Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа
Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие социальной политики государства 4
1.1 Сущность, функции и уровни социальной политики 4
1.2 Принципы и направления социальной политики 5
1.3 Типы и модели социальной политики государства 8
2 Результативность социальной экономики и ее основные показатели 13
2.1 Показатели уровня и качества жизни 13
2.2. Показатели дифференциации доходов населения 15
2.3. Показатели бедности 16
3 Опыт зарубежных стран в реализации социальной политики 17
3.1 Опыт развитых стран в реализации социальной политики 17
3.2 Опыт трансформационных стран в реализации социальной политики 24
4 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь 29
4.1 Основные направления и механизм реализации социальной политики в Республике Беларусь 29
4.1.1 Регулирование занятости 29
4.1.2 Регулирование трудовых отношений 30
4.1.3 Регулирование системы пенсионного обеспечения 31
4.1.4 Регулирование доходов членов общества 32
4.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 32
4.2.1 Создание условий для эффективной занятости населения 32
4.2.2 Обеспечение роста реальных денежных доходов населения и заработной платы 33
4.2.3 Реформирование системы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения 34
4.2.4 Развитие отраслей социальной сферы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
В большинстве стран в той или иной степени государство осуществляет регулирование ценообразования и объема услуг в секторе здравоохранения.
Медицинское страхование и здравоохранение в странах Европейского союза является важнейшим компонентом социальной политики европейских государств. На протяжении XX в. каждое государство с учетом своей специфики формировало собственную модель медицинского страхования и здравоохранения. С точки зрения организационно-финансовых особенностей в многообразии систем финансирования здравоохранения в странах Европейского союза можно выделить две основные модели: модель, основанную на социальном страховании (модель Бисмарка), и бюджетную модель (или модель национального здравоохранения). Однако в связи с тем, что с течением времени каждое государство было вынуждено совершенствовать действующую систему, ни в одной из европейских стран они не представлены в чистом виде. Система национального здравоохранения (бюджетная) получила развитие в Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии, Италии [20, c.80].
В национальных системах здравоохранения
функции центрального правительства
и органов управления на местах,
как правило, четко разграничены.
Основной принцип разделения ответственности
заключается в том, что приоритеты
и пути развития здравоохранения
находятся в компетенции
Несмотря на положительные качества, присущие бюджетной модели, для нее характерны определенные недостатки. Во-первых, существенной слабостью бюджетных систем является склонность к монополизму. Монополия в здравоохранении приводит к возникновению затратного механизма в расходовании средств без улучшения качественных характеристик здоровья населения. Во-вторых, модель характеризуется недостаточной ориентацией на пациента, это приводит к тому, что зачастую врачи предпочитают работать в учреждениях здравоохранения, а не по месту жительства пациента. В-третьих, поскольку управление здравоохранением осуществляется государственными органами и профессиональными работниками здравоохранения, имеющими статус государственных служащих, бюджетная модель отличается излишней бюрократизацией и авторитарностью управления. Преобладание общественной собственности в сфере здравоохранения приводит к ограничению свободного рынка медицинских услуг и контролю за инвестициями. В-четвертых, несмотря на широкий охват населения медицинскими услугами, модели Бе- вериджа присуще неравенство в распределении медицинской помощи между различными административными территориями. Это проявляется в концентрации ресурсов здравоохранения в столицах и крупных городах [20, c.84].
Страховая система здравоохранения (модель Бисмарка) распространена во многих странах мира. В Европейском союзе она представлена в Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах и Франции. В основе модели страхового здравоохранения лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и осуществляются страховые выплаты. Для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать медицинские услуги по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи [20, c.86].
Несомненным плюсом децентрализованного финансирования в страховых системах можно считать возможность обеспечения более значительного притока средств предприятий и работников, заинтересованных в получении медицинской помощи. Это обстоятельство обусловлено прозрачностью финансирования страховой медицины, а также прямым, а не косвенным, как в случае бюджетного финансирования здравоохранения, формированием фондов. Однако данное преимущество зачастую порождает проблемы, которые связаны с удорожанием лечения, поскольку не устанавливая жестких бюджетных ограничений, страховые системы усиливают действие затратного механизма. Это приводит к дефициту средств страховых фондов и, как следствие, к увеличению ставок страховых взносов предпринимателей и работников. В случае роста стоимости медицинских услуг страховой компании легче принять решение о повышении страховых взносов, чем правительству (в случае бюджетной медицины) о повышении налогов. Именно с этой точки зрения макроэкономическая эффективность модели Бисмарка оказывается дорогостоящей [20, c.88].
Политика в области здравоохранения - один из основных приоритетов государственной политики США. Суть долгосрочной программы Б. Обамы и вице-президента Дж. Байдена заключается в том, чтобы сократить расходы государства на медицинские программы (без падения их качества), а также снизить стоимость коммерческого медицинского обслуживания для потребителей. Конечной целью обозначено создание всеохватывающей системы медицинского страхования, в которой либо государственными программами, либо частной страховкой было бы охвачено абсолютно все население страны.
Рост цен на медицинское обслуживание и увеличение расходов на государственные программы медицинского страхования представляют собой самый серьезный вызов бюджетной политике США. По прогнозам Бюджетного управления конгресса (БУК), расходы федерального правительства на программы Medicare и Medicaid составят 5% ВВП в 2009 г., превысят 6% ВВП в 2019 г. и достигнут 12% к 2050 г., если не будет изменена политика в этой области. При этом старение населения, по оценкам БУК, ответственно лишь за небольшой процент роста государственных расходов на Medicare и Medicaid. Главный фактор - это именно то, что рост цен на медицинское обслуживание значительно опережает рост экономики [21, c.74].
В США медицинское обслуживание обеспечивается в основном частным сектором: 75% граждан имеют добровольное частное страхование. Иными словами, регулирование этой сферы осуществляется рыночными механизмами, а вмешательство государства, ограничивается обслуживанием наименее обеспеченных категорий и престарелых. В ФРГ принята «координированная модель», предусматривающая активную роль профсоюзов медицинских работников работников, принцип тарифной автономии и самоуправления, модель непрерывного переговорного процесса между социальными партнерами [9, c.45].
Одно из важнейших направлений модернизации социальной сферы в развитых странах — реформы пенсионных систем.
Приоритетным направлением деятельности новой администрации является также политика в области пенсионной системы. Ее значение для социально-экономического развития страны определяется тем, что, например, в 2007 г. программой социального страхования был охвачен каждый шестой американец (более 54 млн человек), и по мере старения населения эта цифра будет только увеличиваться. При существующим законодательстве расходы фондов социального страхования превысят поступления в 2019 г., а в 2049-м могут истощиться.
Необходимость реформирования системы государственного пенсионного обеспечения осознается всеми ведущими общественно-политическими силами страны. Главный тезис программы Б. Обамы заключается в том, что новая администрация категорически против приватизации системы социального страхования, к чему стремились республиканцы во главе с Дж. Бушем мл. Обама не поддерживает сторонников увеличения процентной ставки налога на заработную плату и повышения пенсионного возраста, последнее считая несправедливым. Судя по предвыборной программе, для поддержания системы государственных пенсий будет повышен вклад в нее граждан с высокими доходами: планируется, что на 2-4% увеличится налог на заработную плату тех, кто зарабатывает более 250 тыс. долл. в год (дополнительное обложение коснется и работодателя и работника) [21, c.76].
Пенсионное обеспечение
В многообразии пенсионных систем Европейского союза можно выделить две основные модели пенсионного обеспечения:
Универсальные системы пенсионного
обеспечения предусматривают
Страховые системы пенсионного обеспечения основываются на следующих принципах:
Страховые системы пенсионного обеспечения сталкиваются с проблемами, связанными с перерывами в страховом стаже, частичной и сезонной занятостью. Частичным решением этих проблем можно считать поднятие размера пенсий до минимального уровня во многих государствах ЕС.
Основная диспозиция, диктующая
необходимость трансформации
В системах пенсионного страхования в странах ЕС обычно применяются три способа финансирования: распределительный, т.е. покрытие текущих расходов на выплату пенсий из текущих поступлений, накопительный — путем создания специального фонда, обеспечивающего пенсионные выплаты в настоящем и будущем, и смешанная форма, представляющая комбинацию первых двух методов. Финансирование большинства систем пенсионного обеспечения в странах ЕС строится преимущественно по распределительному принципу. Причем этот метод характерен не только для государственных обязательных пенсионных систем, но и для некоторых профессиональных. Накопительные схемы, как правило, применяются в дополнительных пенсионных программах [20, c.66].
Говоря в целом о дальнейшем развитии европейских систем социальной защиты, нужно отметить, что, несмотря на происходящее в настоящий момент серьезное переосмысление традиционных подходов к государственному регулированию социальной сферы и намерение европейских стран ее реформировать посредством перевода части функций социальной защиты в сектор добровольного индивидуального или коллективного страхования, государство все же не отказывается от обязанностей по обеспечению необходимых социальных гарантий. Это свидетельствует о том, что прежние приоритеты в области социальной защиты будут и в дальнейшем определять ее развитие в Европейском союзе.
В числе приоритетов новой
17 февраля Обама подписал Закон о восстановлении экономики 2009 г.), который стал важнейшим шагом по пути выполнения социальной программы новой администрации. Этот закон выделил дополнительные многомиллиардные ассигнования на здравоохранение и образование, а также на помощь безработным и семьям, наиболее пострадавшим от кризиса, позволил уволенным из-за кризиса получать медицинскую страховку и т.д. Было выполнено, хотя и в несколько меньших масштабах, обещание дать многочисленные налоговые льготы семьям, а минимальная заработная плата повышена ровно в том объеме, который был заявлен в программе [21. c.78].
Опыт США свидетельствует о том, что для поддержания и укрепления позиций на мировом рынке в условиях острой глобальной конкуренции требуется политика, ориентированная на всестороннее развитие и улучшение жизни населения, на повышение конкурентоспособности и эффективное использование человеческих ресурсов.
Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации