Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка

Описание работы

Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.

Файлы: 1 файл

эксшпор.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Наконец, положительная экономическая  прибыль всегда больше нормальной. Это стимулирует приток капиталов  и предпринимательских талантов в соответствующую фирму или  отрасль, ведь там доходность выше, чем в среднем по экономике.

 

Функции прибыли:

  1. Учетная – это форма учета эффективности предпринимательской деятельности.
  2. Стимулирующая – побуждает фирму увеличивать объем продаж, снижать издержки.
  3. Распределительная – при ее использовании является источником формирования двух фондов: потребления и накопления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Издержки в коротком периоде. Факторы, влияющие на издержки.

 

В теории фирмы важную роль играет фактор времени. Поэтому, прежде чем охарактеризовать издержки, введем понятия краткосрочного и долгосрочного  периодов времени.

 

Краткосрочный период —  это отрезок времени, в течение  которого одни факторы производства являются постоянными, а другие —  переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и  сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а  также количество фирм, функционирующих  в отрасли.

 

Долгосрочный период —  это отрезок времени, в течение  которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма  имеет возможность изменить общие  размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль — число  функционирующих в ней фирм.

 

В краткосрочном периоде  при выпуске продукции одни издержки фирмы будут носить постоянный характер, другие — переменный.

 

Постоянные издержки (FC) —  это издержки, величина которых в  краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением  объема производства. Более того, они  имеют место даже тогда, когда  продукция вообще не выпускается.

К постоянным издержкам относятся  издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного  оборудования, арендой, капитальным  ремонтом, а также административные расходы.

 

Переменные издержки (VC) —  это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или  уменьшения объема производства. К  переменным издержкам относятся  затраты на сырье, электроэнергию, оплату труда, расходы на вспомогательные  материалы и т. п.

В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит  от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются  пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации  производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная  продукция.

 

По мере достижения оптимальных  размеров производства происходит относительная  экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует  более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства.

 

Общие издержки (ТС) — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы  в связи с производством продукции  в краткосрочный период. Общие  издержки представляют собой сумму  постоянных и переменных издержек:

 

TC = FC + VC

 

При нулевом объеме производства общие издержки равны величине постоянных издержек. Далее, при наращивании  объема производства, общие издержки увеличиваются на величину переменных издержек.

 

Средние постоянные издержки (AFC) характеризуются затратами постоянных ресурсов, с которыми в среднем  производится единица продукции. Средние  постоянные издержки рассчитываются по формуле:

 

AFC =

 

где  Q — объем производства.

 

С увеличением объема производства постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции, будут уменьшаться.

 

Средние переменные издержки (AVC) характеризуются затратами переменных ресурсов, с которыми в среднем  производится единица продукции. Они  определяются путем деления переменных издержек на объем продукции Q:

 

AVC =

 

 

Динамика средних переменных издержек обусловлена изменением отдачи от переменного фактора. На начальном  этапе процесса производства средние  переменные издержки снижаются, затем  достигают своего минимума, после  чего начинают возрастать.

 

Понятие средних переменных издержек необходимо для определения  эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения  ближайших перспектив развития —  расширения, сокращения производства или ухода из отрасли.

 

Средние общие издержки (АТС) представляют собой частное от деления  общих издержек (ТС) на объем продукции (Q).

 

ATC =

 

Средние издержки можно также  получить путем сложения средних  постоянных и средних переменных издержек:

 

ATC = AFC + AVC

 

Понятие средних общих  издержек имеет важное значение для  теории фирмы. Сравнение средних  общих издержек с уровнем цен  позволяет определить величину прибыли.

 

Предельные издержки (MC) —  это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением  производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные  с производством последней единицы  продукции.

 

MC =

 

Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку  позволяет показать те издержки, которые  придется понести фирме в случае производства еще одной единицы  продукции или сэкономить их в  случае сокращения производства на эту  единицу.

 

Основные соотношения  между средними и предельными  издержками.

 

Кривая МС не зависит от FC, так как FC не зависит от объема производства, а МС — это издержки, связанные с приростом выпуска  продукции.

