Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка
Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.
Вопрос "для кого?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.
В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.
Командная или централизованная
экономика является противоположностью
рыночной экономики. Она основана на
государственной собственности
на все материальные ресурсы. Отсюда
все экономические решения
Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос, как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.
Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.
Сегодня нельзя говорить о
наличии в том или ином государстве
в чистом виде одной из трех моделей.
В большинстве современных
Смешанная экономика предполагает
использование регулирующей роли государства
и экономической свободы
Плановая система. Согласно концепции ценообразования, цены устанавливались в плановом порядке и должны были способствовать рациональному выполнению плановых заданий, служить инструментом для оценки экономической эффективности деятельности предприятия. Другими словами, за ценами осталось выполнение только планово-учетной функции. В социалистическом хозяйстве центральный плановый орган принимает решения о том, что, как и где производить. При этом цены и рентабельность не играют никакой роли при распределении ресурсов. От уровня цен на произведенную продукцию не зависят ни доходы работающих, ни объем ресурсов, которыми располагает предприятие для своего развития. Доходы устанавливаются тарифной системой, премии - на основе степени выполнения плана, а средства для развития выделяются, исходя из централизованного плана капитальных вложений, в основном, из бюджетных источников. Если предприятие получает высокий доход, то он направляется в государственный бюджет, если процесс производства убыточен, то убытки также покрываются из бюджета.
Рыночная система способствует эффективному распределению ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.
Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.
Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.
Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение величины спроса зависит от ценового фактора — цены, изменение спроса зависит от нескольких факторов: пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.
При рассмотрении кривой спроса прочие условия, влияющие на спрос, кроме цены предполагаются неизменными. Однако существует ряд факторов, которые тоже оказывают влияние на величину спроса.
В частности:
В случае если неценовые факторы ведут к увеличению спроса — кривая спроса на графике сдвигается вправо (D1-D2). В случае если неценовые факторы ведут к сокращению спроса — кривая сдвигается влево.
Потребительский выбор и индивидуальный спрос. Рыночный спрос.
Потребительский выбор —
решение потребителя о
Формально запись потребительского выбора для двух продуктов может быть такой:
u(x1,x2) → max (максимизируется функция полезности)
При условии:
p1x1 + p2x2 ≤ I (т. е. общие затраты на оба продукта не должны превышать дохода потребителя).
Индивидуальный спрос - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.
Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.
Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса.
Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.
Основными факторами рыночного спроса являются:
Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.
Объем предложения — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.
Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.
Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.
Так же предложение — определенное количество товара, которое продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени.
Производитель решает задачу: сколько товара производить при данной цене. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение.
Факторы, приводящие к изменению предложения:
Индивидуальное предложение
- количество продукта, предъявленного
к продаже по разным ценам одним
производителем, когда все другие
условия рынка останутся
Рыночное предложение – количество продукта, предложенного по разным ценам разными производителями, когда все другие условия рынка остаются неизменными.
Графически суммируется так же, как и рыночный спрос.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению.
Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.
Дефицит – большому количеству денег противостоит меньшее количество товаров.
Излишек – большое количество товаров противостоит малому количеству денег.
В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.
Мгновенный период характеризуется следующими факторами:
количество произведенных ресурсов (факторов производства) не меняется, т.е. все факторы являются постоянными.
продавец лишен возможности приспосабливать величину предложения к объему спроса, и равновесная цена определяется только кривой спроса
как следствие, кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для скоропортящихся товаров).
В краткосрочном периоде:
часть факторов производства является постоянной, а часть переменной.
Продавец может
кривая предложения состоит из двух участков, где Q* — максимально возможный объем производства при данных мощностях.
рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом — на вертикальном отрезке кривой SS.
Для долгосрочного периода характерно то, что:
все факторы производства
являются переменными, что предполагает
возможность изменения
в зависимости от динамики издержек (затрат) производственная кривая предложения может иметь вид:
горизонтальной линии
— издержки являются постоянной величиной,
и рост равновесного объема происходит
без изменения равновесной
возрастающей линии — издержки увеличиваются, например. из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены.
убывающей линии — издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных цен.
Согласованное функционирование разных частей экономики достигается
путем ее регулирования,
под которым понимается изменение
темпов роста отдельных структурных
подразделений, призванное перестроить
производство в соответствии
с изменившимися потребностями
общества. В условиях рынка
регулирование экономики
Когда правительство устанавливает сдерживающий верхний предел цены на конкурентном рынке, следствием его становится дефицит товара, если же государство устанавливает нижний предел цены, то зачастую следствием является избыток товара.