Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование деятельности предприятий в свете индустриально-инновационной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инноваций как главной движущей силы развития современной экономики.
2. Провести анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
3. Описать основные направления пути совершенствования инвестиционно-инновационной политики в Казахстане.

Содержание работы

Введение
1. Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
1.1 Инновации как экономическая категория. Инновационная политика
1.2 Приоритеты инновационно-индустриальной политики: мировой опыт и направления в развитии казахстанской экономики
2. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.1 Индустриально-инновационное развитие Казахстана на современном этапе, проблемы и их решение
2.2 Роль институтов развития в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики
2.3 Региональные аспекты реализации стратегии индустриально-инновационного развития
3. Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане
3.1 Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях
3.2 Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

приоритеты индустриално-инновационного развития к-на и роль казахстанских институтов.doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

Цели: Создание необходимых условий и благоприятной  среды для развития экономики  страны на основе использования достижений науки и техники, формирование сбалансированной инновационно-производственной инфрастуктуры  и поэтапное замещение части сырьевой составляющей в валовом национальном продукте страны на высокотехнологичную экспортную продукцию.

Пути решения: Реализация научно-технологической  и инновационной политики предусматривает:

- мониторинг  приоритетных направлений развития отечественной науки и технологий;

- увеличение  бюджетного финансирования на  научные исследования;

- совершенствование  нормативной правовой базы по  государственной поддержке научной,  научно-технической и инновационной  деятельности;

- развитие исследований, направленных на разработку наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

- формирование  национальной инновационной системы;

- укрепление  материальной базы научно-исследовательских  организаций;

- разработку  и совершенствование механизмов финансирования научно-технических разработок на грантовой основе по результатам независимой научной экспертизы;

- создание венчурных  фондов совместно с отечественными  и иностранными финансовыми институтами,  разработку и реализацию механизмов  венчурного финансирования инновационных проектов;

- создание и  поддержку деятельности современных  элементов научной и инновационной  инфраструктуры (технопарков, технополисов, технологических инкубаторов, научно-технологических  зон и т.п.);

- формирование  системы оценки интеллектуальной собственности;

- развитие кадрового  потенциала, подготовку и аттестацию  научных кадров высшей квалификации  по приоритетным направлениям  научно-технологического развития;

- подготовку  инженерно-технических кадров для  высокотехнологичных и инновационных производств и повышение квалификации инженерно-технического и управленческого персонала;

- создание благоприятной  экономической среды для развития  негосударственного сектора науки  и малых научно-технических и  инновационных предприятий;

- создание системы привлечения зарубежных передовых технологий;

- поддержку молодых  талантливых ученых.[33]

Инвестиционная  политика

Принят новый  Закон "Об инвестициях", направленный на создание равных условий для иностранных  и отечественных инвесторов, совершенствование системы государственной поддержки инвестиций, в том числе упрощение и обеспечение транспарентности процесса заключения инвестиционных контрактов.

В качестве результатов  реализованных до настоящего времени  мер в инвестиционной сфере следует  отметить: ежегодное увеличение объема инвестиций в основной капитал; присвоение рейтинговыми агентствами Казахстану кредитного рейтинга, относящегося к категории инвестиционных; упорядочение системы планирования и осуществления государственных инвестиций; создание государственных институтов развития.

Вместе с тем  сохраняются следующие проблемы в области инвестиционной политики: низкий уровень инвестиций в обрабатывающие отрасли экономики; недостаточная  эффективность институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные для обеспечения устойчивости развития страны отрасли экономики; отсутствие целостной структурно-институциональной системы управления и реализации инвестиционных проектов, которые осуществляются с участием государственных финансовых ресурсов.

Цели: дальнейшее улучшение инвестиционного климата, достижение высокого уровня привлечения  инвестиций в экономику и эффективности  их использования, увеличение объемов  инвестиций в приоритетные секторы  экономики.

В целях увеличения объемов притока отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные виды деятельности и создания эффективной системы мониторинга инвестиционных обязательств должны быть осуществлены: разработка комплексной методологии по определению приоритетных видов деятельности для оказания мер государственной поддержки частным инвестициям; создание электронной базы данных по мониторингу контрактных обязательств инвесторов [3].

Приоритетами  бюджетных инвестиций должны стать  обеспечение эффективной реализации функций государственного управления, развитие социального сектора, инфраструктуры, содействие развитию аграрного сектора, развитие города Астаны. Особое внимание уделить модернизации научной и научно-технической инфраструктуры.

Кроме того, создать  целостную систему планирования государственных инвестиций, предусматривающую качественную разработку инвестиционных проектов в соответствии с отраслевыми и региональными приоритетами развития экономики [15].

Основным принципом  планирования структурного преобразования экономики являются:

на долгосрочный период – прогнозы научно-технического, культурного, производственного, экономического развития мировой экономики и  образующихся в этой связи новых  или расширение существующих сфер потребления;

на краткосрочный  период – текущие возможности и реальные оценки вытеснения иностранных производителей с внутернних рынков и замещением их продукцией отечественной, более высокого качества, пониженной цены, больше отвечающей историческим, культурными потребительским традициям населения Казахстана;

на среднесрочный  период – развите в качественном и количественном отношениях созданных  производств на краткосрочном периоде [14].

Планирование  инновационного преобразования экономики  является принципиально важным для  средне- и долгосрочных программ.

Долгосрочные  программы, ориентированные на выпуск новой продукции потребуют проведения научных исследований поискового, фундаментального и технологического характера. Эти  работы должны закладываться, как и  их кадровое обеспечение, на начальном этапе преобразования экономики.

Потребность в  среднесрочных программ в научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работах  должна планироваться исходя из экспортного  потенциала продукции краткосрочного периода в направлении повышения  ее качества и придания новых потребительских свойств. [27]

Опыт индустириально развитых стран, добившихся успехов  в освоении наукоемких технологий, повышении объемов производства и экспорта инновационной продукции (товаров и услуг), позволяет выделить следующие формы реализации политического реализации политики развития инновационной сферы, которые могут быть использованы в Республике казахстан:

стратегия «наращивания» - комплекс мероприятий долгосрочного  характера, направленных на обеспечение  постепенного наращивания на базе высоких технологий выпуска новой конкурентоспособной продукции для реализации в произизводстве и социальной сфере с использованием собственного научно-технического и производственно-технологического потенциала и спривлечением зарубежного опыта;

стратегия «заимствования» - комплекс мероприятий, направленных на освоение выпуска наукоемкой продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах, с использованием собственного инновацинного потенциала страны. Далее наращивается производство продукции с развитием научно-технического и промышленного потенциала, способного самостоятельно проводить работы по инновационному циклу – от создания до реализации инновацинной продукции;

стратегия «переноса» - комплекс организационно-экономических  мероприятий, направленных на освоение производства продукции новых поколений, пользующейся спросом за рубежом, на основе использования зарубежного научно-технического и производсственно-технологического потенциала в экономике страны путем закупки лицензий на вымокоэффективные новейшие технологии. В последующем в стране создастся и развивается собственный научно-технический и промышленный потенциал, обеспечивается воссоздание всего цикла – от фундаментальных исследований и разработок до производства и реализации конкурентоспособной продукции на рынках страны и за рубежом.

Общим элементом  для каждой из указанных стратегий  является активизация инновационной  деятельности и достижение новых  экономических рубежей. Разница  в стратегиях определяется соотношением достигаемых рубежей и сиходными (финансовыми и материально-техническими) возможностями государства, предприятий. Рекомендовать для широкого использования стратегию «переноса» применительно к условиям Казахстана достаточно сложно из-за ограниченных ресурсов, недостатка инвестиций, неудовлетворительного состояния нацилнальной материально-технической базы производства.

Стратегия государственной  инновационной политики должна строиться  по-разному, применительно как к  группам отраслей реального сектора  экономики, так и группам промышленных производств, то есть максимально использовать конкурентные преимущества, учитывая при этом «слабые маста».

Приоритетом в  выбранной стратегии государственной  инновационной полтики должны пользоваться высокоэффективные, достаочно быстро окупаемые инновационные проекты, в реализации которых могут участвовать государства Содружества на долевых началах, беря на себя часть рисков. При этом представляется важным создание условыий для привлечения к этим работам частных инвесторов. [5, с.94]

Воздержимся от глобальных рекомендаций как поставить инновации на промышленную основу. Обратимся сначала к основной фигуре инноваций – собственно самому инноватору. Человека нельзя заставить что-нибудь придумывать, заставить трудно, но условия создать можно, и обычно в этом заключается основная роль государства и всех заинтересованных участников процесса инноваций. Одно из таких основных условий – четкая правовая защита патентов и интеллектуальной собственности. Человек что-то придумал, и он должен иметь от этого доход.

Тем более что  такая патентная защита должна достаточно быстро трансформироваться или транслироваться  в европейские и американские эквиваленты. Это даже важнее, чем  защита на родине, в Казахстане, в  свете того, что данные рынки больше, богаче, и они более быстрые в плане инноваций. К патентной защите примыкает целая тема о международной сертификации.

Еще один важный аспект, где государство может  сыграть заметную роль по инновациям, - это обеспечение равной конкуренции. Как ни странно, тепличные условия не стимулируют креативность. Только жесткая, но в то же время равная борьба мозгов. Эта борьба может быть те только за вывод продукта на рынок, но и за финансирование.

Когда речь заходит  о финансировании, то трудно удержаться от сопоставлений: сколько тратят на исследования в США, в Китае, и у нас в Казахстане. Абсолютные и относительные величины в данном случае важны, но также значим механизм отбора.

В Финляндии  создали агентство TЕKES, в США SITR для  поддержки такого рода начинаний. Они  участвуют на стадии финансирования венчурных проектов и отбирают проекты с помощью достаточно независимых экспертов. Помощь оказывается не только финансовая, но и информационная – поиск партнеров и для бизнеса, и для исследований, каталоги патентов и достижений, и даже составление бизнес-планов. А ориентация не только на себя, но и на весь мир. У того же TЕKESа офисы во всех регионах Финляндии, а также в Пекине, Брюсселе, Токио, Сан Хосе (Силиконовая долина), Шанхае и Вашингтоне.

Конкуренция за академическое финансирование также работает в Финляндии. Команды исследователей подают свои программы в академию наук для получения статуса Center of Excellence, и на несколько лет финансирование им обеспечивается в случае победы среди конкурентов. Причем, цель именно в том, чтобы исследование превратилось в товар. Конечно же, ни TЕKES, ни академия наук не имеют прав собственности на изобретения.

Венчурные фонды  или венчурные капиталисты уже  не в диковинку в РК. И модель примерно такая же во всем мире относительно государственного участия. Государственный фонд участвует наряду с частными фирмами как соинвестор, а потом продает свою долю [11].

В целях формирования национальной инновационной системы (НИС), необходимо обеспечить условия  для устойчивого развития конкурентоспособной  экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации и коммерциализации новых знаний. Исходя из этого, основной задачей определены поддержка и развитие следующих элементов инновационной системы в порядке приоритетности: развитие научного потенциала, формирование и поддержка развития инновационной предпринимательской среды и многоуровневой инновационной инфраструктуры. Кроме того, необходимо формирование и развитие элементов механизма финансовой инфраструктуры инновации, обеспечение эффективного взаимодействия между данными четырьмя элементами НИС.

Формирование  национальной инновационной системы  предполагается «осуществить в три  этапа. Первый - 2005-2007 годы - это формирование с активным участием государства. Следующий  этап - 2008-2010 годы. В этот период необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия функционирования элементов НИС, а также будет проводиться активная работа венчурных фондов, реализация инновационных проектов. Последний этап - до 2015 года - касается устойчивого развития НИС, уменьшение доли государственных расходов, а также увеличение частных инвестиций [17].

Информация о работе Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане