Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью работы является исследование деятельности предприятий в свете индустриально-инновационной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инноваций как главной движущей силы развития современной экономики.
2. Провести анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
3. Описать основные направления пути совершенствования инвестиционно-инновационной политики в Казахстане.
Введение
1. Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
1.1 Инновации как экономическая категория. Инновационная политика
1.2 Приоритеты инновационно-индустриальной политики: мировой опыт и направления в развитии казахстанской экономики
2. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.1 Индустриально-инновационное развитие Казахстана на современном этапе, проблемы и их решение
2.2 Роль институтов развития в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики
2.3 Региональные аспекты реализации стратегии индустриально-инновационного развития
3. Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане
3.1 Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях
3.2 Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
Заключение
Список использованных источников
С 2007 года институт
развития Казахстана – АО «Национальный
Инновационный Фонд» (НИФ), входящий
в состав госхолдинга «Казына», осваивает
новое направление –
Участие Национального
Инновационного Фонда в международном
бизнесе трансферта технологий, прежде
всего, является государственной политикой.
В Казахстане приняты принципы построения
инновационной системы
Первый опыт
инвестирования за рубеж был осуществлен
в начале 2007 года, когда АО «НИФ»
приобрел акции компании SAFE ID Solutions
AG (Германия), работающей в сфере
инновационных
В 2007 году в Казахстане
создано совместное предприятие SAFE
ID Solutions CIS. Это СП планирует создать
демо-центр в Парке
Инвестиционный фонд Казахстана
Инвестиционный фонд Казахстана является одним из государственных институтов развития Республики Казахстан. Деятельность Фонда началась в июле 2003 года. Организационно-правовая форма - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале. Размер уставного капитала – 37,9 миллиардов тенге, или 296 млн. долларов США, в последующем планируется его поэтапное увеличение.
В 2003-2006 г. в АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (далее – Фонд) на рассмотрение поступило 362 проекта на общую сумму 9,8 млрд. долларов США. Проекты, рассматриваемые Фондом, в основном нацелены на создание новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также на совершенствование действующих предприятий, в таких отраслях, как производство строительных материалов, агропромышленный комплекс, стекольная промышленность, металлургия, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, рыбная промышленность, инфраструктура (энергетическая и транспортная) и др.
Структура поступивших в 2003-2006 гг. на рассмотрение проектов показывает охват всех регионов республики. Наибольшее количество поступивших проектов из Алматинской области – 67 проектов на общую стоимость – 776,8 млн. долларов США, из Алматы – 36 проектов, Южно-Казахстанской области – 35 проектов. Наименьшее – из Кзыл-Ординской и Атырауской областей по 7 проектов, а также из г. Астаны – 8 проектов (таблица 2).
Таблица 2 - Структура поступивших проектов и концепций по регионам
Регионы Республики Казахстан |
за 2003-2006 год | |
Кол-во проектов |
млн. долларов США | |
Акмолинская область |
15 |
240,5 |
Актюбинская область |
19 |
570,8 |
Алматинская область |
67 |
776,8 |
Атырауская область |
7 |
210,9 |
Восточно-Казахстанская область |
28 |
619,1 |
г. Алматы |
36 |
365,4 |
г. Астана |
8 |
133,24 |
Жамбылская область |
20 |
1642 |
Западно-Казахстанская область |
16 |
676,6 |
Карагандинская область |
26 |
665,2 |
Костанайская область |
12 |
330,2 |
Кызылординская область |
7 |
500 |
Мангистауская область |
17 |
864 |
Павлодарская область |
11 |
954,5 |
Северо-Казахстанская область |
15 |
226 |
Южно-Казахстанская область |
35 |
338,7 |
не определен |
11 |
532.8 |
за пределами РК |
12 |
194,7 |
Общий итог |
362 |
9,8 млрд. долл. США |
В отраслевом разрезе наибольшее количество составляют проекты по производству строительных материалов – 98 проектов на общую сумму 1,8 млрд.долл. США и пищевых продуктов и переработки с/х сырья – 66 проектов на сумму 788,75 млн.долл. США, наименьшее – производство электроэнергии, тепла, нефте-, газо-, горнодобывающая промышленность – 28 проектов на общую сумму 307 млн.долл. США (таблица 3).
По состоянию на 1 июля 2006 года Фондом профинансировано (участие в уставном капитале) 27 проектов общей стоимостью свыше 861,4 млн.долларов США. Участие Фонда – 185,7 млн. долларов США.
Таблица 3 - Отраслевая структура поступивших проектов и концепций
Отрасли |
за 2003-2006 гг. | |
Кол-во проектов |
млн. долл. США | |
Производство электроэнергии, тепла, нефте-, газо-, горнодобывающая промышленность |
28 |
307 |
Химическая промышленность |
55 |
2218 |
Металлургия |
38 |
2975 |
Машиностроение |
33 |
582 |
Производство строительных материалов |
98 |
1871,9 |
Производство пищевых
продуктов, переработка |
66 |
788,75 |
Другие |
44 |
1089 |
Общий итог |
362 |
9,8 |
Целью деятельности АО «Национальный инновационный фонд» (далее – Фонд) является создание благоприятного климата для повышения инновационной активности в стране, содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств, а также стимулирование коммерциализации новых технологий и инновационных проектов. Фонд принимает активное участие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-20015 годы и ему отведена ключевая роль в реализации Программы по формированию и развитию Национальной инновационной системы до 2015 года.
В целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан осуществлялось ежегодное пополнение уставного капитала Фонда. По состоянию на 1.07.2006 г. уставный капитал Фонда составлял 28 104,8 млн. тенге, в том числе «ЦИТТ» – 4 184,4 млн. тенге. Основными направлениями деятельности Фонда являются: инвестирование и привлечение инвестиций в создание венчурных фондов на территории Республики Казахстан, инвестирование в зарубежные венчурные фонды, в компании, реализующие инновационные проекты, в создание специализированных субъектов инновационной деятельности (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов), а также финансирование опытно-конструкторских разработок.
К сожалению, в Казахстане до сих пор не сложилась культура прямых инвестиций, а Инвестиционный фонд так и не смог стать пионером в этой отрасли. Один из главных проблемных моментов, связанных с портфелем фонда - это заложенное при инвестициях ограничение доходности на капитал. Основополагающим принципом прямых инвестиций является изначальная нацеленность инвесторов на выход из компании с максимальной прибылью через продажу своей доли по рыночной цене. Важно, что потери с одних проектов перекрываются прибылью с других, позволяя получить итоговую положительную доходность по всему портфелю. Именно этот принцип в ИФК не соблюдался. Партнеры фонда, владеющие контрольными пакетами акций компаний, получали право на выкуп доли фонда по ставке доходности не более простых 9% годовых вне зависимости от финансовых показателей проекта. Таким образом, ИФК был строго ограничен в отношении доходности на вложенный капитал. По своей сути ИФК превратился в источник дешевого беззалогового кредитования со всеми сопутствующими рисками. Поэтому определен срок прекращения деятельности ИФК – это конец 2018 года. Приватизация фонда в соответствии со стратегией индустриально-инновационного развития, будет проведена до 2012 года и доля «Казыны» или государства будет не более 25% + 1 акция.
Также определен горизонт инвестиций до 7 лет. Это означает, что в ближайшие три года фонд будет закрыт с точки зрения размещения средств, и инвестиционный портфель (порядка 50 проектов), будет окончательно сформирован. При этом 2008 год станет последним годом финансирования ИФК из бюджета.
Минимальное участие в проекте планируется на уровне 2% от капитализации фонда, что составляет 750 млн. тенге на сегодняшний день. Внутренняя норма рентабельности по новым проектам заложена не менее 20%, выход из проектов будет только на рыночных условиях. В результате внедрения новых подходов фонд получает абсолютно новые и конкретные ориентиры в работе, что важно для инвесторов [26].
Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций
С целью оказания
государственной поддержки
Основной целью Корпорации является стимулирование экспорта несырьевых товаров, услуг, работ и прямых инвестиций за рубеж путем страхования от коммерческих и политических рисков. Основная цель Корпорации определила круг основных задач, которые она должна решать. К ним относятся: страхование экспорта несырьевых товаров и услуг, страхование прямых инвестиций за рубеж и оказание консультационных услуг по вопросам страхования внешнеэкономической деятельности. Согласно принятым правилам страхования Корпорация к политическим рискам относит: экспроприацию, национализацию, конфискацию; ограничение или запрет конвертации валют, перевода платежей; войны, гражданские волнения, массовые беспорядки; одностороннее расторжение или неисполнение контракта госорганом иностранного государства; действие госоргана иностранного государства, ограничивающее или запрещающее поставку, а к коммерческим рискам относятся: банкротство покупателя и неисполнение покупателем контрактных обязательств. В настоящее время, Корпорация предлагает следующие основные страховые продукты своим клиентам (резидентам Республики Казахстан):
Рисунок 8 - Страхование кредита покупателю
Страхование предотгрузочных рисков;
Страхование кредита покупателю с участием банка покупателя;
Страхование кредита поставщика;
Страхование документарного аккредитива;
Страхование тендерных гарантий;
Страхование банковских гарантий;
Страхование кредита покупателю;
Страхование факторинговых операций;
Страхование инвестиций;
Страхование гарантий возврата авансового платежа;
Страхование лизинга.
Каждый продукт имеет свою отличительную черту и соответственно схему реализации. Например, страхование кредита покупателю предполагает защиту Банка экспортера от риска неплатежа со стороны покупателя вследствие коммерческих/политических рисков по кредиту, предоставляемому Покупателю для оплаты экспортного контракта.
За период январь-декабрь
2006 года Корпорацией заключены 232 договора
факультативного
Динамика поданных проектов на страхование свидетельствует о сложившейся устойчивой тенденции роста востребованности услуг, предоставляемых Корпорацией среди отечественных предпринимателей. Так,
Информация о работе Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане