Социальная политика: основные направления и механизм реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие социальной политики государства 4
1.1 Сущность, функции и уровни социальной политики 4
1.2 Принципы и направления социальной политики 5
1.3 Типы и модели социальной политики государства 8
2 Результативность социальной экономики и ее основные показатели 13
2.1 Показатели уровня и качества жизни 13
2.2. Показатели дифференциации доходов населения 15
2.3. Показатели бедности 16
3 Опыт зарубежных стран в реализации социальной политики 17
3.1 Опыт развитых стран в реализации социальной политики 17
3.2 Опыт трансформационных стран в реализации социальной политики 24
4 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь 29
4.1 Основные направления и механизм реализации социальной политики в Республике Беларусь 29
4.1.1 Регулирование занятости 29
4.1.2 Регулирование трудовых отношений 30
4.1.3 Регулирование системы пенсионного обеспечения 31
4.1.4 Регулирование доходов членов общества 32
4.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 32
4.2.1 Создание условий для эффективной занятости населения 32
4.2.2 Обеспечение роста реальных денежных доходов населения и заработной платы 33
4.2.3 Реформирование системы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения 34
4.2.4 Развитие отраслей социальной сферы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

Социальная политика, основные направления и механизм.docx

— 149.32 Кб (Скачать файл)
  • обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
  • обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости [11, с.226].

Достижению стабильной, контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий, ежегодно разрабатываемых на основе Государственной и региональных программ содействия занятости населения, а также ряда иных программ, оказывающих значительное влияние на ситуацию в сфере занятости населения, среди которых Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Комплексная программа развитая сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, ежегодно принимаемые Программы государственной поддержки малого предпринимательства [12, с.6].

Результатом реализации всех названных  мер стало:

  1. обеспечение трудоустройства на новые рабочие места 133,4 тыс. человек (76,1 процента к годовому заданию), в том числе на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд – 2,2 тыс. безработных (83,4%);
  2. оказание содействия в трудоустройстве на постоянную работу 159,1 тыс. человек, из них 103,8 тыс. - безработных (соответственно, 76,3 и 81,2%);
  3. организация адаптации к трудовой деятельности 430 инвалидов (95,1%);
  4. оказание финансовой поддержки в организации собственного дела 2,3 тыс. безработным (82,2%) [13].

Как видно из вышесказанного, правительство  активно занимается вопросами занятости  и трудоустройства граждан. Таким  образом, государство создаёт необходимые  условия для полной занятости  населения.

 

4.1.2 Регулирование  трудовых отношений

 

В нашей стране основа правового  регулирования социального партнерства  обеспечена Трудовым кодексом Республики Беларусь.

Взаимодействие Совета Министров  Республики Беларусь, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов осуществляется в рамках деятельности Национального совета по трудовым и социальным вопросам. Благодаря работе этого органа, представители упомянутых сторон имеют возможность рассматривать любые возникающие в социально-трудовой сфере вопросы, активно влиять на ход многих экономических и социальных процессов, содействуя тем самым сохранению стабильности и благополучия общества.

Основной итог деятельности Национального  совета по трудовым и социальным вопросам - заключение Генерального соглашения между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов. Реализация положений указанного документа способствует усилению социальной защищенности трудящихся и повышению жизненного уровня населения нашей страны [14, с. 58].

На уровне предприятия базовым документом, определяющим политику его руководства в отношении сотрудников (и основой для социального партнерства), является коллективный договор. В коллективный договор могут вноситься дополняющие действующее законодательство положения, касающиеся материального стимулирования, защиты трудовых прав и социально-экономических интересов работников. Их осуществление усиливает социальную и материальную защищенность трудящихся.

Некоторые действующие в сельхозорганизациях  Вороновского района Гродненской области коллективные договоры предусматривают поддержку талантливых детей и молодежи. Так, в СПК «Заболотный-Агро» выплачиваются специальные премии тем родителям, чьи дети заканчивают учебный год со средней оценкой 7 баллов и выше, причем данной категории школьников гарантирована стипендия в размере двух базовых величин [14 , с.60].

В Республике Беларусь сложилась близкая  к европейской модель социального  партнерства, в рамках которой государство, наниматели и работники взаимовыгодно сотрудничают и регулируют социально-трудовые отношения. Отметим, что взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов является конституционной нормой.

 

 

 

4.1.3 Регулирование  системы пенсионного обеспечения

 

Пенсионное обеспечение – важнейшее  направление социальной политики. Одним  из значимых решений в этой области  явилось принятие Закона  Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 5 января 2008 г., предусматривающего формирование отдельного источника  финансирования досрочных пенсионных выплат работникам, занятым в неблагоприятных  условиях, и постепенное освобождение от таких расходов общей пенсионной системы. Введение с 1 января 2009 г. в Республике Беларусь профессионального пенсионного страхования обусловливает постепенную трансформацию существующего института досрочного пенсионного обеспечения в систему профессиональных пенсий. Досрочные трудовые пенсии(за работу в особых условиях труда и за выслугу лет) сейчас назначаются только в течение переходного периода (достаточно длительного) работникам, не успевшим приобрести права на профессиональные пенсии по новому законодательству [15, с.44].

С 1 ноября 2010 г. произведён перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы. (таблица 1) Из таблицы видно, что наибольшая средняя величина (883 000 руб) пенсии за заслуги перед республикой.  На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система Республики Беларусь столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Однако принимаемые правовые акты способствуют частичному урегулированию данных проблем.

 Таблица1- Средний размер пенсий в РБ

Пенсия

Средний размер (руб.)

превышение (%)

ноябрь 2010

за период:

2009 январь - ноябрь

2010 январь - ноябрь

Всех видов

584 606

394 681

496 364

125,8%

Трудовая

592 047

399 228

502 770

125,9%

по возрасту

612 276

412 825

519 881

125,9%

минимальная по возрасту (с учетом доплаты  к ней)

319 924

234 235

280 872

119,9%

по инвалидности

531 711

364 806

454 406

124,6%

по случаю потери кормильца

352 662

243 690

302 100

124,0%

за выслугу лет

805 956

541 868

683 291

126,1%

за особые заслуги перед республикой

883 000

612 113

757 086

123,7%

Социальная

244 502

180 727

201 935

111,7%


Примечание – Источник: собственная разработка. 

4.1.4 Регулирование  доходов членов общества

 

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

Резкое замедление темпов роста  практически всех видов денежных доходов населения в 2009 г., вызванное влиянием мирового финансово-экономического кризиса на белорусскую экономику, потребовало активизации мер по повышению их реального содержания.

Денежные доходы населения в  январе-феврале 2010 г. составили 14,4 трлн руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 11,9%, реальные денежные доходы возросли на 5,4%. Денежные доходы в расчете на душу населения превышали размер бюджета прожиточного минимума в 2,9 раза, их рост в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. составил 5,5% [16].

Целенаправленная государственная  политика по повышению уровня жизни  населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная  заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту – на 58 процентов. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения – с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах – 0,8 – 0,9 процента к экономически активному населению [16].

 

    1. Пути совершенствования  социальной политики в Республике Беларусь

 

      1. Создание условий для  эффективной занятости населения

 

Для обеспечения эффективной занятости  государству необходимо проводить  определенные мероприятия.

Как показал анализ, одним из наиболее эффективных направлений политики па рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы [17, с.105].

Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора [17, с.112].

Также следует уделить повышенное внимание трудоустройству и адаптации инвалидов. Главному управлению политики занятости и народонаселения необходимо скоординировать работу в данном направлении в системе Министерства, рассмотреть возможность организации обучения, адаптации и создания рабочих мест для инвалидов.

6-7 декабря на рассмотрение четвертого  Всебелорусского съезда будет  внесен проект программы социально-экономического  развития Беларуси на 2011-2015 гг., в  рамках которого также предусмотрен  ряд приоритетных направлений  политики занятости населения:  создание новых рабочих мест  в наукоемких и высокотехнологичных  производствах и сфере услуг;  стимулирование роста занятости  в сфере услуг; совершенствование  системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала  в соответствии с потребностями  развития экономики и требованиями  нанимателей к качеству рабочей  силы.

 

4.2.2 Обеспечение  роста реальных денежных доходов  населения и заработной платы

Важнейшими  задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов  денежных доходов населения.

Основной  источник формирования денежных доходов  населения - заработная плата. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в январе-марте 2010 г. составила 1038,3 тыс. руб., увеличение на 11,7% к уровню соответствующего периода 2009 г.

Приоритетом в области политики оплаты труда в 2010 г. является восстановление высоких темпов роста номинальной и реальной заработной платы в целях повышения уровня жизни населения, дальнейшего расширения внутреннего платежеспособного спроса и обеспечения инвестиционного роста экономики.

Важнейшей задачей, предусмотренной  Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, является достижение к концу 2010 г. величины номинальной заработной платы до 500 долл. США в эквиваленте.

Исходя из поставленной Главой государства  задачи повышения реальной заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности, основными мерами в области оплаты труда в 2010 г. являются:

  • разработка гибких систем оплаты труда, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики;
  • принятие дополнительных мер в реальном секторе экономики по установлению прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства и качества продукции, повышения производительности труда;
  • придание рекомендательного характера Инструкции о применении Единой тарифной сетки для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, коммерческих организаций с долей собственности государства менее 50% в их уставных фондах и индивидуальных предпринимателей;
  • проведение ежемесячного анализа уровня заработной платы во всех сферах экономики и др [18, с.9].

Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации