Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание работы

Международное разделение труда: сущность, формы и факторы развития.
Показатели участия страны в международном разделении труда.
Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ОТВЕТЫ.docx

— 230.27 Кб (Скачать файл)

— отсутствие рисков и  затрат, связанных  с деятельностью  кредитных органов  и взысканием денег  по векселям и другим платежным документам. Но, естественно, форфетирование не может быть использовано всегда и везде. Это один из способов снижения рисков.

Рассматривая  риски форс-мажорных обстоятельств, можно  отметить, что основной защитой от них  является указание в  контракте в соответствующем  разделе всех возможных  рисков, которые возникают  при производстве, транспортировке  товаров.

 

  1. Виды страхования во внешнеэкономической деятельности.

Сущность и особенности страхования  внешнеэкономической деятельности

Коммерческая, предпринимательская  деятельность на внешнем рынке неизбежно  связана с опасностями, которые  угрожают различным имущественным  интересам участника внешнеэкономической  деятельности (ВЭД). Под рисками в ВЭД понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

Для борьбы с рисками, то есть для  уменьшения возможного ущерба, практически  все крупные зарубежные предприятия  имеют специальные подразделения. Они разрабатывают комплексные  программы, направленные на минимизацию  возможного ущерба.

При страховании экспортных кредитов российский экспортер получает следующие выгоды:

·     помощь специалистов по оценке надежности потенциальных партнеров при выходе на новые рынки;

·     постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;

·     возможность увеличивать число клиентов и объем продаж;

·     возможность повышать конкурентоспособность за счет применения более гибких форм оплаты;

·     возможность осуществлять экспорт непосредственно конечным потребителям, минуя оптиков-посредников, что увеличивает прибыльность операции.

Страхование коммерческих кредитов увеличивает  экспортные возможности предприятий  в несколько раз. При этом страхование  является очень экономичным способом обеспечения надежности внешнеторговых операций. В страховании коммерческих кредитов, кроме предприятий-экспортеров, могут быть заинтересованы также  и банки. При страховании экспортных кредитов риски по невыполнению платежных  обязательств со стороны иностранных  контрагентов берет на себя страховая  компания. Это влияет на условия  предоставления банковского кредита. Страховой полис, выданный солидной страховой компанией, может служить  надежным обеспечением после отгрузочного кредитования предприятия-экспортера. При доотгрузочном кредитовании страховой полис также может служить дополнительным обеспечением при выдаче кредита.

2. Виды страхования ВЭД

Морское страхование

В средние века страхование морской  торговли существовало в форме морской  ссуды. Банкиры предоставляли средства торговцу для товара, аренды судна  и других затрат по перевозке. При  благоприятном исходе сделки – прибытии судна в порт с товаром –  банкир возвращал свои средства с  некоторой прибылью. При неблагоприятном  исходе ссуда оставалась торговцу в  качестве своеобразного возмещения ущерба.

Такие же взаимоотношения существовали и в Италии до 1236 г., когда Римский Папа Григорий IX запретил подобного рода сделки, посчитав их ростовщическими. После этого в Италии стали создаваться так называемые страховые кружки – общества, которые были близки по своей форме к современным обществам взаимного страхования.

В конце XVI в. в Англии стали интенсивно развиваться мореплавание и соответственно морская торговля. Страховая деятельность из Италии переместилась в Англию. В 1601 г. был издан первый английский указ, регулирующий морское страхование.

В 1906 г. в Англии был издан акт морского страхования, в соответствии с которым до сих пор регулируется порядок морского страхования во всем мире. Лондонский институт андеррайтеров в это время приобрел статус организатора-разработчика стандартных условий морского страхования.

Современное морское страхование – крупнейшая отрасль страхования, составляющая основу транспортного страхования. Оно есть почти во всех странах мира.

Морские риски можно разделить  на следующие виды:

·     обычные риски, которые возникают из самого факта перевозки;

·     военные, которые лежат вне факта перевозки.

Среди обычных выделяют:

- риски самого моря (морские происшествия) – судно садится на мель, то есть остается неподвижным в течение длительного времени; затопление судна; столкновение – не только с другими судами, но и с неподвижными объектами, такими как рифы, айсберги, мосты, маяки;

- риски возникновения ущерба на судне во время нахождения в море – риски пожара, хищения;

- прочие риски – все риски, угрожающие судну, за исключением политических и военных рисков, – аварии, поломки, пробоины и т.д.

Военные и политические риски можно разделить на риски:

·     забастовок;

·     бунтов;

·     гражданских волнений.

В страховой терминологии война – это реальное военное действие, организованное правительством, объявленное или необъявленное, а также гражданские военные акции. Обычно в морском страховании покрываются только военные риски, угрожающие имуществу во время его нахождения на борту судна.

Нормативной базой регулирования морского страхования в России является Кодекс торгового мореплавания РФ (Кодекс РФ от 30. 04.99 № 81-ФЗ; Закон РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ).

До рыночных преобразований в РФ организацией морского страхования  занимался «Ингосстрах». Эта компания была государственной, но сейчас она  является акционерной организацией с определенной долей участия  государства. Она имеет дочерние компании по всей территории РФ, особенно в городах-портах, через которые  осуществляются морские перевозки.

Морское страхование можно разделить  на следующие виды:

·     каско – этот вид страхования обеспечивает страховым покрытием действующие и строящиеся морские и речные суда, а также нефти – и газодобывающие морские платформы. В объем покрытиявключаются корпус судна, его двигатель, оснащение. Страхование осуществляется сроком на один год или на время рейса. Страховая премия рассчитывается исходя из размеров страховой суммы;

·     карго – страховая защита груза на всем протяжении его перемещения, то есть от склада до склада;

·     страхование ответственности – покрывает опасности (риски), возникающие во время мореплавания, так как судно является причиной загрязнения морской среды;

·     страхование фрахта – страхование судна от потери дохода.

Страхование каско охватывает все многообразие типов транспортных средств, применяемых в мореплавании. Каско-страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства.

Полная гибель судна наступает тогда, когда судовладелец безвозвратно потерял корабль.

Полная конструктивная гибель судна означает, что оно находится в таком состоянии, что не подлежит восстановлению.

Конструктивная гибель судна означает, что затраты на его ремонт будут больше стоимости самого судна после ремонта.

Страховое покрытие каско распространяется на:

- полную гибель судна;

- частную аварию;

- общую аварию;

- ответственность за столкновение;

- расходы по спасению.

Покрытие ответственности за столкновение предполагает возмещение убытков, связанных со столкновением судна с плавающим объектом. Если столкновение произошло с каким-либо иным судном, то определение ответственности в соответствии с правилами морского судоходства происходит в арбитражном суде.

Обычно из покрытия по страхованию  каско исключаются риски нанесения ущерба умышленными действиями или грубой неосторожностью капитана, а также расходы, связанные с уничтожением остатков корабля.

Страховая сумма зависит от страховой  стоимости корабля. К основным ценообразующим факторам при определении оценки судна относятся:

- возраст, тип и грузоподъемность  судна;

- классификация судна – класс,  флаг, страна регистра;

- квалификация и надежность  капитана, экипажа, а также район  плавания.

Транспортное  страхование грузов (страхование  карго)

Торговый контракт и договор  перевозки обычно дополняют договор  страхования грузов. Перевозка груза  производится на основании коносамента, то есть контракта между грузовладельцем  и перевозчиком. Этот документ определяет границы страхового покрытия.

Карго-страхование предусматривает страховое покрытие груза только во время его передвижения. Объектом страхования карго являются: сам груз; таможенная пошлина; оплата посредников.

Факторы, которые учитываются  при определении страховой ставки (из которой будет потом исчислена страховая премия) при страховании карго:

- тип груза;

- упаковка груза;

- размер, вес, стоимость груза;

- продолжительность рейса;

- время года;

- судно, на котором будет совершаться  перевозка.

Исторически в международной торговле сложились определенные условия  обмена товарами, а также соответствующие  им обязанности сторон осуществлять определенные действия, совокупность которых формируется торговыми  обычаями.

Для избежания противоречий между торговыми партнерами Международная торговая палата разработала и впервые опубликовала в 1936 г. сборник толкований наиболее часто встречающихся торговых обычаев. Этот сборник получил название ИНКОТЕРМС. Новейшая редакция сборника была принята Международной торговой палатой в 1990 г.

В соответствии с ИНКОТЕРМС в базисных условиях поставок определены обязательства продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в определенную географическую точку, или погрузить товар на транспортные средства, или передать его транспортной организации.

Базисные условия определяют следующие  обязанности продавцов  
и покупателей:

- кто и за чей счет обеспечивает  транспортировку товара по территории  стран продавца, покупателя, транзитных  стран, морем или воздухом;

- обязанности продавца в части  упаковки и маркировки товара;

- обязанности сторон по страхованию  грузов;

- обязанности сторон по оформлению  коммерческой документации;

- время и место перехода с  продавца на покупателя рисков  случайного повреждения или утраты  товара.

В коммерческой работе внешнеторговых организаций обычно возникает необходимость  детально изучить взаимные обязательства  и права. Для этого необходимо пользоваться сборником толкований торговых обычаев ИНКОТЕРМС-90.

По новой классификации ИНКОТЕРМС-90 все базисные условия разбиваются  на 4 группы. В основу такой классификации  положены различия в объеме обязательств контрагентов по доставке товаров.

Первая группа «E» имеет одно условие – «франко-завод», – содержащее минимум обязанностей для продавца, которые заключаются лишь в предоставлении товара для покупки в месте нахождения продавца.

Во вторую группу «F» включены условия, налагающие на продавца обязанность передать товар перевозчику, указанному покупателю.

В третьей группе «С» содержатся условия, по которым продавец обязан обеспечить перевозку продукции, но не должен принимать на себя риск случайной гибели или повреждении товара, а также нести какие-либо дополнительные расходы после отгрузки товара.

Четвертая группа «D» включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения.

Страхование рисков, связанных  с инвестициями

Одно из важнейших направлений  развития процессов глобализации в  мировой экономике – международное  движение капитала. Оно находит свое выражение в виде разного рода иностранных инвестиций. Причинами  движения капитала являются его переизбыток  в одной стране  
и соответственно недостаток с другой.

Специфика иностранных инвестиций состоит в том, что владельцы  капитала из одного государства (или  нескольких государств) вкладывают его  в объекты инвестиций, расположенные  на территории другого государства. Этот процесс размещения иностранных  инвестиций связан с различного рода рисками, то есть возможным ущербом  от неблагоприятных событий, приводящих к убыткам инвестора.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в разных формах. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ от 09.07.99 говорит о том, что иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России путем:

- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими  лицами и гражданами России  и других стран;

- приобретения долей участия  в предприятиях, паев, акций, облигаций  и других ценных бумаг;

- создания предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.

С точки зрения Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. на 05.07.99 № 3615-1 от 09.10.92) к валютным операциям, связанным с движением  капитала, относятся:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более  
90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг (товарный кредит);

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.

Существуют различные методы предотвращения возможных убытков по различным  видам инвестиционной деятельности. Для страхования прямых инвестиций применяются различные виды страхования путем заключения соответствующих договоров со страховыми компаниями.

Риски, которым подвержены прямые инвестиции, могут быть разделены  на следующие группы:

- риски стихийных бедствий – ураган, шторм, землетрясение, наводнение, необычайно сильные морозы, град, сель, выход подпочвенных вод и другие подобные события природного характера;

- риск пожара, который может быть вызван различными причинами как природного (например удар молнии), так и техногенного (связанного с производственной деятельностью) происхождения;

- технические риски, которые могут быть непосредственно связаны со строительством, сооружением, монтажом, пробным пуском и эксплуатацией сооружаемых объектов;

- политические риски, к которым относятся: национализация, экспроприация инвестиций; общенациональные забастовки, гражданские волнения, беспорядки, военные действия, действия органов государственной власти, ограничивающие конвертируемость валюты, режим вывоза капитала, прибыли и др.;

- действия третьих лиц: грабеж, воровство, вымогательство и другие подобные действия;

- хозяйственные риски, к которым относятся изменения рыночной конъюнктуры и т. п.;

- другие риски, которые нельзя отнести ни к одному из перечисленных выше.

Большинство из этих групп инвестиционных рисков покрывается страхованием или  иногда самострахованием, то есть путем  создания определенных собственных  резервных фондов.

Особенностью традиционных видов  страхования имущества является то, что политические риски, как правило, не страхуются в рамках данных договоров  страхования. Политические риски не имеют достаточно надежной статистической базы, то есть вероятность их наступления  предсказать чрезвычайно трудно. Оценка рисков здесь носит чаще всего  характер экспертных оценок. В силу этих особенностей политических рисков в защите инвесторов от их действия существенную роль играет государство.

Государство дает правовые гарантии иностранным инвесторам. Оно принимает соответствующие законодательные акты и заключает международные соглашения о поощрении и защите инвестиций. Любое государство принимает непосредственное участие в страховании иностранных инвестиций путем создания государственной страховой компании, страхующей от политических рисков, либо путемподдержки деятельности частных страховых компаний, занимающихся данным видом страхования.

В Российской Федерации постановлением правительства в 1996 г. образовано Российское экспортно-импортное страховое общество,  
в задачу которого входит страхование в том числе и от политических рисков. Кроме того, страхованием политических рисков занимается САО «Ингосстрах».

В США страхованием иностранных  инвестиций занимается Корпорация частных зарубежных инвестиций – ОПИК (ОР1С – Оvегseas Рrivate Investment Согрoration). Деятельность этой организации охватывает американские инвестиции в 140 странах. ОПИК оказывает поддержку американским инвесторам по следующим трем программам:

- страхование имущественных интересов  от политических рисков, связанных  с экспроприацией или национализацией,  необратимостью местной валюты, повреждением имущества и потерей  прибыли в результате гражданских  волнений, войн, изменения политического  режима и т. п.;

- финансирование проектов и  кредитование частных инвесторов  путем предоставления краткосрочных  и долгосрочных займов;

- оказание консультационных услуг  инвесторам по изучению политической  и экономической ситуации в  предполагаемой для инвестиций  стране. Объектом страхования могут быть следующие виды инвестиций:

- прямые инвестиции, в том числе  связанные с проведением строительно-монтажных  работ, модернизацией производства;

- права участия, акции и другие  ценные бумаги;

- имущественные права, связанные  с лицензионной торговлей, международным лизингом, франчайзингом и др.;

- ссуды и кредиты;

- другие виды инвестиций.

Страхование строительных рисков

За последнее время в мировой  торговле наблюдается устойчивый рост доли услуг, среди которых существенную роль играют услуги, относимые к инжиниринговым. Они включают в себя:

- строительство;

- сооружение;

- монтаж оборудования;

- ввод в эксплуатацию различных  объектов и т. д.

Эта важная сфера внешнеэкономической  деятельности также может быть застрахована от возможных убытков.

В настоящее время в международной  практике широко применяются два  вида страхования, связанные со строительством и сооружением объектов за рубежом.

Страхование строительного  предпринимателя от всех рисков –  страхование САR (Соntractors Аll Risk). Можно выделить следующие факторы, которые вызвали во всем мире повышенный спрос на страхование САR:

- технический прогресс в строительстве;

- повышенный спрос на все  виды строительных работ;

- постоянный рост стоимости  сооружаемых объектов и связанное  
с этим увеличение технических и экономических рисков строительства.

В процессе строительства объектов страхованию подлежат:

- строительный объект;

- оборудование строительной площадки;

- строительные машины;

- транспортные средства, используемые  на строительной площадке (если  они не допущены к эксплуатации  на дорогах общего назначения);

- расходы по расчистке территории  после страхового случая;

- гражданская ответственность  страхователя;

- объекты, на которых или возле  которых ведутся работы, объекты,  доверенные застрахованному или  находящиеся на хранении у  него. В рамках договора страхования  САR могут быть застрахованы и  работы по монтажу машин, установок  и стальных конструкций, если  преобладают строительные работы, то есть стоимость монтажных  объектов (включая расходы по  монтажу) составляет менее 50% от  общей страховой суммы.

Страховой суммой, на которую страхуются строительные работы, является договорная стоимость строительства, включая стоимость поставленных строительных материалов и/или выполненных работ. Страхование САR дает очень широкую защиту. Все убытки, возникшие в период действия страхования от внезапных и непредвиденных аварийных событий, возмещаются, если причина их возникновения не входит в число исключений. Таковыми исключениями являются:

- убытки в результате военных  действий, мероприятий или событий,  забастовок, мятежей, гражданских  волнений, прерывания работы, ареста  имущества по требованию властей;

- преднамеренные действия страхователя  или грубая неосторожность;

- убытки в результате воздействия  ядерной энергии;

- претензии по неустойкам и  недостаткам оказанных услуг;

- внутренние повреждения строительных  машин, то есть повреждения,  вызванные не внешними причинами;

- ошибки в проектировании;

- устранение недостатка производства  строительных работ (например  использование дефектного или непригодного материала).

Страховая защита начинается в момент начала строительных работ или после  выгрузки застрахованных объектов на строительной площадке и заканчивается  приемкой или пуском в эксплуатацию сооружения.

Другой разновидностью страхования  строительно-монтажных рисков является страхование всех монтажных рисков – страхование ЕАR (Епgeneering Аll Risk). В основу этого вида страхования положена идея обеспечения страхового покрытия всех рисков, которые возникают при монтаже машин, механизмов, а также при возведении стальных конструкций.

Страхователями по данному виду страхования могут быть все стороны, для которых в связи с монтажом объектов возникает риск.  
По данному виду страхования страхуются:

- монтаж и пробный пуск всех  видов машин, механизмов и конструкций;

- машины, устройства и оборудование  для производства монтажа (например, краны, мачты, лебедки, компрессоры);

- предметы, находящиеся на монтажной  площадке и взятые на хранение  застрахованным;

- расходы по очистке территории  после страхового случая;

- дополнительные издержки по  оплате сверхурочных работ, перевозке  груза повышенной скоростью (в  особых случаях – воздушным  транспортом), если эти издержки  непосредственно связаны с ликвидацией  ущерба, подлежащего возмещению;

- гражданская ответственность застрахованного лица, то есть претензии третьих лиц, которые согласно законодательству должны быть удовлетворены за счет застрахованного лица.

Строительные работы, которые выполняются  на данных объектах, могут быть также  застрахованы, если преобладает доля монтажных работ, то есть их стоимость  превышает стоимость монтируемого оборудования. Страхование всех монтажных  рисков обеспечивает весьма полное страховое  покрытие, построенное по методу исключения.

В международной практике таковыми являются:

- убытки, возникшие в результате  ошибок в конструкции, дефектов  материалов или ошибок, допущенных  при изготовлении;

- повреждения в результате умышленных  действий или грубой неосторожности  застрахованного или его представителя;

- претензии по неустойкам и  недостаткам оказанных услуг,  прочие имущественные убытки;

- повреждения в результате военных  или иных событий, волнений, ареста  имущества по решению органов  власти;

- повреждения в результате забастовок  или мятежа, а также повреждения,  вызванные воздействием ядерной  энергии.


 

  1. Структура международных контрактов купли-продажи.

Контракт является самым  распространенным видом сделок, создающим  для сторон определенные права и  обязанности.

 

Внешнеторговые сделки двух или  более сторон в процессе их производственной и хозяйственной деятельности, включая  торговую, оформляются контрактом (договором), совершаемым в письменной форме.

Наиболее распространенной внешнеэкономической  сделкой выступает контракт международной  купли-продажи товаров.

По внешнеторговому контракту  купли-продажи продавец обязуется  передать имущество (вещь, товар) в собственность  покупателя, а покупатель обязуется  принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму. Международный договор купли-продажи имеет специфику, присущую всем внешнеторговым сделкам, - это его коммерческий характер и наличие иностранного элемента (иностранное юридическое или физическое лицо).

Материально-правовое регулирование  международной купли-продажи осуществляется Венской конвенцией «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 года и нормами национального права. Конвенция дает определение договора международной купли-продажи товаров, содержит положения о форме договоров и порядке их заключения, регулирует содержание прав и обязанностей продавца и покупателя, а также вопросы ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору, содержит положения о переходе риска с продавца на покупателя и положения об обязанностях сторон по сохранению товара.

Структура внешнеторгового контракта  купли-продажи

Внешнеторговые договоры имеют  определенную структуру: разделы договора, расположенные в определенной логической последовательности, которая включает в себя следующее:

  1. Определение сторон.
  2. Предмет договора.
  3. Цена товара и общая сумма контракта.
  4. Сроки поставки товаров.
  5. Условия платежей.
  6. Упаковка и маркировка товаров.
  7. Гарантии продавцов.
  8. Штрафные санкции и возмещение убытков.
  9. Страхование.
  10. Обстоятельства непреодолимой силы.
  11. Аpбитpаж.

Hепосpедственно содержание контракта составляют его условия, которые пpедваpительно согласовываются сторонами с целью определить их взаимные права и обязанности. Условия договора (контракта) имеют неодинаковое правовое значение, поэтому выделяются, среди прочих, существенные условия договора, которые делятся на:

  • объективно существенные и
  • субъективно существенные.

Объективно существенными признаются те условия, которые являются такими по закону или необходимы для договоров  данного вида. Для договоров купли-пpодажи, прежде всего, это предмет договора - то есть наименование, качественные хаpактеpистики имущества (товара). Кроме того, к этим условиям можно отнести номенклатуру (ассортимент), количество и качество продукции, цену. Субъективно существенные условия - это те пункты контракта, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Любое условие, включение которого в договор сторона считает необходимым, становится существенным (напpимеp, упаковка и маpкиpовка, pазмеp штрафа). Если по какому-либо условию, о котором заявит одна из сторон, не будет достигнуто соглашение, то договор не будет считается заключенным.

Текст контракта начинается с преамбулы, в которой дается полное юридическое  наименование сторон, заключающих договор, и указывается какая из сторон являются продавцом и какая - покупателем. На первой странице контракта указывается  его регистрационный номер, место  и дата подписания.

Предмет договора

В разделе «Предмет договора» в  краткой форме определяется вид  внешнеторгового контракта, базисные условия поставок и товар. Если предметом  контракта является товар со сложными техническими хаpактеpистиками, то обычно такой контракт содержит специальные разделы, которые называются «Технические условия» или «Технические спецификации». В этих случаях в разделе «Предмет договора» дается только краткое определение товара и делается ссылка на специальные разделы, уточняющие его технические хаpактеpистики. В этом же разделе указывается количество товара.

Базисными условиями поставок во внешнеторговом контракте купли-продажи называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают  момент выполнения продавцом своих  обязанностей по поставке товара и  перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, а также могущих  возникнуть в связи с этим расходов. Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти способы  разделения ответственности и разрешения возникающих разногласий. В редакции «ИHКОТЕРМС-2000» (сборнике толкований базисных условий) международные торговые термины  были разделены на четыре принципиально  различные категории (группы): E,F,C,D. Первая категория («Е») состоит всего  лишь из одного термина EXW – «фpанко-пpедпpиятие». Данный термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда он предоставил товар в pаспоpяжение покупателя непосредств енно на своей теppитоpии (фабрика, склад), этот момент и является моментом (временем) перехода pиска. Продавец не отвечает за погрузку товара на тpанспоpтное средство, предоставляемое покупателем, за таможенную очистку товара для экспорта, если это не оговорено иным образом. Покупатель несет все виды pиска и все расходы по перемещению товара с теppитоpии продавца до места назначения.

Вторая категория (группа) терминов - («F»). Согласно этим базисным условиям продавец должен доставить груз перевозчику, выбранному покупателем. Здесь существуют следующие базисные условия: FCA, FAS, FOB. Согласно термину FCA (фpанкопеpевозчик) продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда он передал товар, пошедший таможенную очистку для экспорта, перевозчику, выбранному покупателем, в указанном месте или пункте. Данный термин может использоваться для любого вида тpанспоpта. Согласно термину FAS (свободен у борта судна) продавец выполняет свои обязательства, когда товар размещен у борта судна на причале, а в соответствии с термином FOB (свободен на борту), продавец выполняет свои условия, когда товар пересек поручни судна. Для терминов FAS и FOB продавец также должен обеспечить таможенную очистку товара для экспорта.

Третья группа терминов – («С»). Термины  этой группы CFR, CIF, CPT, CIP возлагают на продавца следующие обязанности: он должен заключить договор перевозки  за свой счет, по условиям терминов CIF и CIP он, кроме того, обязан оформить и  оплатить страхование. Продавец также  обеспечивает таможенную очистку товара на экспорт для всех терминов этой группы. Для терминов CFR (стоимость  и фрахт) и CIF (стоимость, страхование  и фрахт) продавец несет риск утраты товара и любые дополнительные расходы  до момента перехода товара за поручни  судна в порту отгрузки. Согласно терминам CPT (фрахт/перевозка оплачены до) и CIP (фрахт/перевозка и страхование  оплачены до) переход pиска от продавца к покупателю происходит в момент передачи товара продавцом перевозчику.

Наибольший объем ответственности  на продавца возлагается в четвертой  группе терминов – («D»). Здесь продавец отвечает за прибытие товара в согласованный  пункт или поpт назначения и несет при этом все виды pисков и расходы по доставке. Выбирая при заключении контракта базисное условие поставки, контрагенты могут договориться об исключении из обязанностей продавца (покупателя) тех или иных обязательств, но это должно быть подробно отражено в контракте.

Цена  товара и общая сумма контракта

Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу в той или другой валюте за весь товар (или единицу товара), доставленный продавцом на базисных условиях в указанный в контракте  географический пункт. В международной торговле практикуется несколько способов установления и фиксации цен. Выделяют:

  • Твердые цены - не подлежат изменению в ходе выполнения контракта;
  • Скользящие цены - применяются в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно измениться;
  • Цены с последующей фиксацией - устанавливаются в назначенные договором сроки на основании согласованных источников.

Сроки поставки товаров

Сроки поставки - это календарные  даты, к которым товары должны быть доставлены продавцами в установленные  контрактами географические пункты. В большинстве случаев географические пункты определяются базисными условиями  контрактов. Согласно российскому законодательству, срок поставки товара является существенным условием и определяется календарной  датой либо истечением периода времени. Срок поставки также может быть указан в виде периода времени от определенного  события, например от даты подписания договора. Если поставка осуществляется партиями, необходимо в приложении к договору обозначить график поставки отдельных партий.

В большинстве случаев в контрактах устанавливаются месячные, квартальные, полугодовые или годовые сроки  поставки. Нередко в течение оговоренного в контракте срока продавец обязан закончить изготовление товара и  известить об этом покупателя, который, в свою очередь, также в течение  установленного срока должен сообщить срок поставки. При установлении сроков поставки достаточно часто в контракт вносятся специальные оговорки: «Допускается досрочная поставка», «Досрочная поставка возможна только с письменного согласия покупателя».

Условия платежей

Во внешнеторговом контракте указываются  согласованные сторонами условия  платежей, определяется способ и порядок  расчетов между контрагентами, гарантии выполнения сторонами взаимных платежных  обязательств. Платежи наличными - это  оплата товаров немедленно после  передачи их продавцом покупателю или  немедленная оплата товаров против предоставления продавцом в банк документов, подтверждающих факт поставки товаров в соответствии с условиями  контракта. В международной торговле применяются формы расчетов чеками, переводами, аккредитивами инкассо  и векселями.

Упаковка  и маркировка

В практике международной торговли род упаковки зависит от ее назначения: для расфасовки товара, для рекламных  целей, для сохранности товара при  перевозке. Стоимость упаковки в  зависимости от ее назначения и характера  тоже может колебаться в широких  пределах: от нескольких процентов  до половины стоимости товара.

Требования к упаковке товаров  можно разделить на общие и  специальные. Общие требования к  упаковке определяются обязанностью всех экспортеров обеспечить физическую сохранность грузов при поставке на базисных условиях. Специальные  требования к упаковке выдвигаются  импортерами.

Гарантии  продавцов

Каждый внешнеторговый контракт содержит гарантии продавцов в отношении  технических характеристик товаров  и их качества, а также определяет ответственность продавцов за соблюдение гарантированных показателей. Эти  гарантии обычно действуют в течение  согласованного в контракте срока  при условии выполнения покупателем  инструкций по транспортировке, хранению и использованию товара.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"