Социальная политика: основные направления и механизм реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие социальной политики государства 4
1.1 Сущность, функции и уровни социальной политики 4
1.2 Принципы и направления социальной политики 5
1.3 Типы и модели социальной политики государства 8
2 Результативность социальной экономики и ее основные показатели 13
2.1 Показатели уровня и качества жизни 13
2.2. Показатели дифференциации доходов населения 15
2.3. Показатели бедности 16
3 Опыт зарубежных стран в реализации социальной политики 17
3.1 Опыт развитых стран в реализации социальной политики 17
3.2 Опыт трансформационных стран в реализации социальной политики 24
4 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь 29
4.1 Основные направления и механизм реализации социальной политики в Республике Беларусь 29
4.1.1 Регулирование занятости 29
4.1.2 Регулирование трудовых отношений 30
4.1.3 Регулирование системы пенсионного обеспечения 31
4.1.4 Регулирование доходов членов общества 32
4.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 32
4.2.1 Создание условий для эффективной занятости населения 32
4.2.2 Обеспечение роста реальных денежных доходов населения и заработной платы 33
4.2.3 Реформирование системы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения 34
4.2.4 Развитие отраслей социальной сферы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

Социальная политика, основные направления и механизм.docx

— 149.32 Кб (Скачать файл)

Согласно  разработанному проекту программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг.политика государства в области доходов будет направлена на: повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности; дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

 

      1. Реформирование  системы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения

 

Основной задачей реформирования социальной сферы (сферы социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить прорывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей [4, с.674].

 Окончательно сформировавшаяся в СССР в 60-е гг. XX в. и переданная по наследству Республике Беларусь патерналистская система пенсионного обеспечения как основная часть системы социальной защиты пожилого населения, основанная на методологии солидарности поколений, получила название PAYG (Pay-As — You-Go). Эта модель существует и по настоящее время без каких-либо принципиальных изменений. Введенная с 2002 г. в практику персонификация пенсионных взносов также не внесла существенных изменений в методологию действующей системы пенсионного обеспечения, согласно которой от накопленного объема пенсионных прав должен зависеть и размер индивидуальной пенсии, т.е. осуществляется справедливое распределение пенсионного фонда. Однако, как известно, PAYG-модель пенсионного обеспечения подвержена существенному демографическому влиянию. При росте численности пенсионеров на фоне сокращения численности трудоспособного населения данная модель однозначно ведет к дестабилизации пенсионной системы и всей системы социальной защиты. В таких условиях для стабилизации системы социальной защиты необходимо принять ряд негативных мер: или необходимо снижать размер пенсий, или повышать размер пенсионного тарифа, или повышать пенсионный возраст, или принимать эти меры одновременно, или в какой-то комбинации. Фактически перед Республикой Беларусь встал вопрос о необходимости реформирования основной составляющей системы социальной защиты — системы пенсионного обеспечения [23, c.31].

Снижение уровня пенсионного обеспечения как инструмент реформирования — чрезвычайно болезненная мера не только в экономическом плане, поскольку оказывает непосредственное влияние на рост уровня бедности в стране,  но и в политическом плане из-за сильного влияния на электоральное поведение заселения. Повышение уровня пенсионных взносов не только негативно сказывается на темпах экономического роста, но и ведет к систематическому уходу плательщиков от их уплаты [23, c.32].

В области организации системы  социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска  для различных категорий работников; добиться справедливого распределения  ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Для этого необходимы: поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом; определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов; повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы; содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников [16].

Вопросы повышения  пенсий, пособий могут быть решены только при условии стабильной работы Фонда социальной зашиты населения. Задача, стоящая перед Фондом, - сокращение просроченной задолженности по платежам в Фонд [19, с.5].

Основной  целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного  обеспечения является повышение  уровня жизни пенсионеров через  создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей  принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим  демографическим изменениям. Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и  накопительные механизмы. Меры по социальной защите низкооплачиваемых в прошлом работников, безусловно, необходимы, но их применение не должно способствовать развитию уравнительности в пенсионном обеспечении граждан.

Главными  задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

В целях усиления социальной поддержки малообеспеченных граждан с 1 января 2010 г. повышен критерий нуждаемости со 120 до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при предоставлении единовременного социального пособия малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Продлен с трех до шести месяцев период назначения ежемесячного пособия, что повысило его значимость для получателей.

Опыт проведения пенсионных реформ в различных странах мира свидетельствует о том, что население должно принимать активное участие в обеспечении своих персональных пенсионных потребностей. Однако гипертрофированные функции государства по отношению к управлению системой социальной защиты приводят к пассивной позиции населения в отношении обеспечения собственной социальной защищенности, социальной неграмотности и связанных с этим повышением уровней социальных рисков, а также к повышению расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы.

 

4.2.4 Развитие отраслей социальной  сферы

 

Основными направлениями развития социальной сферы в 1 квартале 2010 г. определены: повышение уровня жизни населения; модернизация систем образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, сферы туризма, жилищно-коммунального хозяйства; формирование условий для создания конкурентного рынка услуг.

Инвестиции в развитие человеческого  потенциала остаются главным приоритетом социальной политики государства. Объем средств, направленных в январе-феврале на финансирование социальной сферы, исчислялся 3 трлн руб. или 43,2% всех расходов консолидированного бюджета (за январь-февраль 2009 г. - 55.8%). Расходы республиканского бюджета составили 21,1%

В целях выполнения параметров прогноза, установленных на 2010 г. Министерством образования утвержден комплекс мер по их достижению (программа действий, меры по развитию платных услуг и др.) [18, c.13].

Беларусь  располагает одной из наиболее развитых и эффективно функционирующих образовательных систем, включающей в себя все уровни образования и позволяющей в  необходимых объемах и при достаточно высоком  качестве вести  подготовку кадров в широком диапазоне с учетом потребностей реального сектора экономики и социальной сферы, а также проводить воспитание и социализацию подрастающих поколений в духе гражданственности и патриотизма.

В стране действуют  почти 10 тыс. учреждений образования различных уровней, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся и студентов и работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов. Последовательно укрепляется материальная база учреждений образования. За последние пять лет в стране введено свыше 200 образовательных объектов. Это 49 новых школ, 30 дошкольных учреждений, учебные и лабораторные корпуса, жилые дома для детей-сирот, общежития и другие важные для отрасли объекты [26, c.31].

Совершенствуется  система контроля качества образования. Наряду с аттестацией и аккредитацией образовательных учреждений ведется последовательная работа по внедрению  международных стандартов и сертификации вузовских систем менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000. В настоящее время они сертифицированы в 8 высших учебных заведениях республики. Планируется, что до конца  2010 года все вузы страны завершат разработку и сертификацию системы менеджмента качества образования.

Подводя итог, можно утверждать, что сегодня  национальная система образования обеспечивает трансляцию знаний различного уровня сложности, готовит молодежь к решению принципиально новых проблем, встающих перед  обществом. Количественные показатели уровня образования (степень  грамотности населения, число учащихся и студентов) обеспечивают постоянное  нахождение Беларуси в числе стран мира с высоким индексом развития  человеческого потенциала (уровень грамотности взрослого населения составляет 99,7 %, общий показатель обучающихся в учебных заведениях – 90,4 %). По значению индекса уровня образования в 2009 году (0,961) Беларусь занимает 28-е место.

В рамках Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015  годы дальнейшее развитие системы образования будет осуществляться через:

– совершенствование  законодательной базы функционирования образования;

– обновление содержания образования, учебного, учебно-методического  обеспечения и материально-технической  базы;

– обеспечение  интеграции образования, науки и производства;

– создание механизмов привлечения сектора реальной экономики для повышения качества профессионального образования и обучения;

– совершенствование  кадрового обеспечения системы  образования;

– обеспечение  социальной защиты работников образования;

– опережающее  внедрение современных коммуникационных и информационных технологий;

– создание национальной системы оценки качества образования;

– увеличение совокупной доли обучающихся на всех уровнях обучения в общей численности населения;

– обеспечение  устойчивой положительной динамики в системе выявления,  отбора и поддержки талантливой молодежи, вовлечение ее в интеллектуальную и творческую деятельность, направленную на активное участие в социально-экономическом развитии страны;

– создание национальной системы электронных  образовательных ресурсов по  основным отраслям знаний в целях обеспечения для учащихся и специалистов различных учебных заведений независимо от места их расположения равны возможностей получения знаний на уровне современных требований государственных, европейских и международных стандартов;

– совершенствование  инфраструктуры доступа к национальным и мировым образовательным ресурсам;

– обеспечение  единого информационного поля образования республики, состоящего из национальной системы электронных образовательных ресурсов и сетевой инфраструктуры;

– обеспечение  широкомасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях образования;

– закрепление  в группе стран с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала;

– повышение  уровня грамотности взрослого населения, создание  условий для реализации принципа «образование через всю жизнь».

Решив эти  задачи, можно сформировать эффективно функционирующую модель национального образования, достигнем качественно нового уровня образования и подготовки кадров, что позволит Беларуси занять достойное место в современном мире и обеспечить ее гражданам высокое качество жизни [26, c.30].

Отрасль культуры относится к числу  стратегических ресурсов страны, так  как практически все социальные явления имеют культурные мотивы. Большое внимание учреждения культуры уделяют внебюджетной деятельности, которая является источником дополнительных поступлений на их содержание и развитие. При этом главной задачей остается обеспечение их качества и доступности. В I квартале завершена подготовка проекта Государственной программы развития отрасли культуры и искусства на 2011-2015 гг. В январе-марте нынешнего года проводились работы по реставрации памятников историко-культурного наследия. Запланированные на эти цели в отчетном периоде средства в сумме 12402,6 млн руб. освоены в полном объеме.

На базе реконструируемых объектов в настоящее время проводятся ремонтные работы в агрогородках с целью создания учреждений культуры качественно нового типа - центров культуры и досуга, культурно-образовательных комплексов с развитой инфраструктурой платных услуг [18, с.14].

Социальная значимость здравоохранения  определяется не только тем, что оно  занимается оказанием услуг отдельным  личностям, но и способствует увеличению продолжительности жизни людей, снижает экономические потери, связанные с болезнями.

Деятельность системы здравоохранения  направлена на сохранение положительных тенденций в изменении основных медико-демографических процессов, на техническое переоснащение отрасли, на реализацию энергосберегающих мероприятий.

Система здравоохранения Беларуси продолжает реализацию комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья граждан: интенсифицирована работа по модернизации, реконструкции, техническому переоснащению организаций здравоохранения и внедрению высоких медицинских технологий, что позволило создать достойные условия труда  медработников. Особо следует отметить проведенную работу по реконструкции республиканских медицинских центров, завершение реконструкции и переоснащения жизненно важных отделений операционного и реанимационного профиля, ремонту и переоснащению учреждений здравоохранения в сельской местности [24, c.47].

Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации