Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие социальной политики государства 4
1.1 Сущность, функции и уровни социальной политики 4
1.2 Принципы и направления социальной политики 5
1.3 Типы и модели социальной политики государства 8
2 Результативность социальной экономики и ее основные показатели 13
2.1 Показатели уровня и качества жизни 13
2.2. Показатели дифференциации доходов населения 15
2.3. Показатели бедности 16
3 Опыт зарубежных стран в реализации социальной политики 17
3.1 Опыт развитых стран в реализации социальной политики 17
3.2 Опыт трансформационных стран в реализации социальной политики 24
4 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь 29
4.1 Основные направления и механизм реализации социальной политики в Республике Беларусь 29
4.1.1 Регулирование занятости 29
4.1.2 Регулирование трудовых отношений 30
4.1.3 Регулирование системы пенсионного обеспечения 31
4.1.4 Регулирование доходов членов общества 32
4.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 32
4.2.1 Создание условий для эффективной занятости населения 32
4.2.2 Обеспечение роста реальных денежных доходов населения и заработной платы 33
4.2.3 Реформирование системы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения 34
4.2.4 Развитие отраслей социальной сферы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Анализ опыта зарубежных стран показывает, что наиболее развита система государственной социальной защиты в странах Северной Европы, а наименее - в США, где государство обеспечивает лишь ее минимальный уровень. Однако, несмотря на различные модели, лежащие в основе формирования социальной защиты, имеются общие тенденции, заключающиеся в следующем: формирование социальных фондов за счет взносов работодателей и работников; государственная поддержка семей и семейные пособия; государственное регулирование социальной защиты на основе нормативных правовых актов; широкое использование частных программ социального страхования; применение критериев, таких как нуждаемость, при предоставлении социальной помощи; взаимодействие с общественными объединениями (организациями) в сфере социальной защиты.
В трансформационных странах роль государства будет сокращаться в одних областях и более заметна и значительна в других. Переход к рыночному хозяйственному механизму требует усилий по адаптации административных структур социальной сферы к рыночным отношениям, создания необходимых институтов, призванных обеспечить функционирование социальной сферы в режиме рыночного хозяйственного механизма.
Формами социальной защиты населения в странах с переходной экономикой становятся:
Реализация социальной политики осуществляется в государствах СНГ и Балтии по-разному. Если бывшие прибалтийские республики откровенно копируют западные модели социальной политики, то такие страны, как Казахстан и Кыргызстан, находятся в поиске собственных стратегий социальных реформ и способов реализации социальной политики.
Стратегия социальных реформ, выбранная в Казахстане, имеет среднесрочный характер и направлена на создание перспектив устойчивого экономического роста, повышения благосостояния населения, активизации социальной политики с учетом интересов различных групп и слоев населения. Главной целью социальной политики в Казахстане является стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении влияния кризисных явлений на наименее защищенные слои населения.
В этой связи разработан и
поэтапно осуществляется комплекс мероприятий,
предусматривающий
В Казахстане создается система
поддержки доходов путем
В социальной сфере принимаются меры по поддержке и сохранению сложившейся системы учреждений социально-культурного и бытового назначения, осуществляются реформы здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется жилищной реформе.
Разработка и реализация
социальной политики в Кыргызстане
строится исходя из учета двух значимых
аспектов: финансового и социально-
Реализация социальной политики в Кыргызстане предусматривает следующие направления:
Глобальные проблемы социальной политики трансформационных стран можно сформулировать следующим образом: экологическая ориентация социальной политики и социальная ориентация экономики — некоторые факторы национальной и международной безопасности, переход стран на модель устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущих поколений в социально-экономическом и экологическом аспекте [1, с.117].
7-8 декабря 2009 г. в г. Алматы (Республика Казахстан) проходила конференция ООН на уровне министров, которая была посвящена обсуждению социальных последствий экономического кризиса в странах СНГ, Грузии и Турции. Цель организации и проведения форума заключалась в предоставлении участникам возможности обсуждения, анализа и осознания последствий, вызванных глобальным экономическим кризисом.
Было отмечено, что экономика государств Восточной Европы и Центральной Азии, а также Турции пострадала от глобального финансового кризиса значительно больше, чем каких-либо других стран мира.
Необходимо усовершенствовать меры и инструменты, применяемые государственными службами содействия занятости и органами социальной защиты. Только в некоторых странах имеются программы социальной защиты, базирующиеся на реальных потребностях бедных и социально уязвимых слоев населения, обеспечиваемые соответствующими финансовыми ресурсами.
Например для Украины одной из важнейших проблем тормозящих экономический pocт стала проблема оплаты труда и бедность работающего населения. В социальной защите в настоящий момент в условиях рынка нуждается не только не трудоспособное население, но и работающие граждане. В развитых странах роль регулятора рынка труда играет минимальная заработная плата. Однако, в Украине минимальный размер оплаты труда многократно занижен, поэтому утратил значение стимулятора эффективности труда.
В Украине внедрена трехуровневая система пенсионного обеспечения:
Первых два уровня являются обязательными частями пенсионного обеспечения. Чтобы иметь право на пенсию по возрасту за счет солидарной системы Пенсионного фонда, необходимо иметь в наличии пять лет страхового стажа, то есть на протяжении этого периода ежемесячно уплачивать минимальный страховой взнос. В обязательную солидарную систему входят взносы всех граждан Украины. Этот уровень обеспечивает базовый доход человека после выхода на пенсию. А третий уровень дает возможность гражданам, которые желают получать более высокие пенсии и имеют возможность вносить большие вклады на протяжении трудовой деятельности, чтобы поддерживать желанный жизненный уровень после выхода на пенсию. Сегодня Украина находится только на начальном этапе апробации пенсионной реформы [10, c.8].
Следует и дальше совершенствовать пенсионную систему, создавать условия для развития добровольного пенсионного обеспечения населения, для введения профессиональных пенсионных систем на основе накопительных принципов финансирования за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателем. Однако, реформировать пенсионную систему, не затронув всех социально - экономических составляющих благосостояния общества, невозможно. Успешною пенсионная реформа может быть лишь в случае одновременной перестройки всей сферы распределительных отношений, и, прежде всего оплаты труда.
Низкий уровень оплаты труда и отсутствие государственных гарантий социальной защиты работающего населении делают невозможным инновационный прорыв на Украине, поскольку, дешевая рабочая сила, низкий уровень оплаты труда не стимулируют к введению новой к техники, инноваций, а делают более выгодным использование не квалификационного, а низкооплачиваемого труда.
Повышение уровня жизни и платежеспособности населения, справедливое перераспределение национального продукта обеспечит динамическое развитие экономики Украины.
В СНГ идет активный процесс по разработке социальных программ. В России ведется исследование и разработка программ адресной социальной помощи и распределения средств федерального бюджета для обеспечения поддержания стандартов здравоохранения для бедных.
По результатам обсуждений на конференции высокопоставленные представители государств Восточной Европы, Центральной Азии и Турции приняли Декларацию министров, цель которой - стимулировать принятие долгосрочных и устойчивых решений в ответ на глобальный финансовый и экономический кризис. В принятой Декларации сформулированы задачи региона по преодолению последствий кризиса. В их числе - содействие росту, приводящему к массовому созданию рабочих мест, достижению максимальной продуктивной занятости при достойных условиях труда и уважении основополагающих прав в сфере труда. Предусматривается создание макроэкономической базы, обеспечивающей высокий уровень социальной защиты [10, с.7].
Как было отмечено, экономика государств Восточной Европы и Центральной Азии, а также Турции пострадала от глобального финансового кризиса значительно больше, чем каких-либо других стран мира. Наиболее остро стоят проблемы обеспечения минимальных доходов, организации рынка труда, охраны здоровья, экономической защиты населения. Складывается критическая ситуация в сфере доходов. Повышение уровня жизни и платежеспособности населения, справедливое перераспределение национального продукта обеспечит динамическое развитие экономики.
4.1.1 Регулирование занятости
Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:
Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации