Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Мировая экономика".
3 направления региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН:
- рыночное, предпочтение отдается движению к зоне свободной торговли через поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле
- рыночно-институциональное - сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования;
- предлагают реализацию отдельных проектов регионального масштаба и выступают против комплексных схем хозяйствования.
Интеграционные процессы в Южной Америке
Стала разрабатываться концепция так называемого « открытого регионализма», т.е. интеграции, основанной на низких таможенных барьерах и более открытой для мирового рынка.
Анализ экономических процессов в Южной Америке позволяет выявить следующие причины, приведшие к ускорению интеграции в регионе:
- усиливающаяся конкуренция в торговле с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций – с другой, побуждали к созданию более крупных и открытых рынков, поскольку ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведут к замедлению темпов развития по всем направлениям;
- предпринятая южноамериканскими странами либерализации внешней торговли, установление льготных тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики стимулировали товарообмен в регионе;
- радикальный пересмотр механизмов интеграции в регионе.
В активизации интеграционных процессов в Южной Америке заметную роль играет Общий рынок Южного конуса, созданный Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. Договором о создании МЕРКОСУР предусмотрена отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле этих стран.
Из числа других интеграционных объединений континента следует выделить:
Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия. Перу и Эквадор); предусматривается придать экономическим взаимоотношениям импульс к « более высокой степени интеграции»;
Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) – сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока;
КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна), – достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов.
Интеграционные процессы в Африке
Страны этого континента имели различный уровень экономического развития, по сравнению с мировым он был и остается низким. На начальном этапе возникали организации, присущие африканским условиям, например, семь организаций «речного профиля». Это естественный процесс, присущий данному континенту.
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества.
В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности Экономического сообщества западноафриканских государств, ставящего целью поэтапное создание общего рынка в регионе.
В Центральной Африке в плане экономической интеграции более или менее динамично развивается Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК, включает 6 стран). Его чдены приняли решение о постепенной трансформации Союза в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА) на более высокий уровень интеграции.
№ 9. Причины возникновения и особенности механизма Европейского Союза (ЕС)
Европейский союз представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Важная причина состояла и в стремлении западно-европейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
Европейское сообщество существует более 50 лет; 6 государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция) подписали в Париже Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕУОС).
С того времени ЕС прошло несколько этапов развития: создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), кризис ЕС; стабилизация ЕС, второе расширение ЕС (Греция, Испания и Португалия); переход от единого внутреннего рынка к экономическому и валютному союзу, единая валюта ЕС – Евро; вступление в ЕС еще 10 стран.
Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским сообществом. Она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:
- Европейского объединения угля и стали – ЕОУС
- Европейского экономического сообщества – ЕЭС,
- Европейского сообщества по атомной энергии
Единый европейский акт:
Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединилась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс.
Во-вторых, была поставлена задача создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка “ как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, что и было достигнуто.
Реализация Европейского акта привела к созданию Европейского Союза, имеющего структуру федеративного типа.
Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим – экономический и валютный союзы, так и увеличением числа участников.
К настоящему времени в ЕС практически завершилось создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления и страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного и политического союзов. В ЕС как полноправные члены Союза входили 15 стран: Австрия, Бельгия Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия Франция, Швеция. В 2004 г. к ним присоединились еще 10 стран Центральной и Восточной Европы, в 2007 г. Болгария и Румыния. Таким образом в настоящее время в ЕС входят 27.
Система управления ЕС.
Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных или международных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования,
Преимущества « наднационализации» как для государств ЕС, так и особенно для экономических агентов сводится к следующему:
- на макроэкономическом уровне единая бюджетная политика и унификация денежных рынков ЕС под мониторингом наднациональных финансовых институтов позволяют надежнее бороться с инфляцией, снижать процентные ставки, а со временем и налоги, что должно способствовать росту производства, занятости и стабильности государственных финансов ;
- для экономических агентов единая валютная политика и валюта означает единство денежно-кредитных денежно - кредитного и валютного регулирования
- для физических лиц удешевятся ведение счетов и поездки в пределах ЕС, ибо при существовавших обязательных обменах купюр их первоначальная стоимость заметно снижалась;
- единая валюта (евро) должна гораздо устойчивее противостоять доллару и иене;
- с введением евро ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы, что снижает для Евросоюза бремя, связанное с его потенциальным расширением.
В организационной структуре ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя в своеобразных формах. В число основных институтов Союза входят:
- Европейский Парламент
- Совет
- Европейская Комиссия
- Европейский Суд, или Суд ЕС
- Счетная палата ( или Палата аудиторов)
- Европейский Совет.
№10. Организационная структура Европейского Союза (органы ЕС и их функции).
В организационной структуре ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя в своеобразных формах. В число основных институтов Союза входят:
- Европейский Парламент
- Совет
- Европейская Комиссия
- Европейский Суд, или Суд ЕС
- Счетная палата ( или Палата аудиторов)
- Европейский Совет.
Европейский Совет, созданный с 1974 г, созываемый на уровне глав государств и правительств по меньшей мере два раза в год, он принимает решения по ключевым вопросам жизни ЕС. Европейский Совет дает Союзу необходимый импульс для развития и определяет общие политические ориентиры, в соответствии с которыми и действуют Совет и Комиссия.
Совет - высший законодательный орган ЕС. Он собирается на уровне министров национальных правительств. Он выполняет законодательные функции, его решения, имеющие обязательную силу, образуют вместе с основополагающими Договорами, право ЕС. Он не имеет постоянного состава, фактически существует множество Советов, состав которых зависит от сферы деятельности, к которой относится рассматриваемый вопрос.
Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Ее члены назначаются национальными правительствами, но полностью независимы от них в своей деятельности. Она разрабатывает и предлагает необходимые законодательные акты и программы действий, а после их принятия контролирует их осуществление. В случаях нарушений Комиссия имеет право прибегать к санкциям, включая обращение в Суд ЕС. Она ведает финансами ЕС – бюджетом и различными фондами.
Европейский Парламент (ЕП) – представительный орган, избираемый прямым всеобщим голосованием граждан всех государств-членов раз в пять лет. Количество депутатов от каждого государства-члена определено таким же образом, как и количество голосов, которыми они располагают в Совете.
Назначение Европейского Суда - обеспечивать единообразное толкование и применение законодательства ЕС во всех государствах-членах. Он рассматривает и регулирует разногласия между государствами - членами, между ними и ЕС, между институтами ЕС, и между ЕС и физическими либо юридическими лицами. Он дает заключения по международным соглашениям и предварительным слушаниям дел, переданных ему национальными судами. Компетенция Суда не распространяется на общую внешнюю политику и политику безопасности, а также сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и юстиции.
Европейский суд является судом высшей инстанции; его решения не могут быть оспорены и подлежат безусловному исполнению. Входящие в его состав 27 судей, по одному от каждого государства-члена, назначаются на шесть лет и полностью независимы в своих решениях.
Счетная палата – создана. с целью проверки всех доходов и расходов ЕС или созданных им институтов.
Кроме перечисленных институтов, следует назвать также два консультативных органа, призванных содействовать работе Совета. Комиссии и Европарламента, а именно, Экономический и социальный комитет и Комитет регионов. В рамках ЕС действует также Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) – кредитное учреждение, созданное в соответствии с Римским договором и способствующее реализации долгосрочных инвестиционных проектов, отвечающих интересам и задачам ЕС.