чего отказаться в силу редкости ресурсов. Т.е., оно принимает решение об эффективности использования ограниченных природных ресурсов.

 

Вопрос 5. Инфляция: понятие, показатели, виды

 

Инфляция - изменение, повышение  уровня цен. Под инфляцией обычно понимают обесценение (падение покупательской способности) денег.

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создаёт условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета ( расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объём инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.

Разные школы и разные исследователи различают не менее  десяти видов инфляции (формы инфляции, как правило, образуются в зависимости от факторов ее вызывающих). Например, различают инфляцию:

· связанную с чрезмерной эмиссией наличных денег,

· администрированием издержек производства,

· инфляцию, вызванную  чрезмерными кредитными расходами,

· превышением спроса над предложением,

· ожиданием роста  цен,

· изменением цен на сырье (например, на нефть),

· импортируемую инфляцию,

· связанную с социальными  моментами,

· с ростом цен в  связи с новыми общественными  требованиями к качеству продукции, охране окружающей среды,

· с изменением структуры  производства,

· вызванную ростом налогов  или ростом заработной платы.

Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен.

В зависимости от характера  инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие  типы инфляции:

1. Нормальная инфляция - темпы растут медленно, примерно 3 - 3,5% в год; масштаб инфляции  поддаётся контролю.до 10%

2. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно  невысокие темпы роста цен,  примерно до 20% в год, стоимость  денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

3. Галопирующая инфляция  или латинская (200% год) в отличие  от ползучей становится трудноуправляемой: рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Галопирующая инфляция наблюдалась, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии в 80-х гг. Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных количественных параметров. Инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально- экономической структуры, несхожего механизма регулирования ценовых процессов.

4. Наибольшую опасность  представляет гиперинфляция.  Свыше  200% в год, по амер эк Кэгану  – свяше 50% в месяц. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходиться прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду

Существует несколько  индексов цен.

· индекс потребительских  цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);

· индекс розничных цен  набора из 25 важнейших видов продуктов  питания;

· индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;

· индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).

Выделяют и другие, менее известные индексы цен:

· индекс оптовых цен  производителя;

· дефлятор валового национального  продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.).

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к  сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

Стагфляция – инфл, сопровожд-ся ростом безработицы.

 

Вопрос 6. Безработица: сущность, измерение, виды

 

С экон точки зрения проблема полной занятости закл-ся в достиж-ии рав-ва, сбаллансир-ти численности трудопос населения и кол-ва необходимых для него мест. Нарушение этой пропорции ведёт к образ-ю излишка рабочих мест или к Б. Избежать таких диспроп гос-во может путём прогнозир-я занятостинаселения. Прим-ся стат учёт потребности в труд ресурсах и числ-ти раб силы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"