Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование деятельности предприятий в свете индустриально-инновационной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инноваций как главной движущей силы развития современной экономики.
2. Провести анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
3. Описать основные направления пути совершенствования инвестиционно-инновационной политики в Казахстане.

Содержание работы

Введение
1. Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
1.1 Инновации как экономическая категория. Инновационная политика
1.2 Приоритеты инновационно-индустриальной политики: мировой опыт и направления в развитии казахстанской экономики
2. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.1 Индустриально-инновационное развитие Казахстана на современном этапе, проблемы и их решение
2.2 Роль институтов развития в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики
2.3 Региональные аспекты реализации стратегии индустриально-инновационного развития
3. Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане
3.1 Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях
3.2 Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

приоритеты индустриално-инновационного развития к-на и роль казахстанских институтов.doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

С 2007 года институт развития Казахстана – АО «Национальный  Инновационный Фонд» (НИФ), входящий в состав госхолдинга «Казына», осваивает  новое направление – инвестирование в высокотехнологичные start-up компании за рубежом.

Участие Национального  Инновационного Фонда в международном  бизнесе трансферта технологий, прежде всего, является государственной политикой. В Казахстане приняты принципы построения инновационной системы открытого  типа, которая одинаково восприимчива как к внутренним, так и внешним разработкам и ноу-хау. При этом внимание спикеров пресс-конференции было акцентировано на том, что более 80% средств из проектного портфеля Национального Инновационного Фонда приходится на финансирование отечественных компаний.

Первый опыт инвестирования за рубеж был осуществлен  в начале 2007 года, когда АО «НИФ»  приобрел акции компании SAFE ID Solutions AG (Германия), работающей в сфере  инновационных персонализационных решений по созданию биометрических паспортов и удостоверений личности. Стоит отметить, что темпы роста компании за последний год превышают прогнозные показатели. Кроме Казахстана, SAFE ID Solutions AG работает в Германии, Лихтенштейне, Испании, Индонезии, Египте, Кувейте и других странах.

В 2007 году в Казахстане создано совместное предприятие SAFE ID Solutions CIS. Это СП планирует создать  демо-центр в Парке информационных технологий Alatau IT City, который будет  осуществлять поставки продукции компании по СНГ уже не из Германии, а непосредственно из нашей республики. Во второй половине 2007 года АО «НИФ» с целью трансферта технологий заключены сделки по покупкам акций 3-х start-up компаний в Израиле, работающих в сфере информационных технологий и телекоммуникационных решений. В их числе Extricom, EthOS Networks, WiNetworks.

Инвестиционный  фонд Казахстана

Инвестиционный  фонд Казахстана является одним из государственных институтов развития Республики Казахстан. Деятельность Фонда  началась в июле 2003 года. Организационно-правовая форма - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале. Размер уставного капитала – 37,9 миллиардов тенге, или 296 млн. долларов США, в последующем планируется его поэтапное увеличение.

В 2003-2006 г. в АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (далее – Фонд) на рассмотрение поступило 362 проекта на общую сумму 9,8 млрд. долларов США. Проекты, рассматриваемые Фондом, в основном нацелены на создание новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также на совершенствование действующих предприятий, в таких отраслях, как производство строительных материалов, агропромышленный комплекс, стекольная промышленность, металлургия, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, рыбная промышленность, инфраструктура (энергетическая и транспортная) и др.

Структура поступивших  в 2003-2006 гг. на рассмотрение проектов показывает охват всех регионов республики. Наибольшее количество поступивших проектов из Алматинской области – 67 проектов на общую стоимость – 776,8 млн. долларов США, из Алматы – 36 проектов, Южно-Казахстанской области – 35 проектов. Наименьшее – из Кзыл-Ординской и Атырауской областей по 7 проектов, а также из г. Астаны – 8 проектов (таблица 2).

Таблица 2 - Структура  поступивших проектов и концепций  по регионам

Регионы Республики Казахстан

за 2003-2006 год

Кол-во проектов

млн. долларов США

Акмолинская область

15

240,5

Актюбинская область

19

570,8

Алматинская область

67

776,8

Атырауская область

7

210,9

Восточно-Казахстанская  область

28

619,1

г. Алматы

36

365,4

г. Астана

8

133,24

Жамбылская область

20

1642

Западно-Казахстанская  область

16

676,6

Карагандинская область

26

665,2

Костанайская область

12

330,2

Кызылординская область

7

500

Мангистауская область

17

864

Павлодарская область

11

954,5

Северо-Казахстанская область

15

226

Южно-Казахстанская область

35

338,7

не определен

11

532.8

за пределами РК

12

194,7

Общий итог

362

9,8 млрд. долл. США


В отраслевом разрезе  наибольшее количество составляют проекты  по производству строительных материалов – 98 проектов на общую сумму 1,8 млрд.долл. США и пищевых продуктов и переработки с/х сырья – 66 проектов на сумму 788,75 млн.долл. США, наименьшее – производство электроэнергии, тепла, нефте-, газо-, горнодобывающая промышленность – 28 проектов на общую сумму 307 млн.долл. США (таблица 3).

По состоянию  на 1 июля 2006 года Фондом профинансировано (участие в уставном капитале) 27 проектов общей стоимостью свыше 861,4 млн.долларов США. Участие Фонда – 185,7 млн. долларов США.

Таблица 3 - Отраслевая структура поступивших проектов и концепций

Отрасли

за 2003-2006 гг.

Кол-во проектов

млн. долл. США

Производство электроэнергии, тепла, нефте-, газо-, горнодобывающая  промышленность

28

307

Химическая промышленность

55

2218

Металлургия

38

2975

Машиностроение

33

582

Производство строительных материалов

98

1871,9

Производство пищевых  продуктов, переработка сельскохозяйственного  сырья

66

788,75

Другие

44

1089

Общий итог

362

9,8


Целью деятельности АО «Национальный инновационный  фонд» (далее – Фонд) является создание благоприятного климата для повышения инновационной активности в стране, содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств, а также стимулирование коммерциализации новых технологий и инновационных проектов. Фонд принимает активное участие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-20015 годы и ему отведена ключевая роль в реализации Программы по формированию и развитию Национальной инновационной системы до 2015 года.

В целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан осуществлялось ежегодное пополнение уставного капитала Фонда. По состоянию на 1.07.2006 г. уставный капитал Фонда составлял 28 104,8 млн. тенге, в том числе «ЦИТТ» – 4 184,4 млн. тенге. Основными направлениями деятельности Фонда являются: инвестирование и привлечение инвестиций в создание венчурных фондов на территории Республики Казахстан, инвестирование в зарубежные венчурные фонды, в компании, реализующие инновационные проекты, в создание специализированных субъектов инновационной деятельности (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов), а также финансирование опытно-конструкторских разработок.

К сожалению, в  Казахстане до сих пор не сложилась  культура прямых инвестиций, а Инвестиционный фонд так и не смог стать пионером в этой отрасли. Один из главных проблемных моментов, связанных с портфелем фонда - это заложенное при инвестициях ограничение доходности на капитал. Основополагающим принципом прямых инвестиций является изначальная нацеленность инвесторов на выход из компании с максимальной прибылью через продажу своей доли по рыночной цене. Важно, что потери с одних проектов перекрываются прибылью с других, позволяя получить итоговую положительную доходность по всему портфелю. Именно этот принцип в ИФК не соблюдался. Партнеры фонда, владеющие контрольными пакетами акций компаний, получали право на выкуп доли фонда по ставке доходности не более простых 9% годовых вне зависимости от финансовых показателей проекта. Таким образом, ИФК был строго ограничен в отношении доходности на вложенный капитал. По своей сути ИФК превратился в источник дешевого беззалогового кредитования со всеми сопутствующими рисками. Поэтому определен срок прекращения деятельности ИФК – это конец 2018 года. Приватизация фонда в соответствии со стратегией индустриально-инновационного развития, будет проведена до 2012 года и доля «Казыны» или государства будет не более 25% + 1 акция.

Также определен  горизонт инвестиций до 7 лет. Это означает, что в ближайшие три года фонд будет закрыт с точки зрения размещения средств, и инвестиционный портфель (порядка 50 проектов), будет окончательно сформирован. При этом 2008 год станет последним годом финансирования ИФК из бюджета.

Минимальное участие  в проекте планируется на уровне 2% от капитализации фонда, что составляет 750 млн. тенге на сегодняшний день. Внутренняя норма рентабельности по новым проектам заложена не менее 20%, выход из проектов будет только на рыночных условиях. В результате внедрения новых подходов фонд получает абсолютно новые и конкретные ориентиры в работе, что важно для инвесторов [26].

Государственная страховая корпорация по страхованию  экспортных кредитов и инвестиций

С целью оказания государственной поддержки экспансии  казахстанского капитала, товаров и  услуг на внешние рынки, а также дальнейшего развития и полной реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана было создано Акционерное общество «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций». Созданная в 2003 году «Государственная страховая корпорация» является одним из основных инструментов государственной финансовой поддержки экспортеров и инвесторов за рубежом, и выполняет функции экспортного кредитного агентства Казахстана. Весной 2006 года Корпорация вошла в состав и стала одним из новых институтов развития АО «Фонд Устойчивого Развития «Казына», которому было передано в управление 100 % акций Корпорации от Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. Корпорация является первой страховой организацией Республики Казахстан, получившей 4 ноября 2004 года рейтинг финансовой надежности Moody’s – «Ba1», прогноз по рейтингу - «стабильный». В августе 2006 года рейтинг был повышен до «Baa1» с тем же прогнозом. В декабре месяце 2007 года Агентство «Moody’s» подтвердило рейтинг на уровне «Baa1» с прогнозом по рейтингу «стабильный».

Основной целью  Корпорации является стимулирование экспорта несырьевых товаров, услуг, работ и  прямых инвестиций за рубеж путем  страхования от коммерческих и политических рисков. Основная цель Корпорации определила круг основных задач, которые она должна решать. К ним относятся: страхование экспорта несырьевых товаров и услуг, страхование прямых инвестиций за рубеж и оказание консультационных услуг по вопросам страхования внешнеэкономической деятельности. Согласно принятым правилам страхования Корпорация к политическим рискам относит: экспроприацию, национализацию, конфискацию; ограничение или запрет конвертации валют, перевода платежей; войны, гражданские волнения, массовые беспорядки; одностороннее расторжение или неисполнение контракта госорганом иностранного государства; действие госоргана иностранного государства, ограничивающее или запрещающее поставку, а к коммерческим рискам относятся: банкротство покупателя и неисполнение покупателем контрактных обязательств. В настоящее время, Корпорация предлагает следующие основные страховые продукты своим клиентам (резидентам Республики Казахстан):

Рисунок 8 - Страхование  кредита покупателю

Страхование предотгрузочных  рисков;

Страхование кредита  покупателю с участием банка покупателя;

Страхование кредита  поставщика;

Страхование документарного аккредитива;

Страхование тендерных  гарантий;

Страхование банковских гарантий;

Страхование кредита  покупателю;

Страхование факторинговых  операций;

Страхование инвестиций;

Страхование гарантий возврата авансового платежа;

Страхование лизинга.

Каждый продукт  имеет свою отличительную черту  и соответственно схему реализации. Например, страхование кредита покупателю предполагает защиту Банка экспортера от риска неплатежа со стороны покупателя вследствие коммерческих/политических рисков по кредиту, предоставляемому Покупателю для оплаты экспортного контракта.

За период январь-декабрь 2006 года Корпорацией заключены 232 договора факультативного перестрахования(ретроцессии) (217 - за аналогичный период 2005 года), объем собранной перестраховочной премии по которым, составляет порядка 178,5 миллиона тенге (126 млн. тенге - за аналогичный период 2005 г.). За весь период деятельности по состоянию на 1 января 2007 г. в Корпорацию подано 252 проекта на страхование экспортных кредитов и инвестиций на сумму 99,4 млрд. тенге (774,9 млн.долл.США).

Динамика поданных проектов на страхование свидетельствует о сложившейся устойчивой тенденции роста востребованности услуг, предоставляемых Корпорацией среди отечественных предпринимателей. Так,

Информация о работе Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане