Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка

Описание работы

Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.

Файлы: 1 файл

эксшпор.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая эффективность  — результативность экономической  системы, выражающаяся в отношении  полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности  на разных уровнях экономической  системы и является итоговой характеристикой  функционирования национальной экономики.

На микроэкономическом уровне — это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к  затратам (труд, сырьё, капитал) минус  единица.\

Главным критерием социально-экономической  эффективности является степень  удовлетворения конечных потребностей общества, и прежде всего потребностей, связанных с развитием человеческой личности. Эффективность экономической  системы зависит от эффективности  производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов  к затратам и измеряется совокупностью  количественных показателей. Для измерения  эффективности производства используются показатели производительности труда, фондоотдачи, рентабельности, окупаемости  и др. С их помощью сопоставляются различные варианты развития производства, решения его структурных проблем.

 

В современной  России серьезной проблемой является установление эффективных методов  экономического регулирования. Между  тем с самого начала экономических  реформ стали применяться такие  методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики. Мы знаем, что спрос и предложение определяют цену товара и количество проданного товара, как воздействуют на спрос и предложение и, следовательно, изменяют равновесную цену и равновесный объем различные события.

Для того чтобы осознать и оценить  экономическую роль государства, нужно  понимать механизм регулирования цены на уровне «пола» и «потолка».

«Потолок» цены — законодательно утвержденное максимальное значение цены товара или услуги. Пример: контроль за уровнем ренты. Если верхний предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит. Продавцы должны некоторым образом распределять товары или услуги среди покупателей, продавцы выбирают покупателей.

«Пол» цены — законодательно утвержденный минимум цены товара или услуги. Пример: минимальный размер оплаты труда. Если нижний предел цены находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса. Следствие избыточного предложения — необходимость распределения покупательского спроса на товары и услуги, покупатели выбирают продавцов.

Еще одна сторона регулирования цен  – регулирование цен на продукцию  монополиста. На конкурентом рынке государственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, не совсем так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот, регулирование цен может устранить полные чистые потери, которые проистекают из монопольной власти. Одним словом, регулирование монополии направлено на снижение цен и увеличение выработки в интересах потребителей, а также на получение монополистом справедливой прибыли.

   Под государственным  регулирование в экономической  теории обычно понимают и воздействие  налогов и субсидий на равновесие  конкурентной фирмы в отрасли.  Дело в том, что только государство  имеет монопольное право на  введение налогов (т.е взимания  денег с физ. и юр. лиц) и  субсидий (обратной стороной налога).

  1. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Измерение ценовой эластичности спроса.

 

Эластичность – способность  спроса и предложения оставаться постоянными при изменениях цены, доходов покупателей и других факторов.

Коэффициент эластичности –  показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению  к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением количества экономической  величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены) на единицу.

 

Ценовая эластичность спроса — это степень воздействия  изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос, то есть это процентное изменение спроса, возникшее в результате процентного изменения цены.

 

E<|1| - спрос неэластичный. С изменением факторов спрос изменяется в меньшей степени.

Е=1 – единичная эластичность. Изменения факторов и спроса одинаковы.

E>|1| – эластичный спрос.  С изменением факторов спрос  изменяется в большей степени,  чем доходы покупателей.

 

= * (формула точечной эластичности)

 

Значение эластичности

Применяемое определение

Взаимосвязь цены и спроса

Зависимость выручки от изменения  цены

Цена падает

Цена растет

=0

абсолютно неэластичный спрос

Спрос не зависит от цены

уменьшается

растет

<1

неэластичный спрос

В процентном отношении спрос  изменяется меньше, чем цена

уменьшается

растет

=1

единичная эластичность спроса

В процентном отношении спрос  изменяется так же, как цена, но в  противоположном направлении

неизменна

неизменна

>1

эластичный спрос

В процентном отношении спрос  изменяется больше, чем цена

растет

уменьшается

=

абсолютно эластичный спрос

Цена не зависит от изменения  спроса

уменьшается

растет


 

 

Факторы ценовой  эластичности спроса. Геометрическая интерпретация коэффициентов ценовой  эластичности спроса.

 

  • Товарозаменители
  • Степень агрегированности товарной группы (объединение, укрупнение показателей по какому-либо признаку)
  • Временной фактор
  • Степень насыщенности потребителей в товаре.

 


Геометрическая

интерпретация:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.

 

Перекрестная эластичность спроса - форма эластичности спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению  спроса на другой (сходный по своим  потребительским качествам) товар.

Положительное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимозаменяемыми.

Отрицательное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимодополняющими.

Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

  • Положительная (Комплиментарные = (+) )
  • Отрицательная (Субституты = (-) )
  • Нулевая (Независимые = 0 )

Перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении  антимонопольной политики. Чтобы  доказать, что та или иная фирма  не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое  этой фирмой благо обладает положительной  перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.

Важными факторами, обусловливающими перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность к замещению  друг друга в потреблении.

Знание перекрестной эластичности спроса по цене может использоваться в планировании. Допустим, что ожидается  рост цен на природный газ, что  неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении  и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту  объема спроса на электроэнергию на 8%.

Мера взаимозаменяемости благ выражается в величине показателя перекрестной эластичности спроса по цене. Если незначительный прирост  цены одного блага вызывает большой  прирост спроса на другое благо, то они являются близкими заменителями. Если незначительный рост цены одного блага вызывает большое сокращение спроса на другое благо, то они являются близкими дополняющими благами.

 

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов  изменится величина спроса при изменении  дохода на 1 %.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится  ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории  нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного  пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны  доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые  виды продовольствия.

 

Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

  • положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;
  • отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;
  • нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

 

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

  • от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
  • является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
  • от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

 

 

Спрос на неэластичные блага  увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем, начиная с некоторого уровня I1, спрос на эти блага начинает сокращаться. Спрос на эластичные блага (например, предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.

Спрос на некачественные блага  вначале увеличивается, но, начиная  со значения I3, сокращается.

  1. Ценовая эластичность предложения. Факторы ценовой эластичности предложения. Геометрическая интерпретация коэффициента ценовой эластичности предложения.

 

Эластичность предложения  по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение  цены товара. Она рассчитывается по формуле:

 

Es = (процентное изменение  объема предложения)/(процентное  изменение цены)

 

= * = *

 

Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что  эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости  в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное  значение эластичности предложения  обусловлено тем, что более высокая  цена стимулирует производителей увеличивать  выпуск.

Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку  оно позволяет производителям отреагировать  на изменение цены товара.

 

Выделяют три временных  периода:

  • текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;
  • короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;
  • долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

 

Различают следующие формы  эластичности предложения:

  • эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;
  • неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;
  • абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;
  • абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

 

Понятие "эластичное предложение" применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного  блага.

Следует заметить, что для  большинства промышленных товаров  эластичность предложения по отношению  к ценам на сырье отрицательна, ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что  при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции.

Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"