Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 100 вопросов по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

шпора на госы по экономике.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Блок 1

Вопрос 1. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение

 

Эластичность спроса и предложения  - это экономический показатель, характеризующий реакцию, соответственно, спроса и предложения на изменения цен, доходов и некоторых других факторов.

Эластичность спроса относительно цены ЕpD показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Эл спроса по цене Еd=%∆Q/%∆p. Показывает быстроту реакции спроса и предложения на изменение цен.

Спрос называют эластичным, когда  Е >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда Е <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Е = 0 – D не мен-ся при любом ∆p, Е=∞ - D  мен-ся до ∞ при незначит ∆p.

 если бесконечно малое изменение  цены вызывает бесконечное расширение спроса.

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, определяется значением тангенса угла касательной с осью Х.

Значение точечной эластичности обратно  пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1 D2.

Эластичность спроса по цене и совокупная выручка. Совокупная выручка равна  произведению количества проданной продукции на ее цену.

Если спрос по цене эластичный (Е >1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по Цене неэластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки.

Ценовая эластичность, имеет  важное значение для фирм - ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.).               

Факторы, влияющие на эластичность:               

1. Наличие заменителей:  чем больше товаров-субститутов,  тем эластичнее спрос на данный  товар.

2. Удельный вес товара  в бюджете потребителя (обычно  чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является  ли данный товар предметом  роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).

5. Размеры запаса: чем  больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Ожидания потребителя. 

Перекрестная эластичность   - Эластичность спроса на одно благо относительно иен на другое благо называется перекрестной эластичностью:

Если Е > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если Е < 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость.

В современной экономической  науке используется также показатель Е спроса относительно дохода. Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (ЕI < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным.

Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (ЕI > 0), благо является нормальным.

Положение, что  для каждого блага с эластичностью  спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Е < 1), должно существовать благо с ЕI > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Эластичность предложения  по цене - показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены один процент.           

Для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Е = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.                   

В условиях короткого  периода предл. более эластично. Это выражается в том, что повышение  спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода  предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

Теория эластичности имеет важное значение для практического определения экономической политики фирм и значение теории правительства.

 

Вопрос 2. Доход фирмы и ее издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками.

Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль.

Экономические издержки позволяют  понять различие между подходами  бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует  имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает.

Для более детального анализа экономической  деятельности фирмы введем понятия  совокупного, и предельный    среднего и предельного дохода (выручки).

Совокупный доход— это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.

Средний доход — доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене.

Предельный доход  — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции. Если отложить на оси абсцисс количество продукта, а на оси ординат— совокупную выручку (доход), то зависимость дохода от продукции изображается в форме луча, выходящего из начала координат

В теории фирмы важную роль играет фактор времени.

Краткосрочный период — это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.).

Долгосрочный период — это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль — число функционирующих в ней фирм. Долгосрочный период — это период, в течение которого преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. В отличие от кратчайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все параметры производства. Разграничение трех периодов имеет важное значение для анализа издержек и особенностей поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции и других типов рыночных структур.

Издержки производства представляют собой расходы, связанные  с приобретением факторов производства (земли, капитала, труда, в том числе предпринимателей).

Издержки бывают:

Постоянные  издержки — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружении, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Тогда прямая постоянных издержек, представляет собой константу, параллельно оси абсцисс.

Переменные  издержки — это издержки, величина которых изменятся в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда.

По мере достижения оптимальных  размеров производства происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более былого роста издержек по сравнению с ростом производства.

Средние переменные издержки определяются путем деления переменных издержек на объем продукции Они достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер предприятия.

Понятие средних переменных издержек необходимо для определения  эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли. Разграничение постоянных и переменных издержек имеет важное значение для анализа процесса производства и поведения фирмы в условиях разных рыночных структур.

Общие издержки — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период.

Предельные издержки — это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции.

 

Вопрос 3. Монополия: понятие, условия  существования, факторы монопольной власти

 

Монополия- это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополия - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Т.к. конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста  исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего. Характерные черты монополии:

Совершенная монополия (так же, как  и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

монополист является единственным производителем данного товара;

продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;

проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;

степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

Захватить рынок и стать на нем  монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей. Различают барьеры: юрид, ест, экон

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: ест, адм, экон

Естественная М: возникает вследствие объективных причин. Отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Административная  М: возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"