Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:11, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «АЦИТ-2». На примере данной организации произведена оценка эффективности стратегического управления, анализ возможности его развития, предложен альтернативный вариант развития стратегии.
Предметом исследования данной работы является собственно стратегическое управление, его разработка и реализация на указанном предприятии.
Основная цель работы: получить представление о стратегическом управлении, исследовать его теоретические и практические аспекты, научиться формулировать задачи, решение которых будет способствовать адекватному управлению современной организацией, найти оптимальные пути их решения, разработать стратегию развития предприятия для
ООО «АЦИТ-2».
Введение 3
1 Теоретические основы стратегического управления организацией 5
1.1 Основные принципы, сущность и содержание 5
1.2 Методы разработки стратегии 13
2 Анализ и оценка стратегического управления 17
2.1 Технико-экономическая характеристика 17
2.2 Возможности развития управления 26
2.3 Разработка стратегии управления 31
Заключение 39
Список использованных источников 41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»
ИНСТИТУТ |
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ | ||||
КАФЕДРА |
промышленный менеджмент | ||||
НАПРАВЛЕНИЕ |
080500 |
ГРУППА |
МЭ-12-2 |
Курсовая работа
на тему: |
СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ |
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ | |
Консультанты по работе: | |||||
Студент |
E.C.tryhnff | ||||
д.э.н.,профессор |
В.И.cvbjg | ||||
Москва, 2013
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы стратегического управления организацией 5
1.1 Основные принципы, сущность и содержание 5
1.2 Методы разработки стратегии 13
2 Анализ и оценка стратегического управления 17
2.1 Технико-экономическая характеристика 17
2.2 Возможности развития управления 26
2.3 Разработка стратегии управления 31
Заключение 39
Список использованных источников 41
Введение
Понятие «стратегическое управление» в нашей стране возникло с переходом отечественной экономики на рыночный механизм. В действительности, стратегическое управление давно используется за рубежом, и отечественные менеджеры зачастую прибегают к опыту зарубежных коллег.
Суть стратегии можно охарактеризовать как эффективную систему бизнеса, построенную на наборе конкретных мероприятий. Разработка стратегии основывается на анализе рыночной ситуации, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ. При этом надо отметить, что не существует общего шаблона для построения стратегии для любого предприятия, даже если речь о предприятиях одной отрасли. В связи с этим, разработка стратегии осуществляется индивидуально в зависимости от внутреннего потенциала фирмы и внешней ситуации.
Актуальность данного исследования продиктована необходимостью анализа и систематизации отечественного опыта при подготовке и проведении стратегического управления, который был приобретен за последние десятилетия, характеризующийся существенными изменениями отечественного рынка, вызванными сменой хозяйственного механизма в России. Это, в свою очередь, требует от руководителей умения прогнозировать изменения, формулировать стратегии, оценивать достоинства и конкурентные преимущества, устранять стратегические угрозы и опасности, иными словами использовать все механизмы стратегического управления. Также следует добавить, что актуальность тактики управления связана с ее пригодностью как для крупных организаций со сложной управленческой структурой и широким охватом рынка, так и для малых предприятий. Использование инструментов стратегического управления позволяет достичь конкурентного преимущества и сохранить лидирующее положение в бизнесе, разработать миссию и цели организации, провести анализ внешней и внутренней среды предприятия, разработать альтернативные стратегии и сделать выбор предпочтительных вариантов, реализовать стратегические планы компании.
Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «АЦИТ-2». На примере данной организации произведена оценка эффективности стратегического управления, анализ возможности его развития, предложен альтернативный вариант развития стратегии.
Предметом исследования данной работы является собственно стратегическое управление, его разработка и реализация на указанном предприятии.
Основная цель работы: получить
представление о стратегическом управлении,
исследовать его теоретические и практические
аспекты, научиться формулировать задачи,
решение которых будет способствовать
адекватному управлению современной организацией,
найти оптимальные пути их решения, разработать
стратегию развития предприятия для
ООО «АЦИТ-2».
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие стратегии;
- описать ее виды;
- охарактеризовать процесс разработки и этапы ее реализации;
- проанализировать хозяйственную
деятельность, внешнюю и внутреннюю среду
ООО «АЦИТ-2»;
- составить план мероприятий по формированию стратегии развития и произвести оценку их эффективности;
- предложить альтернативный вариант разработки стратегии.
На сегодняшний день успешной компанией может являться та, которая своевременно реагирует на внутренние и внешние изменения и ставит перед собой долгосрочные задачи, то есть, осуществляет управление с опорой на стратегию.
Стратегическое управление – особый вид управления организацией, учитывающее эффективное использование человеческих ресурсов, запросы потребителей, модернизацию организации в ответ на внешние и внутренние изменения, реализацию долгосрочных планов.
Для того, чтобы лучше понять преимущества стратегического управления стоит обратиться к формам нестратегического управления, которые, несмотря на свою несостоятельность, все же практикуются в современном бизнесе. Отсутствие стратегического управления проявляется, прежде всего, в следующих двух формах.
Во-первых, организации планируют свою деятельность на том основании, что внешняя среда не будет претерпевать каких-либо существенных изменений, поэтому руководство предприятия направляет усилия на создания жестких детальных планов в долгосрочной перспективе. Видение долгосрочной перспективы — очень важная составляющая стратегического управления.
Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. Впрочем, данный подход не может дать ответ на вопрос о востребванности продукта на рынке, о влиянии конкурентов, от практических возможностей покупателей.
На этом основании можно сделать вывод, что планирование деятельности предприятия с опорой только лишь на внутренний анализ не будет отвечать современным требованиям ведения бизнеса.
Стратегическое управление обеспечивает фирме выживание в долгосрочной перспективе. Бесспорно, когда речь идет о выживании в рыночной конкурентной среде, «не стоит вопрос о том, что фирма может влачить жалкое существование». Очень важно понимать, что как только кому-то из тех, кто связан с фирмой, эти взаимоотношения становится невыгодными, он отходит от фирмы, и она через некоторое время рискует погибнуть. Поэтому выживание в долгосрочной перспктиве автоматически означает, что фирма довольно успешно справляется со своими задачами, принося своей деятельностью удовлетворение тем, кто входит в сферу ее делового взаимодействия. В первую очередь это касается покупателей, сотрудников фирмы и ее собственников.
Одновременно с этим стратегическое управление организации выполняет следующие функции:
1. прогнозирование;
2. планирование стратегии.
3. организация выполнения стратегических планов;
4. координация действий по реализации стратегических задач;
5. руководство;
6. контроль за процессом выполнения стратегии.
Прогнозирование предшествует
составлению планов, однако тесно
взаимосвязано с этим процессом.
Оно основывается на анализе широкого
круга внутренних и внешних условий
функционирования организации с
целью предвидения направлений
её развития и оценки возможных рисков.
Выверенные, хорошо обоснованные стратегии
могут быть разработаны лишь на базе
тщательного анализа с
При планировании необходимо учитывать главную цель предприятия, для этого следует сформулировать миссию. При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.
По мнению Филипа Котлера миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
• состояние среды обитания организации;
• ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
• отличительные особенности, которыми обладает организация.
Миссия организации
Именно эти задачи охватывает процесс планирования, потому как степень их выполнения в отличие от стратегических целей может быть однозначно оценена и четко ограничена по времени.
Координация действий менеджеров по формированию и реалезации стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней посредством проведения совещаний, подготовки планов и приказов, доведения идей нижних ступеней управления до верхних и наоборот.
Функция управления выражается в создании профессиональной команды, подержании здоровой рабочей атмосферы, что способствует повышению показателей выполнения поставлинных задач.
Контроль состоит в непрерывном наблюдение за процессом реализации стратегических планов, выявлении нарушений и ошибок. Он призван, заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять отклонения от принятых стратегий и основополагающей политики предприятия.
Таким образом, реализация функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений. При этом стратегические решения опираются на цели организации, которые, в свою очередь, делятся на краткосрочные и долгосрочные. В основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, — долгосрочные. Следовательно, в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного-двух лет, и, соответственно, долгосрочными — цели, достигаемые через три-пять лет.
Организация осуществляет свою деятельность в долгосрочной перспективе при условии, что производит продукт, который стабильно будет находить покупателей. Из этого следует, что продукт должен быть, во-первых, интересен покупателю настолько, что он готов отдать за него деньги, и, во-вторых, интересен покупателю более чем аналогичный или схожий по потребительским качествам продукт, производимый другими фирмами. Продукт обладающий этими двумя свойствами имеет конкурентные преимущества.
Существуют две возможности
создания конкурентных преимуществ. Во-первых,
конкурентные преимущества может иметь
сам продукт. Один вид конкурентных
преимуществ — ценовая
Второй вид конкурентных преимуществ — это дифференциация. В этом случае продукт обладает отличительными особенностями, которые делают его привлекательным для покупателя. Дифференциация совсем не обязательно связана с потребительскими (утилитарными) качествами продукта (надежность, простота использования, хорошие функциональные характеристики и т.п.). Она достигается за счет таких характеристик, которые не имеют никакого отношения к его утилитарным потребительским свойствам, например за счет марки.
Во-вторых, кроме того, что фирма создает конкурентные преимущества в продукте, она может пытаться создать своему продукту конкурентное преимущество в его положении на рынке. Достигается это за счет монополизации части рынка. В принципе такая ситуация противоречит рыночным отношениям, так как в ней покупатель не имеет возможности выбора. Однако в реальной практике многим фирмам удается не только создать для своего продукта такое конкурентное преимущество, но и удерживать его достаточно долго.
Стратегическое управление носит предупреждающий, устремленный в будущее характер. Стратегии не должны подчиняться среде, не должны воспринимать ее как данность. Они обязаны предугадывать возможные перемены, влиять на происходящие внутри и вне компании изменения. Так, при помощи творческих, активных стратегий можно воздействовать на государственную политику, потребности покупателей и технологический прогресс.
Стратегическая сфера
деятельности организаций отличается
определенными индивидуальными
тенденциями и
Информация о работе Содержание системы стратегического управления организацией