Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка

Описание работы

Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.

Файлы: 1 файл

эксшпор.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

Естественная монополия  означает такое состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи с чем спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени  зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Сфера деятельности естественных монополий:

    • Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    • транспортировка газа по газопроводам;
    • передача электрической и тепловой энергии;
    • железнодорожные перевозки;
    • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
    • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 

Регулирование естественных монополий  должно быть гибким и соответствовать  этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, предоставляющих коммунальные и общественные услуги (железные дороги, водопровод и т. д.), которые в основном и являются естественными монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет  место быстрый рост, третий этап - это период стабильности и зрелости отрасли. На четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции  и потребность в регулировании  исчезает. Естественная монополия имеется  только на первых трех этапах, когда  существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование  способствует развитию отрасли, на третьем  и четвертом часто пытается защитить предприятие-монополиста от возможной  конкуренции. В этом случае и возникает  потребность в дерегулировании.

  1. Монополистическая конкуренция как рыночная структура. Выбор фирмы монополистического конкурента в краткосрочном периоде.

Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором  имеется достаточно большое число  фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.

Черты монополистической конкуренции:

 

  • Относительно большое число фирм;

 

  • Товар, которым они торгуют дифференцирован:

 

    • Дифференцирование по качеству продукта;

 

    • Дифференцирование по сервису;

 

    • Размещение фирмы продавца.

 

  • Основной упор на не ценовую конкуренцию;
  • Малое количество барьеров для входа и выхода из рынка;
  • Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки.

 

Фирма в условиях монополистической  конкуренции в поисках максимальных прибылей манипулируют тремя факторами: ценой, продуктом и рекламно-пропогандистской деятельностью. Каждая из возможных  комбинаций этих факторов создает для  фиры разную ситуацию спроса и издержек. Оптимальная комбинации находится, как правило, методом проб и ошибок, т.к. ее сложно предсказать.

Фирма на рынке монополистической конкуренции  в краткосрочном периоде будет  максимизировать свою прибыль или  минимизировать убытки, вырабатывая  такой объем продукции, который  отвечает координатам точки пересечения  кривых предельных издержек  и предельного  дохода.

 

                             Р                   доход         MC         ATC



                                                                                    AVC




                                                                                    d


 

                                                                             

                                                                                                MR 

Q


 

 

  1. Долгосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции.

На рынках монополистической конкуренции  экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические  прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру  продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит экономическую  прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих  в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

D - спрос; MR- предельный доход; МС - предельные издержки; АТС - средние валовые издержки 

Отсутствие экономической прибыли  лишает новые фирмы стимула для  вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции  стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни  фирмы могут получать экономическую  прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией  продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа  в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы  открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

Является ли рыночный механизм монополистической  конкуренции эффективным? С точки  зрения использования ресурсов - нет, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками: производство Q0 не достигает величины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т.е. составляют величину Q1. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

Монополистическая конкуренция – такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Рынок с монополистической  конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

-   наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);

-   свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

-   разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

-   совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

-   влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

 

  1. Олигополия как рыночная структура. Степень концентрации отрасли рыночная власть. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.

   Олигополия – рыночная структура, при которой предложение товаров осуществляется небольшим числом крупных фирм, каждая из которых определяя свое рыночное поведение, принимает во внимание действия конкурентов и осознает влияние их выбора цены или уровня выпуска на свою прибыль.

  Основные черты  олигополии:

  • Немногочисленность фирм в отрасли
  • Высокие барьеры для вступления в отрасль
  • Всеобщая взаимозависимость (проявляется и в усл. обострения конкурентной борьбы)
  • Поведение фирм в отрасли стратегично (т.к каждая фирма знает, что решения других фирм в отрасли повлияют на ее прибыль, и поэтому принимает решения с учетом действий и ответной реакции конкурентов)
  • Степень информированности игроков олигополистического рынка влияет на природу рыночного равновесия, т.к у рыночных контрагентов нет полной информации о ценах, характеристиках продукта, объемах выпуска итд.

 

   Понятие рыночной  концентрации тесно связано с  количеством фирм-участников

рынка, то есть компаний, выпускающих  сходный продукт и  конкурирующих  между

собой в борьбе за потребителя. Существуют различные  показатели,  измеряющие

рыночную концентрацию.  Отраслевой  показатель  рыночной  концентрации  чаще

всего рассчитывается как  доля продаж 4 или 8 крупнейших фирм в  общем  объеме

отраслевого выпуска.  (в  процентах)

   Другая проблема  использования степени концентрации  состоит в том, что с ее  помощью не удается точно измерить  распределение рыночной власти  между доминирующими фирмами. Индекс Херфиндаля предназначен для решения этой проблемы.

 

Индекс Херфиндаля используется для оценки степени монополизации  отрасли, вычисляется как сумма  квадратов долей продаж каждой фирмы  в отрасли.

 

,

где S1,S2 — выраженные в  процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли. Коэффициент Херфиндаля —  Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модели олигополии (ценовая война, ломаная кривая спроса, ценовое лидерство, картельное соглашение)

 

Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним  из многих возможных последствий  олигополистического соперничества.

Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны  продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают  одну и ту же цену Р = АС = МС.

На  олигополистических рынках одна фирма  действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы  максимизировать свою прибыль, в  то время как другие фирмы следуют  за лидером. Соперничающие фирмы  назначают ту же цену, которая установлена  лидером.

Ломаная  кривая  спроса  для олигополистической фирмы

При отсутствии сговора возможны два  вероятных предположения о поведении  конкурентов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

        • Если одна из фирм снижает цены на свой товар с целью расширения объемов продаж, то другие конкуренты также снижают цены. Поэтому фирма сталкивается с неэластичным участком кривой спроса участок
        • При увеличении цен на товар одной из фирм, другие фирмы не изменяют цены. Фирма сталкивается с эластичным участком кривой спроса участок

 

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное  и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец решает проблему определения цены и объема выпуска  продукции.

Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существует только два продавца, - дуополию. Дуополия –  это частный простейший случай олигополии. И если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен однако имеет свои цены. Оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. А так как средние издержки постоянны, то Р=МС=АС. В точке В установится равновесие, потому что ни одна фирма не сможет снизить цену ниже, не понеся убытки. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль = 0.  От ценовой войны выигрываютпотребители а проигрывают производители.

 

Ломаная кривая спроса - кривая спроса, отражающая тенденцию поведения на рынке факторов производства выступающего в качестве их покупателя олигополиста, не участвующего в сговоре. Кривая строится в предположении, что соперничающие фирмы присоединятся к решению о снижении цен спроса на факторы, но не последуют решению о повышении цен.

Графически модель ломаной  кривой спроса представлена на рис. 11.14. Рассмотрим сначала рис. 11-14, а. Предположим, что в определенный момент у олигополиста сложилась комбинация цены и выпуска  А (Р, q). Обдумывая свое решение об изменении цены, он рассуждает следующим  образом. Если я уменьшу цену, то некоторые из моих соперников, опасаясь сокращения своих продаж, скорее всего, последуют моему примеру. Поэтому, снижая свою цену, я вряд ли существенно  увеличу объем продаж. Если же я  увеличу свою цену, соперники, стремясь к увеличению своих продаж, наоборот, скорее всего, не последуют моему  примеру, они сохранят свои цены на относительно более низком vровнe и  таким образом привлекут к  себе часть моих покупателей. Иначе  говоря, линия спроса на мою продукцию  в окрестностях точки А имеет  разный наклон, а именно на участке AD он круче, чем на участке dA. Значит, в точке А моя кривая спроса имеет излом. Подчеркнем, что речь идет не о действительной, или, как  нередко говорят, объективно данной, а о субъективной оценке этой кривой самим олигополистом, или, иначе, воображаемой им кривой спроса.

Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"