Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 100 вопросов по дисциплине "Экономика".
Каждая страна стремится препятствовать импорту иностр тов. и одновременно пытается использ. Возм-ти расширения Э, нередко путем применения демпинговых цен. Для борьбы с демпингом страны — участницы ГАТТ разработали специальный кодекс, который был ратифицирован и вступил в силу 1 июля 1968 г. Карательные пошлины используют и в тех случаях, когда одно государство осущ-ет репрессию, дискриминацию или «недружественный акт» против другой страны.
С импортных товаров взимается налог с оборота (например, на предметы роскоши), лицензионные сборы, мелкие статистические сборы за производство операций по досмотру грузов, оформление документов и т.д.
Ввозным таможенным тарифом называют систематизированную сводку таможенных пошлин на все товары, подлежащие обложению при импорте на тер-ю данной страны. В целях унификации таможенных тарифов в основу современной классификации тов. положено соглашение 13 стран (Брюссель, 1951 г.) о введении единой классификац-й схемы, которая основывается на делении товаров по произв-му принципу (товар и сырье определенной отрасли объединены в единый раздел). Ввозная пошлина согласно этим тарифам взимается с так называемой нормальной цены, по которой товар м/б продан при условии свободной конкуренции между покупателем и продавцом в стране покупателя в момент подачи таможенной декларации. Нормальная цена включает первоначальную цену товара плюс расходы, связанные с доставкой товара до таможенной границы.
Таможенные пошлины представляют собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в данную страну, и возмещаются в конечном счете потребителями, то есть они поступают в государственный бюджет и являются значительным источником дохода государства.
Таможенные пошлины делят на ввозные, вывозные и транзитные. Ввозные взимаются с ин тов на погран таможенных пунктах или при выпуске этих товаров с тамож-х складов, распол-х внутри страны. Они явл-ся осн. видом пошлин, их применяют все гос-ва как важнейшее ср-во протекционизма. Они играют важную роль во внешней торговле государств, к-е используют их как орудие борьбы с ин конк и срво, обесп-е монополиям макс прибыль на внутреннем рынке.
Вывозные пошлины взимают при экспорте товаров за границу. В наст время эксп пошлины используют разв-ся страны, к-е обладают монополией в обл. пр-ва и сбыта к/л товара (опиум, пробковая кора, селитра, редкие металлы и др.). Наряду с этим их используют и в качестве источника дохода госбюджета. Экспортную пошлину применяют также в целях сохр-я нац. ресурсов, имея в виду сокращ до опред предела вывоза того или иного товара.
Ряд развив-ся стран отказались от экспортных пошлин, чтобы повысить конкурентосп-ть своих товаров.
Транзитные пошлины взимают за провоз иностранных товаров через таможенную территорию страны.
По цели взимания таможенные пошлины делят на фискальные и протекционистские. Фискальными считают ввозные пошлины, установленные на потребительские товары, которые в данной стране не производят (кофе, вино, апельсины и др.). Они обычно невысокие и входят в стоимость единицы товара.
Размер протекционистских пошлин должен быть таким, чтобы цена импортного товара, включая пошлину, была на уровне или выше цен аналогичного национального товара. В прошлом их называли воспитательными, поскольку они помогали выдерживать конкуренцию с иностранными товарами и развивать соответствующие отрасли национальной промышленности и сельского хозяйства.
Ввозные пошлины на готовые изделия в развитых странах довольно высоки, что значительно удорожает импортные товары и затрудняет их конкуренцию с национальными товарами на внутреннем рынке.
В эпоху относительно
полного насыщения рынка
Специфич-е пошлины взимают с массы, V, штуки товара, цены. Адвалорные пошлины устанавливают в виде % с цены облагаемого товара. Доход от пошлины с цены находится в сильной зависимости от колебаний конъюнктуры. В периоды экон. кризисов пошлины с цены как средство протекционизма теряют эф-ть в странах, не вступивших в фазу кризиса.
В наст. время значительное число стран перешло к взиманию пошлины с цены. Таможенный тариф предусматривает по значительному числу товаров обложение адвалорными и специфическими пошлинами.
Монополис-й протекционизм, явл-ся осн принципом торговой политики, выр-ся в запретах и ограничениях, прим-х в массовом масштабе и в самых разнооб формах. Наиболее распространены следующие виды ограничений: контингентирование ввоза, лицензионный ввоз и вывоз, валютное регулирование, государственные экспортные и импортные монополии, косвенные ограничения.
Контингентирование означает огранич. ввоза товаров опред-м кол-вом или Σ на устан-й период времени. Контингентирование, возникшее как средство защиты, превратилось в одно из важных средств наступательного протекционизма, более действенное, чем пошлины. Оно стало широко исп-ся в качестве орудия давления на другие страны во время торговых переговоров при установлении списка товаров, подл-х ввозу и вывозу.
Предоставление контингентов, расширение их объема производятся обычно в качестве компенсации за встречные уступки. Контингента товаров могут быть изменены лишь при согласии сторон.
Лицензионная система характеризуется тем, что ввоз или вывоз разрешается лишь по получении лицензий. Лицензии выдают правительственные органы отдельным импортерам, монополиям или зарубежным монопольным организациям. Такая система позволяет регулировать и контролировать как импорт, так и экспорт.
Лицензионную систему частично использует государство и в качестве источника фискальных доходов, поскольку при выдаче лицензий взимается лицензионный сбор, в некоторых случаях превышающий таможенную пошлину.
Торговые договоры и соглашения — одно из самых важных средств борьбы за внешние рынки. Это письменные акты, заключенные между суверенными гос-ми в лице правит. органов и регулирующие хозяйственные взаимоотношения физических и юридических лиц, а также правит органов договаривающихся сторон.
Вопрос 11. Рынок капитала. Дисконтирование и инвестиционное решение фирмы
Капитал выступает исходной основой рыночного производства. В широком аспекте под капиталом понимается любой элемент богатства, который приносит его владельцу регулярный доход (ценные бумаги, земля, предпринимательские способности и др.). На рынке факторов производства под капиталом современная экономическая теория понимает физический капитал, который выступает в виде запасов предприятия, оборудования и других производственных ресурсов, которыми владеют фирмы и другие организации. Иначе говоря, капитал включает в себя все созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров.
Капитал как фактор производства характеризуется следующими особенностями:
1. Капитал воспроизводится экономической системой (в отличие, например, от земли, которая является природным фактором).
2. Спрос на капитал зависит от спроса на товары и услуги, производимые с его помощью (если товар какого-либо производителя будет пользоваться повышенным спросом, то и потребность в капитале для него будет возрастать).
3. Принимая решение о привлечении дополнительного капитала, предприниматель должен соотнести доход, полученный от использования этого капитала, с платой за пользование им.
Для производства товаров и услуг предприятия могут использовать собственные ресурсы и заемные ресурсы, приобретаемые на рынке капитала. Рынок капитала — сфера заемного движения денег для приобретения капитальных благ.
Предоставление денег в долг называется выдачей ссуды или кредита. Субъекты, которые берут деньги в долг, называются
заемщиками капитала, а те, кто предоставляют деньги в долг, — кредиторами.
На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько необходимо заплатить за пользование денежными средствами. Она измеряется в процентах, так как и количество, и цена на рынке капитала выражаются в денежных единицах. Ставка процента — это отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.
На рынке капитала взаимодействуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество предоставленных в ссуду денежных средств.
Субъектами спроса на капитал являются фирмы, предприниматели. Капитал пользуется спросом потому, что он производителен, т. е. с его помощью можно произвести продукцию и увеличить доход, поэтому спрос на капитал — это спрос на инвестиционные средства, а не просто на деньги.
Предприятия, фирмы обращаются к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает собственных ресурсов. При этом процент для субъекта спроса на капитал выступает как затраты (издержки).
Цена спроса на капитал определяется исходя из сравнения величины ожидаемого дохода от использования капитала и затрат на его приобретение. Если ожидаемый доход будет выше, чем плата за использование капитала (процент), то предприятие будет брать денежные средства в долг.
Чтобы определить сумму, которую необходимо вложить сегодня, чтобы через определенный период времени получить соответствующий доход, используют следующую формулу:
D0 = Dt, / (1 + r)t,
где D0 — текущая дисконтированная стоимость актива (сумма средств, которую нужно вложить сегодня), Dt — доход, полученный через определенный срок эксплуатации капитального товара, t — число лет его эксплуатации, r — ставка банковского процента.
Данная операция называется дисконтированием или определением чистой производительности капитала. Как видно из формулы, величина современной стоимости платежа находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки и длительности временного интервала.
Первичными субъектами предложения капитала выступают домохозяйства (население), у которых образуются временно свободные («лишние») денежные запасы.
Предлагая капитал, домохозяйства отказываются от самостоятельного альтернативного применения его для потребления за определенное вознаграждение. Поэтому для субъекта предложения капитала процент выступает как доход. Чем выше процентная ставка, тем большее количество индивидов выступят на рынке капитала в качестве продавцов.
Особенностью рынка
капитала является его институциональное
устройство. Субъекты спроса и предложения
капитала готовы взять и предоставить
кредиты на различные сроки и под разные
проценты. Поэтому появляются специфические
организации — посредники, которые облегчают
встречу кредиторов и заемщиков капитала.
Посредники объединяют деньги всех желающих
отдать их в долг под определенные проценты,
а затем предоставляют необходимые суммы
желающим взять кредит предприятиям, фирмам
за плату (в зависимости от срока и суммы
кредита). В качестве посредников могут
выступать банки, пенсионные фонды, страховые
учреждения и т.д. Все они функционируют
ради получения прибыли, которая представляет
собой разницу между ставками процентов
для кредиторов и заемщиков, обеспечивая
при этом относительную безопасность
хранения сбережений кредиторов и удобство
получения ссуд для заемщиков.
Вопрос 12. Рынок труда и его модели. Инвестиции в человеческий капитал и эффективная заработная плата.
Рынок труда - рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на труд и предложения трудовых услуг формируется цена на трудовые ресурсы. Существует ряд факторов, которые влияют на уровень спроса на трудовые услуги и их предложение.
Спрос на трудовые услуги изменяется под воздействием следующих факторов: уровень цен на трудовые услуги; спрос на продукцию, произведенную при помощи трудовых услуг; цены и объемы предлагаемых ресурсов-заменителей труда; технологические изменения.
Изменения в предложении трудовых услуг могут вызвать такие факторы как: численность работников, предлагающих свой труд; численность населения; физические способности работников; альтернативная стоимость наемного труда; доступность других источников дохода, помимо заработной платы.
Выделяют две главных функции рынка труда. Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников. Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда. Рынок труда выполняет ряд стимулирующих функций, способствующих развертыванию конкурентоспособности между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышении квалификации и перемены профессии.
Классическая модель конкурентного рынка труда строится на следующих основных принципах: большое число работодателей, представляющих интересы фирм и выражающих спрос на труд; большое число работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение. Поведение субъектов на рынке труда рационально, обусловлено достижением собственных интересов и выгод. Для них нет жестких ограничений по свободному передвижению на рынке труда. Рабочие места, предлагаемые работодателями, и рабочая сила, предлагаемая работниками, однородны. Количество и объем занятости измеряется численностью работников.
Рынок труда характеризуется совершенной конкуренцией, реализуемой через механизм гибких рыночных цен, когда ни отдельные работодатели, ни отдельные работники не могут влиять на рыночную ситуацию в целом; равновесные ставки заработной платы не зависят от поведения отдельных фирм или групп работников, а определяются общей конъюнктурой, т. е. общим взаимодействием всех участников рыночного процесса.
На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона, с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается. Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса. Предложение рабочей силы определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании и достаточного уровня благосостояния с учетом совокупного экономического предложения.