Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка

Описание работы

Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.

Файлы: 1 файл

эксшпор.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

 MC = S


   P S


 

 

 

 

    0 G

   Рис. 4. Кривая предложения фирмы.

 

Равновесие  фирмы в краткосрочном периоде. Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы. Остановимся на сравнении графиков равновесия отрасли и равновесия фирмы. Нетрудно заметить, что, помимо различий в масштабах производства, эти графики отличаются наклоном кривой спроса (рис. 5 и 6).


      P  S = MC


                                      S


 

  E               Pe E’ D = MR = AR

     Pe      


                             

                                    D

       0                 Q (тыс. шт.)            Qe     Q (шт.)


 

Рис. 5. Равновесие отрасли.    Рис. 6. Равновесие фирмы.

 

При анализе поведения  фирмы используется важное теоретическое  допущение, что производитель ведет  себя рационально. Принцип рациональности поведения производителя аналогичен принципу, используемому потребителем. Полезный результат (в данном случае это прибыль производителя) достигается, когда предельный выигрыш от производства еще одной единицы продукта превышает  предельные затраты на производство этой дополнительной единицы. Положительная  разница между предельным доходом  и предельными издержками составит предельную прибыль фирмы.

Другими словами, производитель  будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход  не сравняется с предельными издержками. В случае когда MR = MC, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше придельных издержек, а прибыль начнет падать.

Следовательно, МР = МС является условием максимилизации прибыли, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы. Поскольку при совершенной конкуренции Р = М R, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность (ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).

Равновесие фирмы характеризуется  равновесной ценой РЕ и равновесным  объемом производства QE, при которых прибыль фирмы достигает максимума.

 

Равновесие  фирмы в долгосрочном периоде.

 

Если типичная фирма в  отрасли получает экономическую  прибыль, то в долгосрочном периоде  это привлечет в отрасль новые  капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия  будут расширять производство.

Если в краткосрочном  периоде фирма терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы  сокращение объема производства и последующий  уход из отрасли. Естественно, таким  же будет долгосрочное решение и  при убытках, равных величине фиксированных  издержек, т.е. когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В таком случае и краткосрочное  и долгосрочное решение будет  однозначным: закрыть производство.

Подобные решения принимает  не единичная фирма, а все их множество. В результате массовых аналогичных, хотя и не согласованных друг с  другом, действий рынок преодолевает экстремальные ситуации убыточного и сверхприбыльного производства, и  все возвращается «на круги своя», т.е. к условиям получения всеми  только нормальной прибыли. Это происходит следующим образом. Если сверхнормальная  прибыль побуждает предприятия  расширять производство и привлекает в отрасль новые фирмы, растут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения  отрасли сдвигается вправо, что ведет  к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что  фирмы принимают решение закрыть  производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение сокращается и при  прежней величине отраслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать  до тех пор, пока цена не установится  на уровне, достаточном лишь для  получения всеми фирмами отрасли  нормальной прибыли. Этот механизм характеризует  «невидимую руку рынка», о которой  говорил Смит. Свободная конкуренция  выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль (в долгосрочном периоде).

 

 P M1


 SRMC


 

 P1  SRAC M2 SRMC


   LRAC


      SRAC


              E

     Pe


 

 

      0 Q


Q1 Qe

 

M1 – масштаб производства 1

M2 – масштаб производства 2

В точке Е  Р =  LRAC = SRMC = SRAC

 

Рис. 8. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

Одновременно данная цена будет и равновесной ценой  рынка (фирмы не приходят в отрасль  и не выходят из нее).

В точке долгосрочного  равновесия фирма имеет наиболее эффективные масштабы производства, и минимизируют долгосрочные средние  издержки. Равенство Р = LRACmin характеризует так называемую производственную эффективность фирмы.

Масштаб производства может  иметь положительные и отрицательные  последствия для фирмы. Эффект масштаба может, в свою очередь, быть внутренним и внешним. Внутренний эффект масштаба обусловлен изменением размеров производства самой фирмы. Внешний эффект масштаба для фирмы связан не с ее собственным  уровнем производства, а с отраслевым. Так, если отрасль расширяется, сокращается  и цена, а значит, долгосрочные средние  издержки фирмы падают. Для фирмы  это означает внешний положительный  эффект масштаба.

  1. Социально-экономическая эффективность рынка совершенной конкуренции

 

Экономисты сходятся во мнениях, что чисто конкурентная экономика  приведет к наиболее эффективному использованию  редких ресурсов .Т. е. экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченное количество ресурсов, имеющихся в  распоряжении общества таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.

Равенство цены и минимальных  средних издержек показывает, что  фирма использует наиболее эффективную  из известных технологий и назначает  самую низкую цену и производит наибольший объем продукции, соответствующий  ее издержкам.

Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы  распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

Конкурентная система  цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые  полностью соответствуют интересам  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Монополия как рыночная структура. Предельный доход монополиста и эластичность спроса.

 

Монополия (чистая)- ситуация, когда на рынке существует только один продавец некоторого товара, причем товар этот не имеет близких заменителей.

