Социальная политика: основные направления и механизм реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие социальной политики государства 4
1.1 Сущность, функции и уровни социальной политики 4
1.2 Принципы и направления социальной политики 5
1.3 Типы и модели социальной политики государства 8
2 Результативность социальной экономики и ее основные показатели 13
2.1 Показатели уровня и качества жизни 13
2.2. Показатели дифференциации доходов населения 15
2.3. Показатели бедности 16
3 Опыт зарубежных стран в реализации социальной политики 17
3.1 Опыт развитых стран в реализации социальной политики 17
3.2 Опыт трансформационных стран в реализации социальной политики 24
4 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь 29
4.1 Основные направления и механизм реализации социальной политики в Республике Беларусь 29
4.1.1 Регулирование занятости 29
4.1.2 Регулирование трудовых отношений 30
4.1.3 Регулирование системы пенсионного обеспечения 31
4.1.4 Регулирование доходов членов общества 32
4.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 32
4.2.1 Создание условий для эффективной занятости населения 32
4.2.2 Обеспечение роста реальных денежных доходов населения и заработной платы 33
4.2.3 Реформирование системы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения 34
4.2.4 Развитие отраслей социальной сферы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

Социальная политика, основные направления и механизм.docx

— 149.32 Кб (Скачать файл)

Во исполнение Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь па 2007 -2010 гг. продолжается работа по созданию научно-практических центров. В марте 2010 г. на базе 9-й клинической больницы г. Минска открыт Республиканский научно-практический центр трансплантации органов и тканей. В нынешнем году планируется ввести в эксплуатацию 14 объектов здравоохранения.

Вместе с тем при росте  затрат на модернизацию системы снижены темпы переоснащеня учреждений здравоохранения. Многие руководители лечебно-профилактических учреждений не уделяют должного внимания вопросам совершенствования хозяйствования, привлечения инвестиций, экспорта медицинских услуг [18, с.14].

Безусловно, улучшение качества и доступности  медицинской помощи для населения – главная  цель проводимых преобразований. Практически все операции, которые проводятся в зарубежных клиниках, делают отечественные специалисты. Сохраняя принцип бюджетного финансирования и государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, в отрасли осуществлен переход на  новую модель хозяйствования, цель которой – перераспределение ресурсов для преимущественного развития первичной медико-санитарной помощи.

В настоящее  время согласована программа переоснащения амбулаторно -поликлинических организаций республики.

Минздравом  предприняты также меры по совершенствованию лабораторной диагностики и кадровой политики в регионах.

Все перечисленные  мероприятия будут способствовать снижению объемов оказания стационарной помощи и перенесению акцента на амбулаторно- поликлинический уровень с сохранением высокого качества оказания медицинской помощи, резюмировал заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь [25, c.96].

Поставленные  задачи по развитию отрасли здравоохранения, являющиеся приоритетом социальной политики в Беларуси, не могут быть решены без высококвалифицированных кадров с соответствующей оплатой труда.

В отрасли  продолжена работа по совершенствованию и увеличению оплаты труда как составной части системы мотивации работников здравоохранения, в том числе по поиску и выбору эффективных форм и систем заработной платы, позволяющих установить зависимость оплаты от результатов труда работника. Наравне с экономической мотивацией работников здравоохранения необходимо привлечение нематериальных стимулов и методов повышения эффективности их труда, от чего определяющим образом зависит уровень качества, доступности и своевременности квалифицированной медицинской помощи. Первостепенным является возрождение врачебной культуры и престижа профессии врача и медицинской сестры.

Системные преобразования в здравоохранении страны проводятся с учетом Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2020 года, политики Всемирной организации здравоохранения «Здоровье для всех в XXI столетии» и направлены на обеспечение граждан республики доступной медицинской помощью высокого качества на всех уровнях [24, с.49].

Остается острой проблема финансирования отрасли. Несмотря на рост расходов на здравоохранение по сравнению с 2009 г., объем финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджетной системе республики на охрану и укрепление здоровья населения, недостаточен [18, с.15].

На современном этапе развития белорусского общества наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры. спорта и туризма. Они определяются как важнейший стратегический ресурс повышения уровня и качества жизни населения, развития сильного государства, здорового общества и гармоничного человека [18, с.16].

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006--2010 годы предусматривается ежегодное наращивание объемов жилищного строительства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 675 «О некоторых вопросах развития строительной отрасли» ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников запланирован на 2010 г. в объеме 6,96 млн м2 [18 , с. 19].

Основной целью деятельности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является обеспечение населения всем комплексом жилищно-коммунальных услуг при соблюдении установленных нормативов государственных социальных стандартов коммунального обслуживания, обеспечение надежной, эффективной работы системы, а также доступности услуг ЖКХ для потребителей.

Основной целью деятельности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является обеспечение населения всем комплексом жилищно-коммунальных услуг при соблюдении установленных нормативов государственных социальных стандартов коммунального обслуживания, обеспечение надежной, эффективной работы системы. а также доступности услуг ЖКХ для потребителей. Имеются нарекания относительно качества работ, сроков проведения капитального ремонта жилищного фонда, а также ремонта дорог и тротуаров: требует решения проблема обращения с бытовыми отходами и ряд сопряженных проблем [15, c.45].

Таким образом, к основным направлениям социальной политики Республики Беларусь относятся: повышение уровня и качества жизни населения; социальная защита населения; совершенствование трудовых отношений и занятости населения; пенсионное обеспечение; развитие отраслей социальной сферы. И каждое из этих направлений имеет свою цель достижения высокого уровня жизни населения. Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства; в сфере социальной защиты населения  –  обеспечить поддержку тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации, создать необходимые условия для повышения экономической активности населения; основной целью совершенствования пенсионной системы является обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная  цель социальной политики: повышение  уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы  как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение  эффективности экономики, обеспечение  роста реальных денежных доходов  как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп  населения в регионах и по отраслям экономики.

К основным направлениям социальной политики РБ относятся: повышение уровня и качества жизни населения; социальная защита населения; совершенствование трудовых отношений и занятости населения; пенсионное обеспечение; отрасли социальной сферы. И каждое из этих направлений имеет свою цель достижения высокого уровня жизни населения.

Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства; в сфере социальной защиты населения  –  обеспечить поддержку тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации, создать необходимые условия для повышения экономической активности населения; основной целью совершенствования пенсионной системы является обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров.

Политика  распределения доходов и в  целом меры социальной защиты не должны сводиться к уравниванию доходов, так как в противном случае будут подрываться стимулы к  производительному общественно  полезному труду. Однако это не может  служить основанием для отрицания  социального равенства в обществе. Если рынок, в конечном счете, существует для людей, то обществу не должно быть безразлично материальное положение различных групп населения. Поэтому государство должно стремиться к такому социальному равенству, в основе которого лежит справедливый и экономически целесообразный для всего общества принцип: каждому по труду с учетом количества и качества последнего. Но для реализации этого принципа необходимо предоставить равные возможности для всех трудоспособных членов общества не только в экономической сфере (право на труд в соответствии со своим призванием), но и в социальной сфере (возможность получить образование, квалифицированную медицинскую помощь и т. п.).

Такой принцип  вовсе не означает уравнительного распределения  доходов между всеми слоями и  социальными группами общества и  не является антиподом эффективности  производства. Напротив, он позволяет  органически сочетать социальное равенство  и социальное спокойствие с устойчивым экономическим ростом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2009. — 216 с.
  2. Ахинов Г.А., Калашников С.В.Социальная политика: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
  3. Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учеб. пособие. – Мн: БГЭУ, 2005. - 146 с.
  4. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н.Шимов [и др.]; Под ред В.Н. Шимова. – 3-е издание. - Минск: БГЭУ 2009. – 751 с.
  5. Лутохина Э.А. Макроэкономика: монография / Э.А. Лутохина. – Мн .: Акад. упр. при Призеденте РБ, 2007. -  239 с.
  6. О. Н. Ивашковский . Макроэкономика: учебник. - 2-е изд. – М: Дело, 2002. – 472 с.
  7. Вечканов Г.С. Макроэкономика. - Спб: Питер, 2008. – 240 с.
  8. Лебедева Л.Ф. //США.Канада. – 2007. - №9. - С.44-48.
  9. Люблинский В.В. Социальная политика в условиях глобализации//Полис. - 2008. – №6. – С. 130-146.
  10. Ильина З. Социальные последствия экономического кризиса//Аграрная экономика. - 2010. – №1. - С. 7-11.
  11. Головочев А.С. Макроэкономика: учебное пособие / А.С. Головачев, И.В. Головачева.  – 2-е стер. изд. – Минск:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с.
  12. Боровик Л.С. Политика рынка труда в Беларуси: состояние и перспективы / Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Мин. экономики РБ. – 2010. - №6. – С. 4-12.
  13. Статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php. - Дата доступа: 26. 11. 2010.
  14. Киеня Е. Партнерство государства и общества в деле укрепления социального благополучия//Аграрная экономика. - 2010. - №3. -  С. 58-60.
  15. Морова А.П.Социальная политика РБ: правовые аспекты //Проблемы управления 2010. – №3.- С. 43-49
  16. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie. Дата доступа: 25.11.2010г.
  17. Бондарь А.В., Базылёва М.Н. Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла / А.В. Бондарь, М.Н. Базылёва // Белорусский экономический журнал. – 2009. - №4. – С. 104-116.
  18. Малинин А.С. Доходы населения и оплата труда // Экономический бюллетень НИЭИ Мин. экономики РБ. – 2010. - №5. – С.8-15
  19. Итоги работы системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2009 году и задачи на 2010//Охрана труда и социальная защита.- 2010. - №3. - С.4-7.
  20. Антропов В.В.Социальная защита в странах Европейского союза История, организация, финансирование, проблемы/В.В. Антропов. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.— 271 с.
  21. В. Кулакова. Социальная политика администрации Б. Обамы/ В. Кулакова// Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №1.- С. 73-81.
  22. Н.А. Волгин. Социальная политика: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. H.A. Волгина. - Москва: Изд-во РАГС, 2008. - 735 с.
  23. Реформирование системы социальной защиты//Вестник БГЭУ. - 2010. - №2 (79). – С. 30-32.
  24. В. Ходжаев. Здоровая нация – сильное государство // Экономика Беларуси. - 2010. - №3. – С. 46-49.
  25. О. Стружинская. В медицине динамика положительная / О. Стружинская// Экономика Беларуси. – 2009. - №3. – С. 96-99.
  26. А. Радьков. От качества образования к качеству жизни// Экономика Беларуси. – 2010. -  №3.- С. 30-35.

 


Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации