Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка

Описание работы

Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.

Файлы: 1 файл

эксшпор.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Вопрос "для кого?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической  системе правительство не вмешивается  в экономику. Его роль сводится к  защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

 

  • Командная экономическая система

 

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности  на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются  государственными органами посредством  централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и  в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым  государство решает вопрос, как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются  между отраслями на основании  долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

 

  • Смешанная экономическая система

 

Сегодня нельзя говорить о  наличии в том или ином государстве  в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства  и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным  директивам. Государство же в свою очередь  осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и  другие виды экономической политики, что в той или иной степени  способствует экономическому росту  страны и повышению жизненного уровня населения.

 

Плановая система. Согласно концепции ценообразования, цены устанавливались  в плановом порядке и должны были способствовать рациональному выполнению плановых заданий, служить инструментом для оценки экономической эффективности  деятельности предприятия. Другими  словами, за ценами осталось выполнение только планово-учетной функции. В  социалистическом хозяйстве центральный  плановый орган принимает решения  о том, что, как и где производить. При этом цены и рентабельность не играют никакой роли при распределении  ресурсов. От уровня цен на произведенную  продукцию не зависят ни доходы работающих, ни объем ресурсов, которыми располагает  предприятие для своего развития. Доходы устанавливаются тарифной системой, премии - на основе степени выполнения плана, а средства для развития выделяются, исходя из централизованного плана капитальных вложений, в основном, из бюджетных источников. Если предприятие получает высокий доход, то он направляется в государственный бюджет, если процесс производства убыточен, то убытки также покрываются из бюджета.

 

Рыночная система способствует эффективному распределению ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров  и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует  применение наиболее эффективных методов  комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению  новых, более эффективных технологий производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Спрос и величина спроса. Факторы спроса.

 

Спрос — это зависимость  между ценой и количеством  товара, которое покупатели могут  и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Полным спросом на товар  является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

 

Следует различать понятия  величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос  на товар — это готовность потребителя  приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость  величины спроса от цены. Изменение  величины спроса зависит от ценового фактора — цены, изменение спроса зависит от нескольких факторов: пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и  др.

При рассмотрении кривой спроса прочие условия, влияющие на спрос, кроме  цены предполагаются неизменными. Однако существует ряд факторов, которые  тоже оказывают влияние на величину спроса.

В частности:

  • Потребительские предпочтения
  • Изменение числа покупателей
  • Цены на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплименты) товары.
  • Потребительские ожидания

В случае если неценовые  факторы ведут к увеличению спроса — кривая спроса на графике сдвигается вправо (D1-D2). В случае если неценовые  факторы ведут к сокращению спроса — кривая сдвигается влево.

 

Потребительский выбор и индивидуальный спрос. Рыночный спрос.

 

Потребительский выбор —  решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления  некоторого блага (товара или услуги).

Формально запись потребительского выбора для двух продуктов может  быть такой:

u(x1,x2) → max (максимизируется функция полезности)

При условии:

p1x1 + p2x2 ≤ I (т. е. общие затраты на оба продукта не должны превышать дохода потребителя).

 

Индивидуальный спрос - спрос  конкретного потребителя; это соответствующий  каждой данной цене объем благ, который  тот или иной потребитель хотел  бы купить на рынке.

Рыночный спрос характеризует  общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса.

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством  суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.


Основными факторами рыночного спроса являются:

  • доходы потребителей
  • предпочтения (вкусы) потребителей
  • цена данного блага
              • цены товаров-заменителей и дополняющих благ
  • количество потребителей данного блага
              • численность населения и его возрастная структура;
              • распределение доходов среди демографических групп населения
  • внешние условия потребления
  • реклама
  • стимулирование сбыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предложение и величина предложения. Факторы предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

 

Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя  на рынке, его готовность произвести какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

Объем предложения — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель по определенной цене за определенный период времени  при прочих равных условиях.

Величина предложения  — количество товара, которое имеется  в продаже при определённой цене.

Как правило, между уровнем  цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен  приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить  производство, привлекает новых производителей на рынок.

Так же предложение —  определенное количество товара, которое  продавцы готовы предложить в течение  определенного периода времени.

Производитель решает задачу: сколько товара производить при  данной цене. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение.

Факторы, приводящие к изменению  предложения:

  • изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения)
  • изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары
  • перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение снижается; ожидание снижения цен — предложение увеличивается)
  • количество товаропроизводителей

 

Индивидуальное предложение - количество продукта, предъявленного к продаже по разным ценам одним  производителем, когда все другие условия рынка останутся неизменными.

Рыночное предложение  – количество продукта, предложенного  по разным ценам разными производителями, когда все другие условия рынка  остаются неизменными.

 

Графически суммируется  так же, как и рыночный спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рыночное равновесие. Равновесие в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Рыночное равновесие —  ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению.

 

 

Равновесие спроса и предложения  достигается при пересечении  кривых спроса и предложения. В точке  пересечения объем предложения  будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

Дефицит – большому количеству денег противостоит меньшее количество товаров.

Излишек – большое количество товаров противостоит малому количеству денег.

В экономической теории различают  три типа равновесия в зависимости  от временных возможностей у производителей.

  1. Мгновенное равновесие – предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.
  2. Краткосрочный период-некоторые факторы(сырье,раб.сила) являются постоянными.
  3. Длительное равновесие – изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.

 

  • Мгновенный период

Мгновенный период характеризуется  следующими факторами:

количество произведенных  ресурсов (факторов производства) не меняется, т.е. все факторы являются постоянными.

продавец лишен возможности  приспосабливать величину предложения  к объему спроса, и равновесная  цена определяется только кривой спроса

как следствие, кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для  скоропортящихся товаров).

 

  • Краткосрочный период

В краткосрочном периоде:

часть факторов производства является постоянной, а часть переменной.

Продавец может приспосабливать  величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия.

кривая предложения состоит  из двух участков, где Q* — максимально  возможный объем производства при  данных мощностях.

рыночная цена определяется взаимодействием  спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом — на вертикальном отрезке  кривой SS.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Долгосрочный период

Для долгосрочного периода  характерно то, что:

все факторы производства являются переменными, что предполагает возможность изменения масштабов  производства.

в зависимости от динамики издержек (затрат) производственная кривая предложения может иметь вид:

горизонтальной линии  — издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены.

возрастающей линии —  издержки увеличиваются, например. из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной  цены.

убывающей линии — издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных  цен.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное регулирование рыночных цен и проблема эффективности.

 

Согласованное функционирование разных  частей  экономики  достигается

путем ее  регулирования,  под  которым  понимается  изменение  темпов  роста отдельных структурных  подразделений, призванное перестроить  производство  в соответствии  с  изменившимися  потребностями  общества.  В  условиях  рынка  регулирование экономики обеспечивается  путем перераспределения  финансовых ресурсов.

Когда  правительство  устанавливает  сдерживающий  верхний  предел  цены  на  конкурентном  рынке, следствием его становится  дефицит  товара, если же государство  устанавливает нижний предел цены, то зачастую следствием является избыток  товара.

Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"