Пока МС остаются меньше АС, кривая средних издержек имеет  отрицательный наклон. Это означает, что производство дополнительной единицы  продукции уменьшает средние  издержки.

Когда МС равно АС, это  значит, что средние издержки перестали  падать, но еще не начали расти. Это  точка минимальных средних издержек (АС = min).

Когда МС становятся больше АС, кривая средних издержек идет вверх, что означает увеличение средних  издержек в результате производства дополнительной единицы продукции.

Кривая МС пересекает кривую AVC и кривую АС в точках их минимальных  значений.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Издержки в долгосрочном периоде.

 

В длительном периоде все  факторы производства становятся переменными, поэтому фирма стремится расширить  объем выпуска, причем так, чтобы  издержки на единицу выпускаемой  продукции были минимальными. При  этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны  средним общим издержкам.

 

Рассмотрим отношения  между кривыми средних издержек (АС) в коротком и длительном периоде.

 

Каждая фирма в тот  или иной момент характеризуется  определенными масштабами производства, которым соответствует та или  иная кривая средних издержек короткого  периода. Таких кривых существует столько, сколько масштабов производства исследуется. Изменяя эти масштабы, фирма переходит от одной кривой средних издержек короткого периода  к другой. При этом средние издержки до определенного объема выпуска  будут уменьшаться, а затем начнут постепенно возрастать.

При условии, что цены на вводимые ресурсы остаются неизменными, уменьшение средних издержек в долгосрочном периоде объясняется тем, что  с расширением производства темпы  прироста готовой продукции начинают обгонять скорость прироста издержек на вводимые факторы производства. Это происходит в силу действия «эффекта экономии на масштабе».

Однако дальнейшее расширение производства приведет к тому, что  на фирмах возрастут так называемые издержки бюрократического контроля (потребуются  дополнительные управляющие структуры  — отделы, смены, цеха, участки; возрастут  расходы на административный аппарат; снизится эффективность управления, участятся сбои в организации). Все  это вызовет увеличение издержек производства, и кривая средних издержек в долгосрочном периоде станет возрастать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенная конкуренция как особый тип рынка.

 

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.

 

Совершенная конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары.

Она предполагает, что  на рынке  имеется множество независимых  фирм, самостоятельно решающих,  что  создавать и в каких количествах, а также:

1.Объём производства  отдельной   фирмы  является  незначительным  и  не

оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

2.Реализуемые каждым производителем  товары являются однородными;

3.Покупатели хорошо информированы  о ценах, и если кто-то  повысит   цену

на свою продукцию, то потеряет покупателей;

4.Продавцы действуют независимо  друг от друга;

5.Доступ на рынок никем и  ничем не ограничен.

 

 

Преимущества конкуренции. Рыночная конкуренция:

а) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

б) обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

в) создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

К недостаткам конкуренции относятся следующие:

а) рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов);

б) отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

в) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

г) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

д) не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

е) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

 

Поведение фирмы в краткосрочном периоде  и ее равновесие.

 

Спрос на продукцию  фирмы. Если фирма является ценополучателем, она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту равную рыночной цене продукта.

       P


       

                                    D             Рис. 1. Кривая спроса на продукцию фирмы.

     Р1


 

       

        1. Q

 

Интересно отметить, что  эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного  доходов фирмы. С каждой новой  единицей проданного продукта доход  фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний  доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D = MR = AR.


Р


 

T

     Р1


                               D = MR = AR

 

       Q

       0 Q1 

Рис. 2. Совокупный доход (0P1 TQ1).

 

Что касается совокупного  дохода фирмы, то его легко можно  подсчитать по формуле: P * Q. Графически величину совокупного дохода можно либо проиллюстрировать на примере прямоугольника 0P1 TQ1 на рис. 2, либо изобразить как особую кривую (рис. 3). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   TR

 TR 


 

 

 

 

 

          1. Q

Рис. 3. Кривая совокупного дохода фирмы.

 

Предложение фирмы. В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Поскольку в силу убывания предельной производительности предельные издержки растут по мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на продукт, чтобы побудить производителя наращивать производство. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид.

Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"