Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие социальной политики государства 4
1.1 Сущность, функции и уровни социальной политики 4
1.2 Принципы и направления социальной политики 5
1.3 Типы и модели социальной политики государства 8
2 Результативность социальной экономики и ее основные показатели 13
2.1 Показатели уровня и качества жизни 13
2.2. Показатели дифференциации доходов населения 15
2.3. Показатели бедности 16
3 Опыт зарубежных стран в реализации социальной политики 17
3.1 Опыт развитых стран в реализации социальной политики 17
3.2 Опыт трансформационных стран в реализации социальной политики 24
4 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь 29
4.1 Основные направления и механизм реализации социальной политики в Республике Беларусь 29
4.1.1 Регулирование занятости 29
4.1.2 Регулирование трудовых отношений 30
4.1.3 Регулирование системы пенсионного обеспечения 31
4.1.4 Регулирование доходов членов общества 32
4.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 32
4.2.1 Создание условий для эффективной занятости населения 32
4.2.2 Обеспечение роста реальных денежных доходов населения и заработной платы 33
4.2.3 Реформирование системы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения 34
4.2.4 Развитие отраслей социальной сферы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
1. Демографическая ситуация в стране: рождаемость, смертность и другие
характеристики.
2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
3. Потребление продовольственных товаров.
4. Жилищные условия.
5. Образование и культура.
6. Условия труда и занятость.
7. Доходы и расходы населения.
8. Стоимость жизни и потребительские цены.
9. Наличие транспортных средств.
10. Организация отдыха.
11. Социальное обеспечение
12. Права человека [6, с.431].
Показатели могут измеряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся на статистические, основанные на отчетности; нормативные, разработанные на базе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчетным путем с помощью статистических и нормативных показателей. При изучении уровня жизни используются также данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов.
Основными индикаторами качества жизни населения являются:
В мировой статистике, начиная с 990 года, по рекомендации ООН стали использовать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который представляет собой среднюю арифметическую трех индексов:
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается по формуле:
[1].
К середине 50-х гг. XX в. стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека (загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.). В связи с этим началась переоценка представлений о месте данной категории в системе социально-экономических отношений. На первый план выходит понятие «качество жизни», которое трактуется как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей.
Качество и уровень жизни
тесно взаимосвязаны, причем первое,
будучи более широким понятием, отражает
больший спектр потребностей людей.
Данное понятие объективно, т.е. критериями
его оценки выступают научно обоснованные
нормативы потребления
Обобщающими и результативными показателями развития экономики и проводимой социальной политики считаются уровень и качество жизни населения той или иной страны. Проблема уровня и качества жизни, весьма актуальная в практическом отношении, все еще не имеет, однако, достаточного уровня теоретической разработки. Говоря о качестве жизни населения, нельзя обойти стороной и социологический аспект данного явления — удовлетворенность самих людей условиями жизни, труда и отдыха. Поскольку каждый человек имеет собственную шкалу предпочтений, одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности оценивается индивидами по-разному. Данный факт говорит о том, что на современном этапе развития общества определение людьми степени удовлетворенности качеством своей жизни представляется весьма сложной задачей.
2.2. Показатели дифференциации доходов населения
Уровень благосостояния
людей характеризуется
Поэтому закон Парето называют законом 80/20 [8, с.178].
Для построения кривой Лоренца на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу: суммарный процент семей, получающих определенную часть доходов, откладывают на оси абсцисс, а суммарный процент доходов - на оси ординат (рис.1).
Рисунок 1- Кривая Лоренца
Примечание - Источник [7, с.178]
Она показывает, насколько больше разрыв между абсолютным равенством и фактическим неравенством, т.е. указывает на степень неравенства в распределении доходов. На графике видно, что точка Е показывает абсолютно равное распределение доходов (на 50% семей приходится 50% доходов), а точка С - фактическое распределение (на 50% семей приходится 25% доходов). Чем дальше кривая Лоренца находится от прямой ОА, тем менее равномерно распределяются доходы в данном обществе, и наоборот [6, с.472].
Полученный результат и есть коэффициент Джини. Чем меньше коэффициент Джини, тем более равномерно распределяются доходы, и напротив, чем выше величина коэффициента, тем выше неравенство в распределении доходов.
Таким образом, коэффициент Джини находится в прямой зависимости от степени неравенства в распределении произведенного дохода (с увеличением неравенства растет и коэффициент) или (что одно и то же) в обратной зависимости от относительного равенства распределения доходов (с увеличением равенства коэффициент уменьшается). Если коэффициент приближается к нулю, то можно говорить о том, что общество находится в состоянии абсолютной "уравниловки", а если коэффициент равен единице, то налицо ситуация нищего большинства и сверхбогатого меньшинства. Ясно, что государство должно избегать подобных крайностей с помощью политики целенаправленного перераспределения доходов.
2.3. Показатели бедности
С проблемой неравномерности распределения доходов связан вопрос о бедности (нищете). Бедность — это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Бедность не имеет какого-либо однозначного показателя.
Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница, бедности — минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам.
Бедность характеризуется следующими показателями: число бедных; коэффициент глубины бедности; коэффициент остроты бедности.
Число бедных изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране.
Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума и характеризуется величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенной с общим числом обследуемых семей.
Коэффициент остроты бедности — средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного дефицита доходов, соотнесенного с общим числом обследуемых семей.
Профиль бедности связан со статусом занятий населения. Больше всего бедных среди лиц престарелого возраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей [7, с.181].
С проблемой неравномерности распределения доходов связан вопрос о бедности (нищете). Однако бедность не поддается точному определению, так же как счастье и благополучие. В самом общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении строго определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения.
3 Опыт зарубежных стран в реализации социальной политики
Для становления и развития системы социальной защиты в Беларуси огромное значение имеет осмысление опыта, накопленного в зарубежных странах.
Государство в цивилизованном обществе является центральным, но не единственным субъектом, социальной политики. Во всех странах эта система имеет свою историю, национальные особенности и сложившиеся традиции, уровень финансовых вложений в эту сферу, степень дифференциации социальных услуг и величину тарифов, принципы их определения и многие другие факторы.
Обычно системы социальной защиты в Европейском союзе используют следующие источники поступлений:
Однако большинство из них финансируется одновременно из нескольких источников. Лишь в двух странах Европейского союза, в Дании и Ирландии, преобладает финансирование преимущественно за счет средств государственного бюджета [21, c.46].
Для подавляющего большинства населения США занятость является основным источником стабильных и предсказуемых доходов, возможности обязательного и дополнительного социального страхования, выплат по болезни, оплачиваемых отпусков и т.п. Как правило, полная занятость обеспечивает работнику доход выше официально установленной черты бедности [8, c.44].
Самоустранение государства от регулирования процессов распределения в обществе национального богатства привело в США к резкому падению доходов значительной части населения, в то время как страны ЕС обеспечивали стабильный рост уровня жизни своих граждан. На протяжении всего прошлого столетия европейские государства уверенно наращивали долю социальных расходов в ВНП.
Отличительной чертой динамики государственных расходов США на человеческие ресурсы в первой половине текущего десятилетия стали опережающие (в сравнении с ростом их общего объёма и ВВП) темпы роста расходов на цели образования, ставшего основополагающим фактором развития постиндустриального общества и повышения национальной конкурентоспособности [8, с.45].
В области трудовых отношений программа новой администрации также содержала ряд мер, призванных повысить уровень жизни малообеспеченных американцев. Б. Обама взял на себя обязательство поднять минимальную оплату труда в 2009 г. до 7.25 долл. час, а к 2011 г. - до 9.5 долл. час, а также начать индексировать ее с учетом инфляции. Он выступает за распространение на все население страны права на ежегодный оплачиваемый отпуск и оплачиваемый больничный бюллетень (семь дней в год), которого в настоящий момент лишены некоторые категории работающих по найму, особенно на предприятиях малого бизнеса. Планируется также поощрять введение гибких трудовых графиков и создание удаленных рабочих мест на предприятиях как частного, так и государственного секторов экономики [21, c.74].
На основании того, является ли помощь по безработице отдельным пособием или оно интегрировано в систему минимального социального обеспечения (социальной помощи) можно выделить три типа национальных систем поддержки по безработице в Европейском союзе:
В странах Европейского союза используются различные методы финансирования страхования по безработице. В зависимости от особенностей сложившейся системы социальной защиты комбинации источников и методов финансирования в разных странах ЕС могут быть различными: финансирование исключительно за счет взносов наемных работников (Швеция), только из взносов работодателей (Испания) или только из бюджетных средств (Люксембург) [20, c.94].
В последние годы социальная политика ЕС демонстрирует свою эффективность в деле борьбы с безработицей на основании принятой в ЕС Лиссабонской стратегии роста и занятости [9, с.131].
Средний срок, в течение которого безработный получает в ЕС пособие, достигающее 80% заработной платы на последнем месте работы, составляет 8,5 месяцев после увольнения, тогда как в США редко превышает 4 месяца. Приведенные цифры и факты убедительно свидетельствуют о весьма высокой эффективности проводимой в европейских странах политики сдерживания социального неравенства [9, с.144].
Анализ динамики структуры финансирования систем социальной защиты в странах ЕС на протяжении последних 20 лет позволяет выявить две тенденции. Первая из них связана с тем обстоятельством, что в большинстве государств происходило постепенное увеличение доли бюджетного финансирования. Наиболее сильно это проявилось в четырех европейских странах — Греции, Испании, Италии и Португалии. Доля страховых взносов в социальных бюджетах этих государств снизилась более чем на 10%. Вторая тенденция касается перераспределения долей участия в страховом финансировании между работодателями и работниками и связана с увеличением доли трудящихся и уменьшением взносов работодателей в страховых отчислениях. Уменьшению части взносового финансирования в большинстве стран ЕС противостояла тенденция увеличения государственного финансирования социальных программ [21, c.47].
Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации