Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:36, дипломная работа
Описание работы
Целью работы является анализ социально-экономического развития России после вступления в ВТО. Для достижения цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи: 1. ознакомиться с основными механизмами, принципами деятельности, историей создания и соглашениями ВТО; 2. проанализировать этапы, принятые меры и обязательства России; 3. оценить социально-экономические и политико-правовые последствия вступления России в ВТО на региональном и федеральном уровнях; 4. рассмотреть актуальность применения опыта Китая.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..……...3 Глава 1. Общие сведения о ВТО.....................................................................................6 Глава 2. Вступление России к ВТО..............................................................................11 2.1. Этапы вступления….................................................................................................11 2.2. Принятые обязательства..........................................................................................12 2.3. Изменения в сфере законодательной базы............................................................19 Глава 3. Анализ последствий вступления для России...............................................22 3.1. Политические и правовые следствия...……………………………………...…....22 3.2.Социально-экономические следствия…………………………………………….24 3.2.1.Общие социально-экономические эффекты.............................................24 3.2.2.Эффекты по секторам экономики (отрасли промышленности, сельское хозяйство, сфера услуг)…………..…………………………………………….27 Глава 4. Прогнозы регионального развития после вступления в ВТО....................39 4.1.Общие тенденции регионального развития и уровень подготовленности властей к вступлению в ВТО……………………………………………………………………39 4.2. Факторный прогноз регионального развития........................................................40 4.3. Cоциально-экономические аспекты влияния членства в ВТО………….............47 Глава 5. Актуальность применения опыта Китая для России………………………51 5.1. История вступления, обязательства и меры адаптации ......…………………….51 5.2 Последствия членства в ВТО и выявленные проблемы........................................53 5.3. Применимость китайского опыта в России……………………….......................56 Заключение и рекомендации.......................................................................................60 Библиографический список………................................................................................66 Приложения......................................................................................................................71
Российская Федерация 22 августа
2012 года официально стала 156м членом Всемирной
торговой организации (ВТО) спустя 18 лет.
Россия вступила в ВТО в качестве развитой
страны, а не развивающейся. Последними
препятствиями членства в ВТО была блокирующая
позиция Грузии, поиски компромиссов в
двусторонних переговорах с США и ЕС.
Нормы ВТО непосредственно
оказывают влияние не только на внешнеторговые
отношения, но и на внутренние параметры
функционирования экономики вступившей
страны. Вступление России в ВТО активизирует
глобализационные процессы на рынках
субъектов страны. Членство в ВТО создает
новые возможности и угрозы для России:
возможности в виде более благоприятных
условий доступа на международные рынки
товаров и услуг и защиту своих интересов;
угрозы упадка производства в неконкурентных
российских отраслях, рост безработицы.
Итоговый эффект вступления
в ВТО крайне сложно оценить, так как последствия не складывается из
отдельных положительных и отрицательных
эффектов по отраслям и имеют сложный
временной график в силу в силу разных
сроков введения новых тарифов и различных
лагов запаздывания. На макроэкономическом
уровне выигрыш одних отраслей компенсируется проигрышем
в других.
Вступление в ВТО скажется на
развитии субъектов РФ в разной степени.
Открытие рынков может с одной стороны
привести к закрытию неконкурентноспособных
с импортной продукцией региональных
производств и усилению регионального
дисбаланса, но с другой стороны приведет
к росту инвестиционного и производственного
потенциала в наиболее развитых регионах.
Членство в ВТО может дать гораздо
больше плюсов, нежели минусов при эффективной
экономической политике государства и
подготовке к условиям вхождения. В этом
плане интересен положительный опыт
Китая, как страны с наиболее схожими с
России условиями вступления и экономическим
развитием до него.
Исходя из вышеперечисленного,
актуальным является анализ развития
России на федеральном и региональном
уровнях в условиях вступления во Всемирную
торговую организацию. Анализ имеет важное
практического значение для органов власти,
а также бизнес-сообщества.
Данное исследование посвящено
решению проблемы моделирования последствий
присоединения России к ВТО. Анализ позволяет
оценить социально-экономические изменения
для выявления наиболее уязвимых мест.
В силу того что страна характеризуется
высокой степенью региональной неоднородности,
сделан прогноз потенциальных изменений
на региональном уровне.
Новизна данной работы заключается
в том, что для анализа последствий были
использованы окончательные параметры
вступления России в ВТО.
Объектом данного исследования являются
социальная и экономические сферы регионов
Российской Федерации. Предмет – изменения
в социальной и экономической сферах регионов
России после вступления в ВТО.
Целью работы является анализ социально-экономического
развития России после вступления в ВТО.
Для достижения цели в рамках работы необходимо
решить следующие задачи:
ознакомиться с основными механизмами, принципами
деятельности, историей создания и соглашениями ВТО;
проанализировать этапы, принятые меры и обязательства России;
оценить социально-экономические и политико-правовые последствия
вступления России в ВТО на региональном и федеральном уровнях;
рассмотреть актуальность применения опыта Китая.
В работе использовались исследования
ученых и экспертных сообществ, консалитинговых
компаний и исследовательских центров,
а также официальные соглашения ВТО. Анализ
экономических последствий вступления
России в ВТО дан в работах А. Белянина,
Н. Манковской, И. Еременко, А. Портанского, А. Земницкого, Н.Зубаревич, В. Евсеева,
К. Юдаевой, Е. Бессоновой, С. Сутурина, Н. Ломагина, В.
Шуйского. Среди зарубежных авторов выделяются
Т. Резерфорд, Д. Тарр, А. Асланд, Г. Броадман,
Б. Хекман. Влияние вступления России в
ВТО на последующее развитие страны исследовались
Всемирным банком, Европейским союзом,
Международной организацией труда, РЭШ,
Национальным инвестиционным советом,
РАН, институтом стратегических исследований
НИУ ВШЭ.
Стоит отметить, большинство
исследователей сходятся во мнении, что
уровень выигрыша и потерь от вступления
России в ВТО будет серьезным образом
зависеть от осуществления дополнительных
мер внутренней политики. По этой причине
заранее достаточно сложно предугадать
точные последствия вступления в ВТО.
Также очевидно, что эффект вступления
не будет ощутим в краткосрочном периоде
(1-2 года после снижения всех тарифов (то
есть 2018-2019 гг.)), поэтому прогнозы строятся
на долгосрочный период - 5-6 лет после снижения
всех тарифов (2022-2023 гг.).1
Работа разделена на пять частей,
две из которых носят теоретический характер,
а остальные практический и рекомендательный.
Первая часть предоставляет обзор истории,
характеристик, структуры, соглашений
и принципов функционирования Всемирной
торговой организации. Во второй части
описываются этапы вступления России
в ВТО, а также принятые обязательства
и меры. В третьей части анализируются
основные эффекты для экономической, социальной,
политической и правовой сфер РФ на федеральном
уровне, а четвертая часть демонстрирует
последствия вступления на региональном
уровне. В пятой части данной работы рассмотрены
актуальность применения опыта Китая
для России, обязательства, проболемы,
меры адаптации и последствия присоединения
в данной стране.
Глава
1. Общие сведения о ВТО
Деятельность Всемирной Торговой
организации базируется на основных принципах
ее предшественника Генерального соглашения
по тарифам и торговле.
В довоенные годы отсутствовали
международные институты, определяющие
«правила игры» в мировой торговле. Cуществовали
попытки создания такого института, например,
в 1923 году в Женеве появилась Конвенция
об упрощении таможенных формальностей,
а в 1924 Конвенция о Международном Торговом
Арбитраже.
В послевоенный период предпринимались
попытки создания Международной Торговой
организации. В ходе работы над уставом
МОТ в октябре 1947 на Женевской конференции
23 странами (Канада, Бразилия, США, Франция,
Великобритания, Индия и др.) было подписано
Генеральное соглашение по тарифам и торговле,
вступившее в силу спустя год. Это был
межправительственный договор для регулирования
либерализации и протекционизма в мировой
торговле, состояший из свода правил со
списком согласованных тарифных уступок.
Состоялось 8 раундов: Женевский раунд,
Торквейский раунд, Раунд Диллона, раунд
Кеннеди, Токийский раунд, Уравайский
раунд, Дохский раунд2.
Основными принципами деятельности
ГАТТ являются:
не дискриминация в торговле,
которая предусматривает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и национального режима, то есть равного подхода к импортным и отечественным товарам;
использование таможенно-тарифных средств
регулированием внешней торговли, с постепенным снижением таможенных тарифов; запрет количественных ограничений;
взаимное предоставление торгово-политических уступок
и разрешение торговых споров
путем проведения консультаций и переговоров.
На смену ГАТТ 1 января 1995 года
пришла Всемирная Торговая организация,
учреждение которой было ознаменовано
Марракешская декларацией. Главная цель
ВТО состоит в содействии беспрепятственной
международной торговле.
Стоит отметить, что ГАТТ было
межгосударственным договором, тогда
как ВТО является полноценной международной
организацией со структурированной системой
институтов. Сфера деятельности ВТО
помимо торговли товарами, обеспечиваемая
ранее ГАТТ, включает в себя торговлю услугами
(ГАТС) и интеллектуальной собственностью
(ТРИПС). Также в рамках ВТО функционируют
следующие соглашения: Соглашение по сельскому
хозяйству (определяет особенности регулирования
торговли сельскохозяйственными товарами
и механизмы применения мер государственной
поддержки производства и торговли в этом
секторе); соглашение по процедурам импортного
лицензирования; соглашение по техническим
барьерам в торговле (определяет условия
применения стандартов, технических регламентов,
процедур сертификации); соглашение по
инвестиционным мерам (запрещает использовать
ограниченный круг мер торговой политики,
которые могут влиять на иностранные инвестиции);
соглашение по санитарным и фитосанитарным
мерам (определяет условия применения
мер санитарного и фитосанитарного контроля);
соглашение по защитным мерам (определяет
условия и процедуры применения мер для
противодействия растущему импорту); соглашение
по субсидиям и компенсационным мерам
(определяет условия и процедуры применения
субсидий и мер, направленных на борьбу
с субсидированием) и другие. 3
Кроме ГАТС и ТРИПС в виде приложений
также существуют договоренность о правилах
и процедурах разрешения споров и механизм
обзоров торговой политики. 3
Необязательными для участия
всех членов ВТО являются соглашение по
правительственным закупкам (устанавливает
процедуры допуска иностранных компаний
к национальным системам закупок для государственных
нужд) и соглашение по торговле гражданской
авиатехникой. 3
Официальным органом ВТО является
Министерская конференция, которая организуется
дважды в год. Конференция назначает генерального
директора, который назначает Секретариат.
Основными обязанностями Секретариата
являются: обслуживание органов ВТО, оказание
технической помощи развивающимся и наименее
развитым странам, подготовка аналитических
обзоров о состоянии торговли, оказание
помощи в разрешении торговых споров,
консультирование.
Генеральный совет осуществляет
общие исполнительные функции. В него
входят представители каждого члена ВТО.
В подчинении Генерального совета
находятся специальная комиссия по торговой
политике стран-участниц, комиссии, созданные
на основании заключенных в рамках ВТО
соглашений, комитеты и рабочие группы.
В ВТО существуют также следующие органы:
Совет по торговле товарами, Совет по торговле
услугами и Совет по торговым аспектам
интеллектуальной собственности, также
органы управления добровольных соглашений
с ограниченным кругом участников.
Рис. 1 Структура
ВТО
Официальными языками ВТО являются
английский, французский и испанский.
На данный момент в ВТО 159 стран-участниц.
Бюджет ВТО формируется из взносов государств
согласно их доли в суммарной торговле
всех членов ВТО. Решения в организации
принимаются на основе консенсуса.
Что касается процедуры присоединения,
то она достаточно сложна и состоит из
нескольких этапов. На первом этапе
в рамках специальных рабочих групп происходит
детальное рассмотрение экономического
механизма и торгово-политического режима
присоединяющейся страны. После этого
начинаются консультации и переговоры
на двустороннем уровне об условиях членства,
относительно взаимных уступок и сроков
принятия обязательств.
Принципы деятельности ВТО
берут начало от принципов ГАТТ:
Отсутствие дискриминации
Принцип базируется на режиме
наибольшего благоприятствования, и национальном
режиме. Режим наибольшего благоприятствования
заключается в равном отношении в торговым
партнерам и должен предоставляться
странам-участницам равно в экспортных,
импортных и транзитных торговых операциях.
Исключениями их РНБ являются таможенные
союзы и зоны свободной торговли. Развивающимся
странам разрешено пользоваться льготами.
Национальный режим заключаеттся в требование
от стран-участниц предоставления товарам
иностранного происхождения того же режима,
что и национальным товарам в области
внутренних налогов и сборов, национальных
законов, распоряжений и правил, регулирующих
внутреннюю торговлю.