Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 100 вопросов по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

шпора на госы по экономике.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

В совр усл-ях трудовая занятость  базир-ся на след-х принципах:

1. Свободно избранная  З (Конст РФ, 93г, ст 37)- «Труд  свободен, принуд труд запрещён.»незан  не м/б основание для привлеч к отв-ти;

2. Продуктивная занятость.Под З – деят-ть подразум опред доход. Одно из важн условий что работа д/б подходящей (соотв-ет проф пригодности, сост-ю здоровья, транспортной доступностью.

3. Полная занятость  – законодат право на труд  и защ от Б.

4. Законодат регул  занятости.

Всё население делится на 2 части: Экономич неакт насел – те кто не входит в состав раб силы. Это: уч и студенты дневн форм обуч, пенсионеры, лица ведущие домашн хоз-во, отчаявшиеся найти работу, к-м нет необходимости работать

Эк акт нас –  часть трудосп г-н, к-я предлагает РС для пр-ва ТУ.

Ур экон активности насел-я  – доля числ-ти эк акт людей в  общ числ-ти населения.

Экон акт нас делится  на занятых и безработных. Занятые  – лица 16 лет и старше, к-е

-работали по найму  за вознагр-е, 

-трудились без оплату на семейных пр-ях,

-раб-ли не по найму  самост обеспечивая себя работой, 

к-е временно отсутств на работе.

Б-лица 16 лет и старше, к-е не имели работы; занимались поиском  работы; были готовы приступить у работе; обучались по напр-ю службы занятости.

Ур безраб- уд  вес  числ-ти Б в общ числ Эк Акт насел. Офиц. Б была признана в конце 80-х гг, до этого сущ скрытая Б. 93г-10%, 94г – 13,5%.

В эк лит-ре различают  след-е виды Б: фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, технологическую.

Фрикционная связана с перемещ людей из одной местности в другую, с одного пр-я на другое. Время поиска работы образует основу этой Б. М-ду раб-ми и ра-лем сущ несоответствие из-заотсутсвия инф о вакансиях или её дороговизны. Её ур опред-ся затр времени на поиск работы (1-3 мес).

Структурная. Причина – проф-квал и террит несоотв м-дусвоб раб местами и б. в рез структурных сдвигов в эк-ке. (новые технологии и товары вытесняют старые), треб-ся террит и отраслевое перераспр РС.Длится обычно более 6 мес.Хар-на для раб-ком с низкой или устаревшей квалиф, также для нас эк отсталых районов.

Сезонная – обусл сезон колебаниями в объёме пр-ва отдельн отраслей: с/х, строит, промыслы, где в теч года происх резкие измен-я спроса на труд. Размеры м/б спрогнозированы иучтены.

Циклич – её основой явл-ся циклич колебания объёмов выпуска прод-ии и занятости, связ-е с эк спадом или недостатком спроса. Связана с ↓ реальн ВНП и высвоб части РС.

Б м/б действит и фиктивной, открытой и срытой, долгоср (циклич, структ) и краткоср (сезонная и фрикционная) Зап эк-ты рассматр естеств Б ил Б при полной занятости как структурную, к-я отражает объективные труд диспропорции на рынке труда. Сюда же отн фрикц и сезон.

 

 

 

Вопрос 7. Ценовая и неценовая  конкуренция

 

Различают ценовую и  неценовую конкуренцию. Ценовая  к – вид конк борьбы посредством сбивания цен на товары. Основное условие успешной цен конк – постоян соверш-е пр-ва и ↓себ-ти прод-и.

Ценовая происходит путём  искусственного сбивания цен на продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, когда продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы в издержках. Цен дискримин возможна при 3 условиях:

- продавец д/быть монополистом  или обладать нек степенью  монопольной власти,

- д/быть способен выделять  покупателей в группы, к-е имеют  разную способность платить за продукт;

- первонач покупатель  не можт перепродать товар/услугу.

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется при  окачании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

При нецен конк на 1 план выступают уник св-ва товара, еготехнич надёжности и выс кач-во.

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое         совершенствование технических характеристик товара; второе улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Она носит созидательный хар-р.

Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренция по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют се модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой — качество это субъективная оценка, которая открывает возможности «фальсификации качества» путем рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название — конкуренция по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т. е. в процессе его эксплуатации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 8. Олигополия в рыночной экономике, ценовая политика олигополий

 

Олигополия  — это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Характерные черты

1 немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает 10

2. высокие барьеры, для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.

3. Всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Возможны две основные формы поведения фирм условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

Олигополистические фирмы  используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода, времени. В отличие от других структур рынка универсальной теории олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных условиях. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой  на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах  производства. Отрасль приобретает  олигополистическую структуру в  том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 9. Фирма и рынок как  типы организации экономического обмена в обществе

Деят пр-я в сфере мат. пр-ва подразум. 2 осн. этапа.

•  производство матер. продукта,

•  продажа продукта пр-ва и  покупка нужных компонентов пр-ва (обмен).

1 этап в основном  происходит и пределах самого  пр-я, второй за его пределами. Процесс производства начинается с акта обмена (купли-продажи), сопр-ся обменом и заканчивается им: купленное сырье и материалы с помощью наемных рабочих и покупных энергии, топлива и орудий труда превр-ся в товар — новый предмет для продажи на рынке, и кругооборот «Т-Д-Т» бесконечен.

Непрерывный обмен —  суть соврем.о пр-ва. Оно функц- лишь потому, что само потребляет, а для  этого должно иметь ср-ва для приобретения потребляемых ресурсов Эти средства произв-е пр-е получает за счет продажи на рынке собственной продукции.

ТО, производство, являясь генератором товарообмена, вместе с ним становится регулятором рынка как сферы товарных отношений. Отсюда следует, что рынок, непосредственно связанный с производством, подчиняется его законам и регулируется ими. Без товара, который создается в производстве, рынок исчезнет. Появление производства, а затем и обмена материальными предметами и их развитие связаны с ростом потребностей людей в пище, одежде, жилище, охране их жизни и здоровья.

Таким образом, экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями с одной стороны и потребителями — с другой.

Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением  труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой — порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется, и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

В современной неоклассической  экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное А. Курно (1801-1877 гг.) и А. Маршаллом (1842-1924 гг.). «Рынок — это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

Английский экономист  У. Джевонс (1835 1882 гг.) в качестве основного  критерия определения рынка выдвигает  «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, это система экономич отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционир-я эк-ки, основ-го на использ разнообр форм собств-ти, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 10. Внешнеторговая политика государства, таможенные пошлины, квоты и субсидии

 

Политика монополий в области ценообраз-я находит поддержку у многих государств. Она помогает национ. М сохранять высокий ур цен на внутр. рынке страны и с целью ↑ конкурентосп-ти экспортных тов. устанавливать более низкий уровень цен на них.

Регул-е цен внутр  рынка с/х прод осуществляется, 1 -путем гарантированных производителям цен продаж и, 2 -посредством субсидирования. Гарант-й ур цен означает предоставление производителям субсидий из бюджета в случае рыночных цен ниже опред. уровня.

Единые закупочные цены на с/х прод установлены во всех странах — членах ЕС. Регулирование цен посредством субсидий включает правит-е субсидии на закупку удобрений, высококач-е семена, проведение мелиоративных работ и т. д.

Наиболее общую международно-правовую основу регул-я сост. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ),подписанное в 1947г. междунар. соглаш.с помощью многостор. договоров закрепляет магистральные направления ВТП гос-в. Деятельность ГАТТ дополняют межгосуд-е регион-е орг-и, а также многочисл-е двусторонние торговые договоры и соглашения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"