Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие социальной политики государства 4
1.1 Сущность, функции и уровни социальной политики 4
1.2 Принципы и направления социальной политики 5
1.3 Типы и модели социальной политики государства 8
2 Результативность социальной экономики и ее основные показатели 13
2.1 Показатели уровня и качества жизни 13
2.2. Показатели дифференциации доходов населения 15
2.3. Показатели бедности 16
3 Опыт зарубежных стран в реализации социальной политики 17
3.1 Опыт развитых стран в реализации социальной политики 17
3.2 Опыт трансформационных стран в реализации социальной политики 24
4 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь 29
4.1 Основные направления и механизм реализации социальной политики в Республике Беларусь 29
4.1.1 Регулирование занятости 29
4.1.2 Регулирование трудовых отношений 30
4.1.3 Регулирование системы пенсионного обеспечения 31
4.1.4 Регулирование доходов членов общества 32
4.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 32
4.2.1 Создание условий для эффективной занятости населения 32
4.2.2 Обеспечение роста реальных денежных доходов населения и заработной платы 33
4.2.3 Реформирование системы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения 34
4.2.4 Развитие отраслей социальной сферы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Достижению стабильной, контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий, ежегодно разрабатываемых на основе Государственной и региональных программ содействия занятости населения, а также ряда иных программ, оказывающих значительное влияние на ситуацию в сфере занятости населения, среди которых Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Комплексная программа развитая сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, ежегодно принимаемые Программы государственной поддержки малого предпринимательства [12, с.6].
Результатом реализации всех названных мер стало:
Как видно из вышесказанного, правительство
активно занимается вопросами занятости
и трудоустройства граждан. Таким
образом, государство создаёт
4.1.2 Регулирование трудовых отношений
В нашей стране основа правового
регулирования социального
Взаимодействие Совета Министров Республики Беларусь, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов осуществляется в рамках деятельности Национального совета по трудовым и социальным вопросам. Благодаря работе этого органа, представители упомянутых сторон имеют возможность рассматривать любые возникающие в социально-трудовой сфере вопросы, активно влиять на ход многих экономических и социальных процессов, содействуя тем самым сохранению стабильности и благополучия общества.
Основной итог деятельности Национального совета по трудовым и социальным вопросам - заключение Генерального соглашения между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов. Реализация положений указанного документа способствует усилению социальной защищенности трудящихся и повышению жизненного уровня населения нашей страны [14, с. 58].
На уровне
предприятия базовым
Некоторые действующие в
В Республике Беларусь сложилась близкая к европейской модель социального партнерства, в рамках которой государство, наниматели и работники взаимовыгодно сотрудничают и регулируют социально-трудовые отношения. Отметим, что взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов является конституционной нормой.
4.1.3 Регулирование
системы пенсионного
Пенсионное обеспечение –
С 1 ноября 2010 г. произведён перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы. (таблица 1) Из таблицы видно, что наибольшая средняя величина (883 000 руб) пенсии за заслуги перед республикой. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система Республики Беларусь столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Однако принимаемые правовые акты способствуют частичному урегулированию данных проблем.
Таблица1- Средний размер пенсий в РБ
Пенсия |
Средний размер (руб.) |
превышение (%) | ||||
ноябрь 2010 |
за период: | |||||
2009 январь - ноябрь |
2010 январь - ноябрь | |||||
Всех видов |
584 606 |
394 681 |
496 364 |
125,8% | ||
Трудовая |
592 047 |
399 228 |
502 770 |
125,9% | ||
по возрасту |
612 276 |
412 825 |
519 881 |
125,9% | ||
минимальная по возрасту (с учетом доплаты к ней) |
319 924 |
234 235 |
280 872 |
119,9% | ||
по инвалидности |
531 711 |
364 806 |
454 406 |
124,6% | ||
по случаю потери кормильца |
352 662 |
243 690 |
302 100 |
124,0% | ||
за выслугу лет |
805 956 |
541 868 |
683 291 |
126,1% | ||
за особые заслуги перед республикой |
883 000 |
612 113 |
757 086 |
123,7% | ||
Социальная |
244 502 |
180 727 |
201 935 |
111,7% |
Примечание – Источник: собственная
разработка.
4.1.4 Регулирование доходов членов общества
Приоритетной задачей
Резкое замедление темпов роста практически всех видов денежных доходов населения в 2009 г., вызванное влиянием мирового финансово-экономического кризиса на белорусскую экономику, потребовало активизации мер по повышению их реального содержания.
Денежные доходы населения в январе-феврале 2010 г. составили 14,4 трлн руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 11,9%, реальные денежные доходы возросли на 5,4%. Денежные доходы в расчете на душу населения превышали размер бюджета прожиточного минимума в 2,9 раза, их рост в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. составил 5,5% [16].
Целенаправленная
Для обеспечения эффективной
Как показал анализ, одним из наиболее эффективных направлений политики па рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы [17, с.105].
Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора [17, с.112].
Также следует уделить повышенное внимание трудоустройству и адаптации инвалидов. Главному управлению политики занятости и народонаселения необходимо скоординировать работу в данном направлении в системе Министерства, рассмотреть возможность организации обучения, адаптации и создания рабочих мест для инвалидов.
6-7 декабря на рассмотрение
4.2.2 Обеспечение
роста реальных денежных
Важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения.
Основной источник формирования денежных доходов населения - заработная плата. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в январе-марте 2010 г. составила 1038,3 тыс. руб., увеличение на 11,7% к уровню соответствующего периода 2009 г.
Приоритетом в области политики оплаты труда в 2010 г. является восстановление высоких темпов роста номинальной и реальной заработной платы в целях повышения уровня жизни населения, дальнейшего расширения внутреннего платежеспособного спроса и обеспечения инвестиционного роста экономики.
Важнейшей задачей, предусмотренной Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, является достижение к концу 2010 г. величины номинальной заработной платы до 500 долл. США в эквиваленте.
Исходя из поставленной Главой государства задачи повышения реальной заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности, основными мерами в области оплаты труда в 2010 г. являются:
Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации