Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка

Описание работы

Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.

Файлы: 1 файл

эксшпор.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

Эластичность предложения  зависит от многих факторов:

возможности длительного  хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит  дорого, имеет низкую эластичность предложения;

специфики производственного  процесса. В том случае, когда  производитель товара может или  увеличить его выпуск при росте  цены, или выпускать другой товар  при снижении цены, предложение данного  товара будет эластичным;

фактора времени. Производитель  не может быстро реагировать на изменение  цены, поскольку необходимо известное  время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда  требуется увеличить выпуск), или  сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда  требуется уменьшить выпуск). В  коротком периоде предложение может  быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования  имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может  увеличить рыночное предложение  только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде  предложение неэластично по цене. В долгом периоде предприниматели  могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами  новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения  по цене достаточно существенна;

цены других благ, в том  числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;

степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция  предложения на эластичность очень  мала.

 

                 эластичное предложение           неэластичное предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принцип максимизации полезности в теории потребительского выбора. Предельная полезность и спрос.

 

Потребительский выбор  —  решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления  некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий  потребительского выбора и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое  решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе  говоря, что мы предпочитаем, то реально  и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напротив, в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский  выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.

Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или  иного товара (услуги) для потребителя  зависит поведение потребителя  на рынке товаров (услуг).

Потребительское поведение  — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных  покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение  на рынках.

Определяющими факторами  потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).

Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного  ассортиментного набора потребительских  товаров и услуг с точки  зрения их полезности. При этом имеется  в виду рациональное поведение каждого  потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а  также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально  возможной степени удовлетворения (полезности).

Ситуация, когда потребитель  не может увеличить общую полезность, которую он может получить при  определенном доходе, и расходует  меньше денег на покупку одного блага  и больше — на покупку другого, называется потребительским равновесием.

Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги).

Различают полезность (U) общую и предельную.

  • Общая полезность (TU) — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).
  • Предельная полезность (MU) — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

 

Рациональность поведения  потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет  стремиться приобрести такой набор  товаров (услуг), который бы максимально  удовлетворял его потребностям, предпочтениям  и составлял бы для него наивысшую  полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор  товаров (услуг), каждый потребитель  должен распределить свой денежный доход  таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой. Математически этот принцип можно  представить в виде универсального уравнения:

 

=

 

Правая часть уравнения  отражает соотношение цен двух товаров, которые не зависят от поведения  отдельного покупателя, левая часть  — субъективные оценки отдельного покупателя о предельной полезности товаров x и у.

 

Развитие теории потребительского поведения легло в основу создания в экономической науке концепции "бюджетных линий и кривых безразличия".

 

  • Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
  • Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

 

Классификация потребительского спроса.

 

В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный  и нерациональный факторы.

Первый связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся  выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они  равняются. Другие стремятся достичь  исключительности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни  важной стороной, которого  становится демонстративное потребление. Поэтому выделяются три типичных случая взаимных влияний.

 

  1. Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других людей, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

 

 

  1. Эффект сноба. В этом случае у потребителя

доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный

потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения

спроса из-за того, что  другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную  сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают  потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если

доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит  то, что приобретают все.

 

  1. Эффект Веблена.

Престижное или демонстративное  потребление, когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под  эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем,

что товар имеет более  высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается  в том, что эффект сноба зависит  от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит  прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет  участки с положительным наклоном.

 

Каждый потребитель заинтересован  максимизировать общее количество полезности, которое он получает. В  этом стремлении к максимизации полезного  эффекта потребитель наращивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицей одноименного товара совокупная полезность прирастает на некоторую величину, именуемую  предельной полезностью.

Предельная полезность есть полезность от потребления дополнительной единицы продукта/услуги.

Таким образом, совокупная полезность данного количества одноименного товара равна сумме предельных полезностей  всех единиц этого товара.

 

По мере увеличения количества потребляемого в заданное время  одноименного продукта предельная полезность каждой последующей его единицы  будет снижаться. Другими словами, чем больше пирожных вы съедаете за один присест, тем меньше хочется  съесть еще одно, тем меньше удовольствия оно вам принесет. Этот феномен, был  охарактеризован известным английским экономистом А. Маршаллом как  закон убывающей предельной полезности.

 

Функция полезности – функция, показывающая убывание полезности блага  с ростом его количества:

 

MU =

 

Функция полезности - это  прямо пропорциональная зависимость  между совокупной полезностью благ и их количеством.

 

Предельными издержками потребителя  будут затраты на приобретение дополнительной единицы товара.

В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский  набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процесс производства, факторы производства. Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности. Общий, средний и предельный продукт. Стадии производства.

 

Факторы производства —  ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно  подразделяются на составляющие:

  • трудовые ресурсы, или труд;
  • инвестиционные ресурсы, или капитал;
  • природные ресурсы, или земля;
  • сырьевые ресурсы;
  • предпринимательский талант, или предпринимательские способности;
  • информация; специфической формой информации является технология;

 

  • Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.
  • Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Ошибочное мнение, что акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.
  • Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
  • Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
  • организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
  • принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
  • рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
  • быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

 

Одним из ключевых экономических  ресурсов на современном этапе развития общества является информация.

 

Производство - это не только процесс создания благ, необходимых  для удовлетворения разнообразных  потребностей человека, но и воспроизводство  самой жизни людей, поскольку  при этом обеспечиваются средства их существования, а также реализация и развитие их способностей.

 

В процессе производства взаимодействуют  труд и природа. Труд - человеческая деятельность, направленная на создание материальных и духовных благ для  удовлетворения потребностей людей. Однако создание материальных благ в определенных пределах может осуществляться и  без непосредственного участия  человека (автоматизированное производство, химический процесс и др.). В этом случае труд не исчезает, он перемещается в сферу регулирования, управления.

Труд и производство - не тождественные понятия. Производство - это процесс труда, имеющего завершенный, результативный характер. Такой труд является производительным, а средства его осуществления - средствами производства. Если произведен продукт, процесс производства состоялся. Может случиться, что  труд имел место, но продукт по каким-то причинам не создан. Такое производство имеет незавершенный характер.

Процесс труда осуществляется результативно, т. е. с определенной производительностью или эффективностью, которая зависит от того, как сочетаются его факторы и насколько полно  они использованы. При этом важное значение имеют как количественные и качественные параметры факторов производства, так и их имущественная  принадлежность, от которой во многом зависит мотивация труда участников процесса производства. Когда известно, какие и как используются факторы  производства, кому они принадлежат, можно более или менее объективно определить уровень процесса производства.

Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"