Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью работы является исследование деятельности предприятий в свете индустриально-инновационной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инноваций как главной движущей силы развития современной экономики.
2. Провести анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
3. Описать основные направления пути совершенствования инвестиционно-инновационной политики в Казахстане.
Введение
1. Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
1.1 Инновации как экономическая категория. Инновационная политика
1.2 Приоритеты инновационно-индустриальной политики: мировой опыт и направления в развитии казахстанской экономики
2. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.1 Индустриально-инновационное развитие Казахстана на современном этапе, проблемы и их решение
2.2 Роль институтов развития в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики
2.3 Региональные аспекты реализации стратегии индустриально-инновационного развития
3. Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане
3.1 Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях
3.2 Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
Заключение
Список использованных источников
В I полугодии 2007 г., по мнению руководителей опрошенных предприятий, основными видами инновационной деятельности были следующие:
внедрение нововведений (об этом сообщили 56% инновационно-активных предприятий);
проектно-конструкторская работа (24%);
участие в республиканских целевых и региональных научно-технических программах (24%);
научно-технические услуги (11%);
приобретение «ноу-хау», технологий и других видов промышленной собственности (10%);
научно-исследовательская работа (6%);
другие виды инноваций (9%).
Таблица 1 - Обновление продукции в процентах к общему числу инновационно-активных предприятий
Совершенствование ранее выпускаемой продукции |
Освоение продукции, не выпускающейся ранее | |||
на данном предприятии |
в отрасли |
в Казахстане | ||
Основные виды продукции |
46 |
24 |
3 |
45 |
Другие виды продукции |
15 |
18 |
5 |
90 |
Основным результатом инновационной деятельности опрошенных промышленных предприятий в I полугодии 2007 г. предприниматели считают:
повышение качества выпускаемой продукции (48% инновационно-активных предприятий);
рост объема продаж (59%, в том числе на внутреннем рынке – 41% и на внешнем рынке – 18%);
увеличение прибыли (33%);
увеличение рентабельности (25%);
снижение себестоимости продукции (28%);
улучшение условий труда работников (22%);
повышение конкурентоспособности продукции (30%);
рост производительности труда (18%);
в том числе за счет использования импортного оборудования, материалов (26%);
рост реальной заработной платы научно-технических работников (18%);
рост числа постоянных заказчиков на инновационную продукцию (9%).
Среди факторов, ограничивающих инновационную деятельность, по мнению руководителей опрошенных промышленных предприятий, доминирующим является: недостаток собственных финансовых средств (67% инновационно-активных предприятий); высокие налоговые ставки (34%).
Для более 12% инновационно-активных предприятий ограничением служат недостаток кредитов и займов, отсутствие государственной поддержки и большой коммерческий риск. Большинство руководителей инновационно-активных предприятий (86%) оценили состояние инновационной деятельности как «удовлетворительное», 10% – как «хорошее» и 14% - как «плохое». При этом на 83% инновационно-активных предприятиях состояние осталось на уровне II полугодия 2006г., на 16% - оно улучшилось и на 1% - ухудшилось. Во II полугодии 2007г. произошло уменьшение числа инновационно-активных предприятий промышленности по сравнению с I полугодием 2007г. При этом во II полугодии 2007г. по сравнению с I полугодием 2007г. возрасло число инновационно-активных предприятий лишь в горнодобывающей отрасли с 24% до 30%.
По результатам независимого анализа, который был представлен Всемирном банком (ВБ) на состоявшемся II Республиканском инновационном конгрессе, значительным успехам Казахстана последних десяти лет на пути стабилизации экономики способствовали, прежде всего, высокие темпы развития нефтяного сектора. Но впечатляющие финансовые показатели не соответствуют низкому уровню развития перерабатывающих отраслей. Преимущественно сырьевая направленность экономики приводит ее к существенной зависимости от конъюнктуры мировых цен на сырье, и в случае ухудшения обстановки на мировых рынках это может стать серьезным дестабилизирующим фактором, что ведет к экономической и политической зависимости от мирового рынка.
Согласно анализу ВБ, в стране не наблюдается заметного прогресса в направлении формирования инновационной экономики. По своим макроэкономическим показателям Казахстан относится к странам со средним уровнем доходов, но по индексу KEI (уровень применения знаний в экономике) страну можно сравнить только с такими странами, как Кения и Монголия, где доходы населения значительно ниже. В целом, оценка сложившейся ситуации в Казахстане позволяет сделать предположение, что формирование эффективных механизмов поддержки и внедрения инноваций остается слабым звеном национальной инновационной системы.
Финансирование инновационных проектов составляет около 80 миллиардов тенге. Однако в ближайшее время в Фонд устойчивого развития «Казына» поступят активы еще шести казахстанских компаний.
Что касается характеристик существующих парков, то, по последним данным, в рамках парка информационных технологий «Алатау» для реализации на его территории отобрано 12 проектов. Этот технопарк имеет все перспективы стать в будущем операционной платформой для расширения долгосрочного IТ-бизнеса в регионе. Предварительное обсуждение данного подхода с представителями Microsoft и Cisco Systems показывает значительный интерес к этому парку, что можно выгодно использовать для увеличения их инвестиций и локализации бизнеса в Казахстане.
В технопарк «Алгоритм», расположенный в Уральске, поступило 60 заявок. Из них восемь по трансферту технологии, а десять проектов получили положительное заключение экспертного совета и направлены на рассмотрение Национального инновационного фонда. Что касается технопарка UniScienTech в Караганде - экспертным советом рассмотрен 21 проект, отобрано тринадцать, по пяти проектам подготовлены заявки на грантовое финансирование. Однако чтобы добиться серьезных успехов в инновационном развитии, необходимо приобрести еще и доли ведущих IТ-компаний. Только через эти компании путем трансферта технологий можно добиться решительного прорыва. Основная задача фонда «Казына» в настоящий период -содержательное наполнение созданных технопарков.
Сегодня портфель инновационных проектов, в том числе с участием мировых брендов, составляет 18 проектов на сумму более 200 млн. долларов США. Проведены переговоры с компанией «Алкатель Аления Спейс» (ААS) о создании в Казахстане производства спутников, рассматриваются проекты биотехнологических производств, стволовых клеток, новых строительных материалов. Подобный вариант трансферта технологий в долгосрочной перспективе приведет к успешному заимствованию зарубежных технологий и станет движущей силой развития высокотехнологичного сектора индустрии.
В условиях глобализации мирового рынка и нарастания конкуренции во всех его сегментах, инновационный путь развития для Казахстана, как и для всего мира, является безальтернативной стратегией. Учитывая опыт развитых стран и принимая во внимание реальное состояние отечественной экономики, Казахстан должен определить свой вектор инновационного развития. Составляющие его — законодательная, финансово-экономическая и организационная базы — должны способствовать не только использованию имеющегося научно-технического потенциала страны с максимальной отдачей, но и стать основой новой интеллектуальной мощи, которая обеспечит прорыв Казахстана в полусотню самых развитых стран мира. Поэтому выработка целостной политики в управлении наукой и инновациями с корпоративным взаимодействием всех участников инновационного процесса является основным приоритетом главной стратегии страны.
2.2 Роль институтов развития в
повышении конкурентоспособности казахста
Одной из важных задач Стратегии является реализация целевых инвестиционных и научно-технических программ, регулирование инвестиционной и стимулирование инновационной активности, что потребует пересмотра и определенной перестройки действующей системы государственного управления индустриально-инновационным развитием. Для достижения целей, определенных Стратегией, необходимо создание новых и укрепление существующих государственных институтов развития, а именно: Казахстанского инвестиционного фонда, Банка Развития Казахстана, Инновационного фонда, Государственной страховой корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
В целом институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности. Принцип децентрализации означает наличие множественности источников поддержки, включая финансовую, инициатив частного сектора. На практике это означает, что государство не будет сосредоточивать финансовые и информационные ресурсы только в одном институте развития. Это даст возможность:
избежать потенциальных системных ошибок при принятии решений;
заложить основы для конкуренции и, как следствие, более открытой политики при оказании поддержки;
осуществлять более углубленный анализ инициатив частного сектора. Например, если перспективный проект не найдет поддержки в одном из институтов развития, то остается шанс получить ее в другом.