Монополия - существует тогда, когда какой-то конкретный человек  или предприятие имеет над  каким-то товаром контроль, позволяющий  ему в значительной мере диктовать  условия, на которых другие лица имеют  доступ.

                         

 Черты чистой монополии:

  • Единственный продавец
  • Тип товара уникален – нет близких заменителей
  • Контроль над ценой
  • Вступление в отрасль заблокировано (финансовые барьеры, контроль над ресурсами, нечестная конкуренция и др.)

 

Классификация монополий. 

  • Естественная монополия формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства.
  • Искусственная монополия возникает на основе сговора или подавления конкурентов.
  • Случайная монополия - это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, т.е. поиска рыночной ниши. Случайная монополия может перерасти в искусственную.

Кривая спроса на продукт  чистой монополии и фирм монополистической  конкуренции является кривой рыночного  спроса и имеет отрицательный  наклон. Поэтому фирмы могут оказывать  влияние на цену, контролируя выпуск товаров (для монополистической  конкуренции контроль неполный).

В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи  дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы).

Предельный доход - дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции.

Существует взаимосвязь  эластичности спроса по цене, общего дохода (ТR) и предельного дохода монополии (МR). Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны, и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный. Монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса.

 

Кривая спроса, предельный доход  и выпуск в условиях чистой монополии

Кривая спроса монополиста (DD) имеет нисходящий характер. Предельный доход (MR) меньше цены. Когда предельный доход положителен, общий доход возрастает при сокращении цены. Когда предельный доход отрицателен, общий доход сокращается при понижении цены. Общий доход достигает максимума, когда предельный доход (MR) равен нулю. Когда MR > 0, спрос является эластичным. Когда MR < 0, общий доход в этой точке достигает максимума.

 

  1. Определение объема выпуска и цены монополиста. Прибыль монополиста.

Какое количество товара должен производить  монополист? Чтобы максимизировать  прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для  монополиста.

Цена единицы продукции, которую  получит монополист, является функцией объема производства.

Цена и объем производства должны быть такими, чтобы предельный доход  равнялся предельным издержкам.

 

Графический анализ цены и объема выпуска монополиста

 

 

Монопольная фирма максимизирует  прибыль, выпуская количество товара, соответствующее точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Pm, которая требуется, чтобы побудить покупателей приобрести количество товара Qm. Заштрихованная область соответствует экономической прибыли монополиста.

 

Монополия и эффективность  распределения ресурсов. Социальные издержки монополизации.

 

Эффективность распределения  ресурсов - уровень организации экономики, при котором общество извлекает  максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. В такой  ситуации общество находится на границе  полезности-возможности.

Степень эффективности распределения  ресурсов, определяется не желаниями  и намерениями производителя, а  запросами потребителей. Наиболее эффективным  способом распределения ресурсов будет  тот, который в наибольшей степени  соответствует действительным потребностям покупателей.

Эффективность распределения  ресурсов - практически - производство продукта при таких условиях, когда  его цена равна его предельным издержкам.

Рассмотрим теперь эффективность  распределения ресурсов при монополии.

Неэффективность распределения  ресурсов при монополии 

 

Монополист выравнивает собственную  выгоду с издержками общества В этой связи т производит объем товара Qс < Qe и устанавливает цену Ра также выше равновесной Ре Каждая непроизведенная единица товара Х в интервале {Qc-Qe] желаема для общества, поскольку дает предельную выгоду, превышающую предельные издержки (кривая D выше кривой МС) Суммарные потери эффективности составят площадь треугольника САЕ

Поскольку товар X, производимый фирмой-монополистом, удовлетворяет потребности покупателей, то кривая спроса D по-прежнему будет отражать предельную выгоду MBs, получаемую покупателями и обществом в целом. Так как фирма-монополист олицетворяет собой всю отрасль, то ее предельные издержки будут являться предельными издержками общества. Точка Е пересечения кривых D и МС (напомним, что в условиях монополии кривой предложения не существует) определяет объем производства Qe, при котором предельная выгода общества равняется предельным издержкам общества и цена товара Р = МС, т.е. достигается эффективное распределение ресурсов. Однако фирма-монополист выравнивает не общественную, а собственную предельную выгоду с предельными издержками (МС = MR), ограничивая выпуск Qe единицами товара и увеличивая цену до Ра. В этом случае цена товара Ра будет выше предельных издержек, предельная выгода не равняется предельным издержкам (MBs MCs) и распределение ресурсов неэффективно. Суммарные потери эффективности составят площадь треугольника САЕ. Следовательно, при монополии не обеспечивается равенство цены товара Р с предельными издержками его изготовления и не достигается эффективность распределения ресурсов.

Социальные издержки, связанные  с монополией – это альтернативные издержки. Они представляют собой  общую величину выгоды, которой жертвует общество, допуская сокращение производства до монопольного уровня. А не стимулируя его расширения до конкурентного  уровня.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение естественной монополии и дилемма  ее регулирования

Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"