Принцип специализации означает специализацию институтов развития на определенных операциях и/или видах деятельности. Например, Банк Развития Казахстана специализируется на финансировании проектов посредством банковского кредитования; Казахстанский инвестиционный фонд - посредством долевого (неконтрольного) участия в уставном капитале; Инновационный фонд - через гранты, в том числе ученым и научным учреждениям, и долевое участие в капитале. Принцип специализации не означает, что институты развития занимаются только операциями и видами деятельности в рамках специализации. Они могут осуществлять и другие операции (виды деятельности), которые не являются для них основными. Для этого будут установлены лимиты осуществления неосновных операций и видов деятельности.
Принцип конкуренции означает осуществление деятельности институтов развития на конкурентной основе. Такая необходимость связана с тем, что большинство институтов призваны имитировать рыночные институты, которые на данном этапе развития отсутствуют. Учитывая, что имитируемая природа институтов является рыночной, необходимо изначально строить их деятельность на рыночной, т.е. конкурентной, основе. Принцип конкуренции даст возможность оценивать результаты деятельности того или иного института.
Принцип транспарентности
означает создание прозрачной системы
корпоративного управления государственных
институтов развития, обеспечивающей
подотчетность и ответственност
В рамках Стратегии
индустриально-инновационного развития
Республики Казахстан на 2003-2015 годы
создана система
АО «Қазына» является национальной управляющей компанией в отношении национальных институтов развития, созданных в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
В группу АО «Қазына» в настоящее время входят:
1)АО «Банк развития Казахстана»;
2)АО «Инвестиционный фонд Казахстана»;
3)АО «Национальный инновационный фонд»;
4)АО «Государственная
страховая корпорация по
5)АО «Фонд
развития малого
6)АО «Центр маркетингово-аналитических исследований»;
7)ТОО «Казахстанский центр содействия инвестициям.
По состоянию на 1 января 2007 года, портфель инвестиционных проектов институтов развития состоит из 149 одобренных к финансированию проектов на общую сумму 4,1 млрд. долл., с участием институтов развития 1,4 млрд. долл. Профинансированы и финансируются 122 проекта общей стоимостью 2,8 млрд. долл., с участием институтов развития в размере почти 1,0 млрд. долл.
Рассмотрим подробнее деятельность некоторых институтов развития.
Банк Развития Казахстана
Основной задачей
Банка Развития Казахстана является
финансовая поддержка инициатив
частного сектора и государства
(в части инфраструктурных проектов)
путем предоставления долгосрочных
и среднесрочных
Функционирование Банка Развития Казахстана обусловлено тем, что финансовая система не может обеспечить предоставление долгосрочных и низкопроцентных кредитов экономике в силу значительных рисков и необходимости понижения процентных ставок в банковской системе. По мере того, как частный сектор будет способен в полной мере обеспечить эту функцию, Банк Развития Казахстана будет фокусировать свою деятельность в большей мере на инфраструктурных, социальных и региональных проектах. Начиная с 2002 года, с момента решения вопросов фондирования путем заимствования на рынках ссудного капитала, АО «Банк Развития Казахстана» (далее – Банк) приступил к практической реализации поставленных перед ним задач по кредитованию экономики в соответствии с инвестиционными приоритетами установленных Меморандумом. Решение об оказании такой финансовой поддержки будет осуществляться после комплексного анализа по методологии ЦДС и выявления наиболее важных элементов цепочки. Анализ по методологии ЦДС должен также осуществляться в технологическом и иных важных для проекта аспектах. При этом одним из первоочередных критериев оценки проектов будет являться их коммерческая окупаемость. В ближайшей перспективе будет осуществляться институциональное укрепление Банка Развития Казахстана, предполагающее увеличение уставного капитала, возможность создания дочерних специализированных финансовых организаций, в частности лизинговых. Кроме того, Банку Развития Казахстана, возможно, будет предоставлено право финансирования проектов за пределами Республики Казахстан.
Информация о работе Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане